Принятия управленческих решений в условиях неопределённости

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:54, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка оптимальной стратегии деятельности фирмы в условиях неопределённости. В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
 описать сущность и виды управленческих решений;
 изучить этапы принятия управленческих решений различными школами управления;

Содержание

Введение……………………………………………………….3стр
1.Принятия управленческих решений в условиях
Неопределённости…………………………………………….5стр
1.1. Сущность и классификация управленческих решений...5стр
1.2. Анализ принятия решений Российской школой управления..6стр
1.3 Технология принятия управленческих решений…………8стр
2. Практическая часть
2.1. Характеристика исследуемого объекта…………………11стр
2.2 Принятие управленческого решения в условиях неопределённости спроса………………………………………………………… 14стр
Заключение…………………………………………………… 17стр
Литература……………………………………………………..19стр

Работа содержит 1 файл

рур.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Конечный результат работы на пятом  этапе – вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, предложенных системными аналитиками лицу, принимающему решение поданной проблеме.

На шестом этапе менеджерами оцениваются альтернативы на основе информации, предоставленной аналитиками, и дополнительной (субъективных суждений, мнений акционеров и т.п.).

На седьмом  этапе окончательно принимается и оформляется решение.

Восьмым этапом является реализация управленческого решения.

Поиск таких решений  является многошаговым, в ходе его  постоянно сравниваются цели с возможностями  их достижения, отыскиваются новые  возможности.

 

2. Практическая часть

2.1 Характеристика исследуемого объекта

Данная глава посвящена  характеристике конкретной фирме. В ней представлено описание компании с точки зрения факторов внутренней и внешней среды.

Санкт-Петербургский торговый дом «ЭРГ» создан в форме общества с ограниченной ответственностью.

Миссией данного предприятия  является производство и продажа термоусаживающей кабельной аппаратуры типов СТп, КНТп, КВТп, КНСт, СС, а также гильз, наконечников, металлорукавов, свинцовых муфт и другой сопутствующей арматуры.

Структура предприятия  включает в себя функциональную и  управленческую структуру. Организационная и управленческая структура малого предприятия «ЭРГ» представлены соответственно на рисунках 6 и 7.

Каждая составляющая организационной структуры выполняет  свои функции. Отдел сбыта обеспечивает связь с партнёрами. Отдел рекламы  – рекламное сопровождение сбыта. Склад организует приём, хранение и отгрузку товарно-материальных ценностей. В сборочном цехе осуществляется сборка деталей в изделие, маркировка и упаковка товара. Сервис-центр предоставляет информационную поддержку клиентам и консультации специалистов. Финансовый отдел отвечает за ведение внутреннего учёта.

 













 

Рис. 5 – Дерево целей предприятия «ЭРГ»





 



 


 

Рис. 6 – Функциональная структура предприятия

 

 



 



 

 


 

Рис. 7 – Управленческая структура предприятия «ЭРГ»

Как и любая система, предприятие «ЭРГ» действует в совокупности и во взаимодействии с внешней средой. Такое взаимодействие заключается в регулировании деятельности предприятия со стороны государственных органов власти, политических процессов, происходящих в стране, социокультурных и демографических особенностей населения.

Политические процессы, происходящие в стране, также оказывают  опосредованное воздействие в той  мере, в какой снижается покупательная способность населения по отношению ко всем товарам и услугам, и в частности к медицинской технике.

К среде непосредственного  окружения относятся потребители, конкуренты, поставщики.

Численность персонала  предприятия «ЭРГ» составляет 225 человек. Стиль руководства на данном прелприятии – мотивационный. Высший эшелон управления на предприятии (директор и менеджерв отделов) имеет высшее образование. Специалисты производственно-технического отдела имеют средне-техническое образование. Главный бухгалтер также имеют высшее образование. А работники отделов рекламы и сбыта – средне-специальное образование.

2.2 Принятие управленческого решения в условиях неопределённости спроса

При принятии решений  в условиях отсутствия информации о  вероятности появления тех или иных событий используются критерии и правила: максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы из всех худших значений; максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с лучшим значением; минимакс (минимизация сожалений по поводу упущенной прибыли) и правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

Рассмотрим проблему принятия управленческого решения  в условиях неопределённости спроса на кабельную арматуру. В условиях неопределённости директору рассматриваемого предприятия необходимо принять решение по выпуску термоусаживаемой кабельной арматуры типа СТп из нескольких альтернатив.

