Приняти решений и проблема делегирования полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 03:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие принципов делегирования полномочий и принятия решений.
Задачи работы:
Раскрыть понятие управленческих решений.
Проанализировать основные принципы делегирования полномочий.
Рассмотреть процесс разработки и принятия решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................2
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ………………………………………………...4
1.1 Этапы решения проблем………………………………………………..…………...5
1.2 Требования предъявляемые к управленческому решению………………….…....7
2 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ…………………………….8
3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ..…… ………..11
3.1 Понятия и сущность делегирования полномочий полномочия и их виды………15
3.2 Централизация и децентрализация управления……………………………………19
3.3 Рекомендации ………………………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................….............................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................28

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ Приняти решений и проблема делегирования полномочий).docx

— 87.88 Кб (Скачать)

технологическая – проявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения;

правовая – состоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д [6].

Общая схема этапов разработки управленческих решений:

   1. Получение информации о ситуации.

   2. Определение целей.

   3. Разработка оценочной системы.

   4. Анализ ситуации.

   5. Диагностика ситуации.

   6. Разработка прогноза развития  ситуации.

   7. Генерирование альтернативных вариантов  решения.

   8. Отбор основных вариантов управляющих  воздействий.

   9.Разработка  сценариев развития ситуации.

   10.Экспертная  оценка основных вариантов управляющих  воздействий.

   11. Коллективная экспертная оценка.

   12. Принятие решения ЛРП.

   13. Разработка плана действий.

   14. Контроль реализации плана.

   15.Анализ  результатов развития ситуации  после управленческих воздействий.

   Собрав  и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-либо вопросу решения), определив  цель принятия управленческого решения, исполнитель приступает к подготовке его проекта.

   Следующим этапом является его реализация, которая  представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков [1].

   Принятие  управленческих решений – достаточно сложный и ответственный процесс, включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий создания специальных служб. Так, например, выборочные исследования показывают, что 70-80% времени работников аппарата управления расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса принятия управленческих решений [5].

   Для того чтобы принять эффективное  управленческое решение, менеджеру  необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений [7].

Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы  принятия решений.

Методология управленческого  решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы  разработки управленческих решений – включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого  решения – предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Технология  разработки управленческого  решения – вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого решения совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект  принятия управленческого решения многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

   Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

   Правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером.

   Принятие  решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

   Все принимаемые в любой сфере  деятельности решения можно условно  классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.

Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи [10].

 

3.  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

   Принцип делегирования на основе ожидаемых  результатов.

   Поскольку смысл полномочий заключается в  предоставлении управляющему некоего инструмента для внесения соответствующего вклада в дело достижения целей предприятия, то полномочия, делегируемые индивидуальному управляющему, должны быть достаточными для обеспечения возможности достижения ожидаемых результатов. Слишком много управляющих стремится разделить и дефинировать полномочия по объему делегируемых или приобретаемых прав, вместо того чтобы вначале понять те цели, которые необходимо достигнуть, а только затем определить свободу действий, необходимую для этого. Только так управляющий способен делегировать полномочия в четком соответствии с предъявляемыми им потом требованиями к подчиненному. Часто руководитель имеет представление о том, что необходимо сделать, но не задумывается над тем, располагает ли подчиненный необходимыми для этого полномочиями. Порой он просто не хочет признать, что выполнение задачи требует предоставления большей свободы действий подчиненному, также нечетко представляет себе ожидаемые результаты. Поэтому нет ничего удивительного, что на предприятиях получило распространение ошибочное представление о делегировании "ответственности".

   Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности [2].

  Принцип функциональной дефиниции.

  Принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями — тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип (который относится и к делегированию и к структурному делению), будучи концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на практике. Четкое определение содержания работы и делегирование необходимых для ее выполнения полномочий в большинстве случаев требуют терпения, высокого интеллекта и ясного представления о целях и планах. Ясно, что весьма непросто дать определение содержания работы, если у руководителя нет четкого представления о том, какие результаты он хочет получить [3].

  Скалярный принцип.

  Скалярный принцип относится к цепочке  прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

  Данная  шкала описывается Файолом как:

  «...цепочка  руководителей от высшего управляющего до низших. Линия полномочий — это путь, по которому проходят (через каждое звено в цепочке) все коммуникации от высшего управляющего к низшим и наоборот. Это обусловливается как потребностями в поддержании связи, так и принципом единоначалия, однако он не всегда является кратчайшим. В крупных концернах, и особенно в правительственных, он порой угрожающе длинен».

  Ясное понимание скалярного принципа —  есть необходимое условие для нормального функционирования организации. Подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления [3].

  Принцип уровня полномочий.

  Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции [3].

  Принцип единоначалия.

  Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. Принцип единоначалия весьма полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия — ответственность. Так, президент фирмы обычно не распределяет сбытовую деятельность между подразделениями сбыта, производства, по связям с общественностью, финансов, бухгалтерского учета и кадров, если ими не руководит одни человек. Вместо этого, поскольку сбыт является своего рода связующим видом деятельности, руководство этой работой поручается управляющему по сбыту. Если же для руководства сбытовым подразделением президент вместо одного управляющего назначает некий исполнительный комитет, то единоначалия уже не будет. Заставить каждого ответственного работника сбытового подразделения подчиняться не одному управляющему, а каждому из членов комитета — значит вызвать неразбериху и нарушить эффективность работы[3].

  Принцип безусловной ответственности.

Информация о работе Приняти решений и проблема делегирования полномочий