Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:47, статья
Несмотря на то что сейчас кадровый рынок уже не испытывает того недостатка, который он испытывал год назад, потребность в персонале у работодателей остается. Дефицит кадров превратился в дефицит компетенций. Для подбора высококвалифицированных управленцев приходится все чаще применять технологии, именуемые среди кадровиков охотой за головами. Но если в организации не создать определенную систему работы с кадровым резервом, то в ближайшем будущем таким способом придется подыскивать и рабочих. В статье показан практический опыт поэтапного формирования кадрового резерва на практике.
Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2009, N 10
Принципы формирования кадрового резерва
Несмотря
на то что сейчас кадровый рынок
уже не испытывает того недостатка,
который он испытывал год назад,
потребность в персонале у
работодателей остается. Дефицит
кадров превратился в дефицит
компетенций. Для подбора
Принципы формирования кадрового резерва. Методы оценки
Ведущие отечественные компании постепенно начинают внедрять у себя те или иные части системы работы с кадровым резервом.
Принципами формирования кадрового резерва в нашей компании являются:
- принцип актуальности резерва - потребность в замещении должностей должна быть реальной;
- принцип соответствия кандидата должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;
- принцип перспективности кандидата - ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Резервированию в компании в первую очередь подлежат наиболее значимые для компании группы персонала. Такие сотрудники представлены во всех категориях от топ-менеджеров до рабочих. Для определения круга резервируемых специалистов существуют различные методы оценки. Чтобы оценить потенциал сотрудника для занятия руководящей должности, в компании наиболее часто применяют следующие методы: интервью и оценка непосредственного руководителя, тестирование профессиональных и личностных качеств. Аттестация, как правило, ежегодная, и по итогам прохождения аттестации принимается решение о продвижении того или иного сотрудника. В ИТ-сфере сотрудники часто оцениваются по результатам завершенного проекта. Такие методы, как ассесмент-центр и анкетирование, применяются редко, причем в комплексе с другими способами оценки. Кроме перечисленных, используются также система KPI, метод "360 градусов" и собеседования в отделе персонала.
Словарь кадрового делопроизводства. Ассесмент-центр (от англ. assessment - оценивание) - специально разработанная методика, состоящая из целого комплекса упражнений для выявления лиц, обладающих качествами, необходимыми для успешного выполнения работы.
KPI - Key Performance Indicators (ключевые показатели эффективности) - разработка в области управления эффективностью. Это система показателей, с помощью которой работодатели оценивают своих сотрудников.
"360 градусов"
- методика оценки персонала,
Время ожидания...
В резерве люди находятся разное количество времени. К тому же в современном динамичном бизнесе крайне сложно планировать и держать сотрудника в кадровом резерве строго определенное время, т.к. быстро меняются как потребности самих сотрудников, так и ситуация на рынке, которая часто требует принятия внеплановых решений. Подготовка специалиста к занимаемой должности не должна превышать 1 года, максимум 2 лет.
Для обучения
сотрудников, находящихся в кадровом
резерве, лучше использовать внешнее
обучение или внешнее плюс внутреннее.
К сожалению, только внутреннее обучение
в данном случае не принесет желаемого
результата. Мотивация интересных специалистов,
находящихся в кадровом резерве,
осуществляется в нашей компании
в основном при помощи достойного
уровня заработной платы, премий, бонусов.
Важную роль играет повышение собственной
значимости человека как специалиста
- после каждого успешно
Система работы с кадровым резервом
Вся система работы с кадровым резервом в ООО "Катерпиллар СНГ" разделена на четыре этапа и строится в соответствии с целями и задачами компании, адаптируя или видоизменяя их в соответствии с конкретной ситуацией на рынке, финансовыми возможностями компании и стратегией ее развития.
На первом этапе для полноценной работы с кадровым резервом было разработано положение о формировании и работе с кадровым резервом (примерный образец 1), а также ряд документов в качестве приложений к нему. В положении закреплены основные принципы и порядок формирования кадрового резерва, круг обязанностей должностных лиц, ответственных за формирование кадрового резерва. В этом документе также отражены вопросы организации работы с кадровым резервом, порядок пополнения кадрового резерва и внесения изменений в