Автор: Евгений Беспалов, 17 Октября 2010 в 09:18, курс лекций
1.1 Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления
нет
В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853–1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности».
Эмерсон считал: … «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит, прилагать к делу усилия минимальные».
Основатель
американского
В
целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов
Гилберт, Форда и др. заключается
в утверждении следующих
1.
Использование научного
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение.
3.
Обеспечение работников
4.
Систематическое и правильное
использование материального
5.
Выделение планирования и
6.
Утверждение менеджмента в
2.2 Административная (классическая)
школа менеджмента (А. Файоль,
Л. Урвик, Д. Муни)
Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни.
Целью
административной школы было создание
универсальных принципов
Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
Файоль сформулировал 14 принципов:
Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – производимых на любом предприятии и являющихся взаимозависимыми.
Административные операции Файоль разделил на: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию, т.е. на основные функции управления.
Планирование – определяет цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.
Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.
Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей.
Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.
Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль – «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное.
Основной
вклад представителей административной
школы в теорию менеджмента состоит в
том, что они рассматривали управление
как универсальный процесс, состоящий
из нескольких взаимосвязанных функций,
и изложили основные принципы управления.
Они сформулировали систематизированную
теорию управления всей организации, выделив
управление как особый вид деятельности.
2.3
Школа человеческих
отношений и поведенческих
наук. Количественный
подход
В 30–50-х гг. ХХ века на Западе получило распространение «неоклассическая» школа управления.
Перенос
центра тяжести в управлении с
выполнения задач на отношения между
людьми является основной отличительной
характеристикой школы
Американа Мэри Паркер Фоллетт (1866–1933) в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейло (1880–1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел работу, получившую название «хаторнские эксперименты». Опыты в Хаторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 гг. целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.
«Хаторнские
эксперименты» положили начало многочисленным
исследованиям взаимоотношений в организациях,
учету психологических явлений в группах,
выявлению мотивации и труду межличностных
отношениях; подчеркнули роль отдельного
человека и оказания психологического
воздействия на человека, оптимизирующие
деятельность организаций.
Основная литература
1. Гвишиани Д.Н. Организация и управление. Изд. 3-е перераб. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.
2. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М., 1997.
3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П. и др. – М.: ИНФРА – М, 1995.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело». 1992.
5. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: «Тандем», ЭКМОС, 1997.
6. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.
Информация о работе Природа управления и исторические предпосылки его развития