Принципы управления Анри Файоля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 01:38, контрольная работа

Описание работы

Практика управления так же стара, как и организация. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от современных. И, несмотря на то, что управление считается старым, идея управления, как самостоятельной науки, профессии, области исследований – считается относительно новой. Изучение управления, как самостоятельной научной дисциплины, началось лишь в конце XIX - начале XX веков. Одним из основоположников науки об управлении является французский инженер Анри Файоль, которого иногда называют даже отцом менеджмента. В своей работе "Общее и промышленное управление" он одним из первых определил управление как самостоятельную функцию, обозначил основные элементы и принципы управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

Основная часть

1. Управление Анри Файоля…………………………………….4

2. 14 принципов управления Анри Файоля……………………..5

Заключение……………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Принципы управления Анри Файоля.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
justify">Одним из важнейших вопросов управления организацией является степень централизации  или децентрализации управления. Во многом это зависит от размеров предприятия. Так, в небольшом предприятии, где все сотрудники находятся  под руководством одного человека, централизация будет абсолютной. В то же время, в крупном предприятии, где существует множество подразделений и руководителей среднего звена, будет высока степень децентрализации. При этом степень централизации должна изменяться сообразно обстоятельствам.

Степень централизации также зависит  и от руководителя предприятия. "Если высокие качества главы, его силы, ум, опыт, быстрота ориентировки позволяют  ему широко развить свою активность, он может очень далеко провести централизацию  и оставить своим помощникам роль простых исполнителей. Если же, наоборот, сохраняя за собой привилегию, давать общие директивы, он предпочитает больше опираться на опыт, мнение и советы своих сотрудников, он может допустить широкую децентрализацию".

Как утверждает Анри Файоль, "проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность. При этом в пользу децентрализации бывают аргументы, которые свидетельствуют о важности роли подчиненных; в пользу централизации все те, которые подтверждают ее незначительность".

9. Иерархия.

Иерархия - ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Иерархическая колея - это тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей.

Подобная "иерархическая колея", по мнению Файоля, обусловлена необходимостью обеспечения передачи и соблюдения принципа единства распорядительства, хотя это не всегда самый быстрый путь, а порой даже гибельно длительный в особо крупных предприятиях.

Основной  проблемой, вытекающей из этого принципа, Файоль считает совместимость "уважения к иерархической колее" с необходимостью быстро доходить до цели. То есть, если между отделами, находящимися на одном  иерархическом уровне, но имеющими разные вышестоящее начальство, необходимо установить связь, то, следуя принципу "уважения к иерархической колее", требуется подняться от одного из них до самого верха иерархической лестнице, а затем оттуда спуститься к другому. Однако для более быстрого достижения цели гораздо проще установить непосредственный контакт между отделами. Для того чтобы при этом соблюдался иерархический принцип, вышестоящие начальники должны уполномочить подчиненные им отделы вступить в непосредственные взаимоотношения. До тех пор пока действия этих отделов остаются согласованными и одобряются их непосредственным начальством, сохраняются и подобные прямые взаимоотношения. Однако, как отмечает Анри Файоль, не всегда и не везде применяется подобная практика, особенно в государственных учреждениях. Причиной этого он считает недостаточную административную установку руководителей.

10. Порядок.

Здесь Файоль выделяет материальный порядок: "определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте", и порядок социальный: "определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

Материальный  порядок имеет своей целью  уменьшение потерь материала и времени, для этого необходимо не только, чтобы вещи находились на своем месте  и были хорошо уложены, но чтобы и  сам выбор места в возможно большей степени облегчал все операции.

Социальный  порядок требует от руководителя точного знания социальных нужд и  ресурсов предприятия и сохранения равновесия между ними, что сделать  тем труднее, чем больше предприятие. Зачастую же подобное равновесие бывает нарушено в угоду интересам руководителя, когда вместо человека талантливого, высококлассного специалиста на место назначается человек лояльный к руководителю.

11. Справедливость.

Требование  справедливости и равенства - это  такие запросы, с которыми надо очень считаться в обращении с персоналом. Дабы дать этим запросам возможно большее удовлетворение, не нарушая никаких принципов и не теряя из вида общего интереса, глава предприятия часто должен напрягать все свои лучшие способности. Он должен стремиться укоренить чувство справедливости на всех ступенях иерархии.

12. Постоянство  состава персонала.

Как известно, любому человеку необходимо определенное время, чтобы освоиться на новом  месте работы, научиться успешно, выполнять свои функции. Если к моменту, когда должно закончиться это освоение или до его окончания служащего перемещают, тем самым его лишают возможности принести пользу, равноценную потраченному времени. И если подобные перемещения производятся без конца, функция никогда не будет хорошо выполняться.

13. Инициатива.

Инициатива - это возможность создания и осуществления  плана, а также свобода предложения  и осуществления.

Файоль  отмечает, что для руководителя необходимо уметь возбуждать и поддерживать инициативу у своих подчиненных, для чего ему нужно приносить иногда в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение подобным запросам своих подчиненных. "При прочих равных условиях, начальник, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, бесконечно превосходит начальника, не умеющего этого делать.

14. Единение  персонала.

Гармония, единение персонала предприятия - большая  сила в предприятии. Стало быть, надо стремиться ее установить. По мнению Файоля, могущество единения обнаруживается не только в счастливом результате гармонии среди служащих одного предприятия, значительную роль в этом играют также коммерческие соглашения, профсоюзы и всякого рода ассоциации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

Анализ  внутренней ситуации необходим на любой  фирме. Без него существование и  функционирование фирмы невозможно. Анализ мобильности управленческого персонала, профессионализма сотрудников, кадровой политики, компании в любых, даже самых сложных политических, экономических и психологических условиях, а их синтез с умелым управлением, своевременным анализом внешней ситуации и прогнозом рынка дает основание надеяться на определенный коммерческий успех. Человеческие отношения - основа деятельности менеджера.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Питерс Т. Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.

2. Менеджмент. Орлов А.И. М.: Знание, 1999.

3. www.bankreferatov.ru.

Информация о работе Принципы управления Анри Файоля