Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:26, контрольная работа
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.
1.
Сущность принципов
социального управления
Под
принципами социального
управления следует понимать правила,
основные положения и нормы поведения,
которыми руководствуются органы управления
в социальных условиях, сложившихся в
обществе. Они определяют требования к
системе, структуре, процессу и механизму
социального управления. Принципы управления
представляют собой результат обобщения
людьми объективно действующих законов
и закономерностей, присущих им общих
черт, характерных фактов и признаков,
которые становятся общим началом их деятельности.
Следовательно, принципы социального
управления — это руководящие идеи, исходные
положения, отражающие законы развития
отношений управления. Взаимосвязь принципов,
законов и закономерностей можно представить
в такой последовательности: законы социального
развития ®
социальные законы соответствующего периода
(этапа) социального развития ® законы и закономерности
социального управления ® принципы социального
управления. При этом важное различие
между принципами и методами социального
управления состоит в том, что принципы
управления не выбирают — им следуют.
2.
Общие методологические
принципы научного управления
социальными процессами
Общими методологическими принципами научного управления называют принципы, в соответствии с которыми можно рассматривать все социальные процессы управления вне зависимости от общественного строя, социальной системы.
К общим методологическим принципам относят:
конкретно-исторический подход;
системность;
комплексность;
сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми;
социальный детерминизм;
взаимосвязь
и взаимообусловленность
самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;
ориентация на прогрессивную перспективу.
Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.
Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.
Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.
Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.
Успешно
функционирующей может быть лишь
самосовершенствующаяся система, ориентированная
на социальный прогресс.
3.
Специфические
Если общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнести:
объективность;
адресность и конкретность;
преемственность;
единство социальных целей, задач и средств;
научность.
Принципы научности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях.
Без принципа
преемственности пришлось бы при
любом отклонении, перестройке, коррекции
работы системы каждый раз формировать
новое системообразующее
Каждая цель
в системах управления очерчена своим
кругом задач, для решения которых
требуются вполне определенные средства.
Любое несоответствие и этой цепочке
приведет к отклонению от запрограммированного
результата, неэффективности и ненадежности
работы системы.
4.
Организационные
принципы социального
управления
Организационными назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными:
принцип демократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованное начало в управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс, передовых коллективов;
принцип основного звена, отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления;
территориально-отраслевой
принцип, согласно которому в управлении
необходимо сочетать административно-
принцип единства хозяйственного и политического руководства;
принцип плановости;
принцип обеспечения единства материального и морального стимулирования труда;
принцип экономичности и эффективности управления;
принцип единоначалия и коллегиальности, сочетающий строгое подчинение трудовой группы распоряжениям руководителя, всю полноту ответственности руководителя за результаты работы доверенного ему участка, когда каждый работник отвечает за свой участок работы с широким привлечением членов трудового коллектива к обсуждению проблем организации. Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении. Коллегиальность должна сопровождаться установлением личной ответственности каждого за порученное дело;
принцип единства требований (по горизонтали и вертикали; к себе, коллегам, подчиненным и руководителям; к действию всех элементов системы);
принцип оптимальности
(оптимальное сочетание
принцип реальной эффективности и доминирования социального эффекта.
Важнейшая задача любого управления - обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта - сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления. Суть принципа - выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;
принцип иерархичности
и субординации. Иерархичность в
системе управления определяет расположение
элементов, частей в порядке от высшего
к низшему. Субординация рассматривается
как подчинение нижестоящих органов и
должностных лиц вышестоящим, использование
правил служебной дисциплины. Соблюдение
иерархичности и субординации означает
в системе управления недопущение перескакивания
через иерархические ступени и нарушение
взаимодействия между вышестоящими и
нижестоящими органами и функциями.
5.
Частные принципы
социального управления
Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них:
принципы хозяйственного расчета;
принципы формирования потоков информации;
принципы организации заработной платы;
принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.);
принципы формирования управленческих штатов и др.
Среди частных
принципов могут быть и принципы
«неформального» управления, основанные
на обычаях, традициях, неформальных отношениях.
У японцев это широкое
Список
использованной литературы
Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. -
М.: Высш. шк., 2001.— 271 с.
3. Граждан В.Д. Социология управления: Учебник. М.: Кнорус, 2007. –
508с.