Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:56, реферат
Стадии и уровни развития производственного коллектива. Развитие производственного коллектива.
Управление персоналом организации опирается на законы и закономерности, изучаемые различными науками, связанными с управлением (теория управления, экономическая кибернетика и др.). Но управление персоналом организации подчиняется и закономерностям, присущим только этому процессу.
Закономерность управления персоналом — объективно существующая необходимая связь явлений, внутренняя существенная взаимосвязь между причиной и следствием, устойчивое отношение между явлениями, связанными с управлением персоналом, взаимоотношениями между людьми и накладывающими значительный отпечаток на их характер.
Используя
результаты исследований, проведенных
ведущими экономистами, а также
опыт построения систем
Соответствие системы управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы. Суть ее заключается в соответствии системы управления персоналом требованиям производства.
Системность формирования системы управления персоналом требует учета всех возможных взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления организации. В целом, а также производственной системой и внешней средой.
Оптимальное
сочетание централизации и
Пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом. Совершенствование одной подсистемы или элемента системы управления персоналом может привести к изменению пропорций в целостной системе управления. Поэтому необходимо пропорционально совершенствовать все подсистемы и элементы системы управления персоналом.
Пропорциональность производства и управления. Пропорциональность во всех частях и на всех ступенях системы управления, в том числе и системы управления персоналом, является необходимым условием высокоэффективной деятельности организации. Она означает также оптимальность соотношения численности работников системы управления персоналом и производственной системы.
Необходимое разнообразие системы управления персоналом означает, что эта система должна иметь некоторую идентичность по отношению к производственной системе и обладать не меньшей сложностью, чем последняя. Простую систему управления персоналом невозможно создать для сложной системы производства.
Изменение состава и содержания функций управления персоналом предполагает, что с развитием организации возрастает роль одних функций управления персоналом и снижается роль других на разных ступенях управления и изменяется их содержание. Сущность закономерности минимизации числа ступеней управления персоналом, состоит в том, что чем меньше уровней управления имеет система управления персоналом, тем она эффективнее работает.
Протекание процессов управления персоналом является результатом действия результирующей разноприложенных сил, каждая из которых подчиняется той или иной закономерности управления. Закономерности непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами, создавая интегрированную результирующую силу. Отсюда следует необходимость единства действий закономерностей управления персоналом.
Тесную взаимосвязь и взаимодействие закономерностей управления персоналом можно увидеть на следующем примере. Закономерность минимизации числа ступеней управления персоналом взаимодействует с закономерностью оптимального сочетания централизации и децентрализации управления персоналом и закономерностью изменения состава и содержания функций управления персоналом. Сокращение числа ступеней управления персоналом приводит к изменению соотношения централизации и децентрализации функций на оставшихся ступенях управления персоналом, изменяя состав и содержание функций управления персоналом на этих ступенях. В свою очередь, изменение функций управления персоналом и соотношения централизации и децентрализации влечет за собой изменение числа ступеней системы управления персоналом.
Приведем основные закономерности, связанные с межличностными отношениями.
Закономерность неопределенности отклика, ее суть — в различном восприятии людьми внешних воздействий, зависящем от различий в их личностных особенностях, характера конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.
Неадекватность отображения человека человеком и неадекватность самооценки. Смысл этой закономерности состоит в том, что один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя.
Закономерность искажения смысла информации действует тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации, последовательно передавая ее друг другу, особенно на входе и на выходе любого процесса.
Закономерность психологической самозащиты вытекает из того, что каждый человек ставит на первое место по отношению к другим людям физическую безопасность, пренебрегая их психологической безопасностью. Сам же придает очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Ведущим мотивом такого поведения человека является сохранение личного статуса, чувство собственного достоинства.
Закономерности управления персоналом действуют объективно, не завися от воли и желания человека. Закономерности нужно изучать и знать направления их воздействия и взаимодействия. Пренебрежение ими может привести к действиям со стороны человека, которые вызовут нежелательные последствия и проблемы, решение которых потребует дополнительных затрат труда и ресурсов. Поэтому человек должен их сознательно использовать.
Закономерности управления персоналом пронизывают всю управленческую деятельность, влияют на состояние всех подсистем и элементов системы управления организации.
Отметим, что еще не все закономерности управления персоналом глубоко изучены и открыты. Закономерности (как и законы) могут прекращать свое действие в силу изменения условий производства и управления, а также в силу прекращения или начала действия экономических законов развития. По мере перехода к рынку такие изменения происходят особенно интенсивно.
Необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.
Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и спе-циалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди познают закономерности. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.
ПУП — множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют и другие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой; концептуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.
Принципы
построения системы управления персоналом
(ППСУП) — правила, основные положения
и нормы, которым должны следовать
руководители и специалисты подразделений
управления персоналом организации при
формировании системы управления персоналом.
ППСУП представляют собой результат обобщения
людьми объективно действующих экономических
законов и закономерностей, присущих черт,
начала их действия. Принципы объективны
так же, как объективны экономические
законы и закономерности.
2. Стадии и уровни развития производственного коллектива. Развитие производственного коллектива.
В разные периоды жизнедеятельности различают разные уровни и качественные состояния развития коллектива, характеризующиеся относительной однородностью в течение некоторого периода времени.
Уровням развития коллектива соответствуют определенные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны. Различают три основные стадии развития коллектива:
1)стадию первичного синтеза;
2) стадию дифференциации;
3)стадию окончательного синтеза.
Соответственно им устанавливаются три уровня развития коллектива: низший, средний и высший.
1. Стадия первичного синтеза является начальной, коллектив только создается, формируется. На этой стадии люди присматриваются друг к другу. В этот период идет адаптация членов коллектива к условиям труда, руководителю, его требованиям, друг к другу.
2. На стадии дифференциации завершается взаимное Изучение, на основе которого происходит сближение людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.
В результате этого
1. Наиболее
сознательные и деятельные
2. Группа добросовестных исполнителей. Эти люди понимают и честно выполняют свои обязанности, сознают необходимость дисциплины, но голоса своего не подают, инициативы не проявляют.
3. Группа пассива. Это люди, которые стремятся делать как можно меньше, чтобы себя не перетруждать.
4. При
некоторых условиях может
5. Ложные активисты.
На стадии окончательного синтеза образуется действительная общность установок и интересов, единство воли.
Синтетической стадией не завершается развитие коллектива, хотя оно может быть и не таким быстрым и не таким заметным для наблюдателя, как на предыдущих стадиях. Его дальнейшее развитие связано с совершенствованием труда, возрастанием творческих элементов в нем. ростом культуры человеческих отношений, совершенствсь ванием деятельности общественных организаций и руководства.
Стадиям развития коллектива соответствуют определенные уровни. Хотя развитие и есть непрерывный процесс, все же можно выделить относительно однородные по качеству состояния коллектива, которые по времени занимают довольно заметные отрезки. Эти качественные состояния и есть уровни развития.
В качестве критериев уровней принято использовать:
1)единство помыслов и действий членов коллектива;
2)активность
в реализации коллективных
Низший уровень развития коллектива характеризуется как формальная внешняя целостность. На этом уровне цели коллектива принимаются всеми, но личные мотивы их достижения могут не совпадать с общественной направленностью. Последний уровень характеризуется активизацией коллектива. Теперь имеет место не только единство воли руководителя и актива, но и поддержка их деятельности большинством. Однако на этом уровне еще сказывается тормозящее влияние недобросовестных работников. Противоречия между различными группами приводят к конфликтам, которые, однако, успешно разрешаются. В деятельности организации имеются падения и подъемы, т. е. известная неравномерность.
Информация о работе Принципы управления. Производственный коллектив