Возможны следующие  варианты решений:

а1: Продолжать выпускать продукцию, соответствующую по качеству и количеству прежним выпускам.

а2: Добиться снижения цены путём снижения издержек на данное изделие и увеличить объём выпуска продукции на 10%.

а3: Улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.3

В таблице 2 приведены  прогнозируемые показатели прибыли (в руб.) по каждой альтернативе в зависимости от изменения спроса на данную продукцию.

Таблица 2.

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

а1

4000

7000

10000

а2

6000

8000

9500

а3

5000

9000

12000


 

Выберем необходимое  решение, используя критерии и правила принятия управленческих решений в условиях неопределённости.

По правилу максимин (критерий Ваальда) из данных альтернатив выбираем ту, которая при самом неблагоприятном состоянии спроса имеет наибольшее значение прибыли. С этой целью в каждой сточке матрицы фиксируем альтернативы с самым маленьким значением прибыли, и из отмеченных минимальных выбираем максимальное. Результаты расчётов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

mini

а1

4000

7000

10000

4000

а2

6000

8000

9500

6000*

а3

5000

9000

12000

5000


 

Максимумом минимальных  значений является значение прибыли  для альтернативы а2. Следовательно, руководствуясь правилом Ваальда, следует принять вторую альтернативу.

В соответствии с правилом максимакс выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением прибыли. Используя это правило, определяют максимальные значения для каждой строки и выбирают наибольшее из них. Данные расчётов представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

mini

а1

4000

7000

10000

10000

а2

6000

8000

9500

9500

а3

5000

9000

12000

12000*


Следуя правилу максимакса, необходимо выбрать третью альтернативу.

В отличие от максимина минимакс (критерий Севиджа) ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли..

Результат расчётов представлен  в таблице 5.

 

Таблица 5.

Альтернатива / Спрос

Низкий

Средний

Высокий

mini

а1

2000

2000

2000

2000

а2

0

1000

2500

2500

а3

1000

0

0

1000*


 

В данном случае следует выбрать третью альтернативу.

В соответствии с правилом Гурвица, которое называют также правилом оптимизма-пессимизма, оптимальную альтернативу рассчитывают с помощью коэффициента оптимизма α. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α=0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.

Расчётные данные представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Альтернат-тива / Спрос

 

Низкий

 

Средний

 

Высокий

 

(1–0,3) miniП

 

0,3maxiП

(1–0,3) miniП +0,3maxiП

а1

4000

7000

10000

2800

3000

5800

а2

6000

8000

9500

4200

2850

7050

а3

5000

9000

12000

3500

3600

7100*


 

На основании проведённых  расчётов директор ТД «ЭРГ» делает вывод о том, что альтернатива а3 является наиболее приемлемой и выгодной в данных условиях. Следовательно, компании «ЭРГ» необходимо в ближайшем будущем улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.

 

 

 

Заключение

На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Принятие управленческих решений является одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия. Для российских предпринимателей характерно принятие управленческих решений в условиях неопределённости. Неопределённость обусловлена социально-политическими, административно-законодательными, производственными, коммерческими, финансовыми и другими факторами, а также быстро меняющимися обстоятельствами.

Управленческие решения  подразделяют на рациональные решения, решения, основанные на суждении, и интуитивные решения. Наиболее эффективными являются рациональные управленческие решения, так как они не основываются на прошлом опыте, а обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

На протяжении развития менеджмента проблемой принятия управленческих решений занимались различные школы управления: немецкая, американская, японская и российская. Обобщая и анализируя представления различных школ о процессе принятия решения, можно выявить следующие особенности:

  • принятие решений – это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов;
  • на всех этапах принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации;
  • на всех этапах процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения;
  • процесс принятия решения представляется как системная деятельность менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности людей.

Процесс принятия решений  в технологическом аспекте можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.

 В данной работе приведены общие критерии рационального выбора вариантов решений из множества возможных. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений.

К этим критериям относятся:

  • критерий Ваальда (Правило максимин);
  • правило максимакс;
  • критерий Севиджа (правило минимакс);
  • правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

Информация о работе Принятия управленческих решений в условиях неопределённости