Природа управления и исторические предпосылки его развития

Автор: Евгений Беспалов, 17 Октября 2010 в 09:18, курс лекций

Описание работы

1.1 Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Лекция История менеджмента.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

     В 1912 году в книге «Производительность  как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853–1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности».

     Эмерсон считал: … «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит, прилагать к делу усилия минимальные».

     Основатель  американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их».

     В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается  в утверждении следующих принципов  научного управления:

     1. Использование научного анализа  для определения оптимальных  способов выполнения задачи;

     2. Отбор работников, наиболее подходящих  для выполнения определенных  задач и их обучение.

     3. Обеспечение работников ресурсами,  требующими для эффективного  выполнения задач;

     4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности.

     5. Выделение планирования и обдумывание  в отдельный процесс;

     6. Утверждение менеджмента в качестве  самостоятельной формы деятельности, науки формирования функций менеджмента. 

 

      2.2 Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни) 

     Файоль  создал «теорию администрации», которая  была в дальнейшем развита Урвиком  и Муни.

     Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно достигнет успеха.

     Принципы  управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность  управления.

     Файоль  сформулировал 14 принципов:

  1. Разделение труда.
  2. Власть и ответственность.
  3. Дисциплина.
  4. Единачалие.
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение частных интересов общим.
  7. Вознаграждение.
  8. Иситрилизация.
  9. Скалярная цепь (цепь начальников).
  10. Справедливость.
  11. Стабильность рабочего места для персонала.
  12. Корпоративный дух.

     Файоль  выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – производимых на любом предприятии и являющихся взаимозависимыми.

     Административные  операции Файоль разделил на: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию, т.е. на основные функции управления.

     Планирование – определяет цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

     Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.

     Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей.

     Контроль  – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.

     Координация – достижение согласованности в  работе всех звеньев системы путем  установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

     Теории  управления Тейлора и Файоля имеют  не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль – «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное.

     Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности. 

     2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход 

     В 30–50-х гг. ХХ века на Западе получило распространение «неоклассическая» школа управления.

     Перенос центра тяжести в управлении с  выполнения задач на отношения между  людьми является основной отличительной  характеристикой школы человеческих отношений. Она выдвинула требование «человек – главный объект внимания». Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении. Основоположник школы немецкий психолог Гуло Мюнстерберг (1863–1916), переехавший в 1892 г. в США и преподававший в Гарварском университете. Его школа подготовила первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

     Американа Мэри Паркер Фоллетт (1866–1933) в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

     Особая  заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит  психологу Элтону Мейло (1880–1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел работу, получившую название «хаторнские эксперименты». Опыты в Хаторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 гг. целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

     «Хаторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации и труду межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организаций. 

 

      Основная литература 

1. Гвишиани Д.Н. Организация и управление. Изд. 3-е перераб. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.

2. История  менеджмента: Учебное пособие/  Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М., 1997.

3. Менеджмент  организации. Учебное пособие.  Под ред. Румянцевой З.П. и др. – М.: ИНФРА – М, 1995.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело». 1992.

5. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: «Тандем», ЭКМОС, 1997.

6. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.

Информация о работе Природа управления и исторические предпосылки его развития