Президент Российской Федерации, его конституционные функции и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти

Содержание

Введение 3
1. Президент РФ в системе органов государственной власти 5
2. Полномочия Президента РФ 7
2. 1 Президент и Федеральное Собрание 7
2. 2 Президент и Правительство 8
2. 3 Отношения с субъектами РФ 9
2. 4 Президент и судебная власть 10
2. 5 Военные полномочия 11
2. 6 Полномочия в сфере внешней политики 12
2. 7 Чрезвычайное положение 13
2. 8 Гражданство и награды 14
2. 9 Совет безопасности РФ 15
2. 10 Государственный Совет Российской Федерации 16
3. Осуществление компетенции Президентом РФ 18
3. 1 Администрация Президента РФ 18
3. 2 Акты Президента 19
3. 3 Пресс-служба Президента РФ 21
Заключение 22
Список литературы…………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

окороков.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Система государственного управления» 

на тему Президент Российской Федерации, его конституционные функции и полномочия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск – 2010 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Президент  (от латинского  – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

      В Российской Федерации должность  Президента республики была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России.

      Первым  президентом государства 12 июня 1991 года всенародным голосованием был избран Б.Н. Ельцин. Он же повторно был избран Президентом РФ в 1996 году. 31 декабря 1999 года Б. Н. Ельцин подал в отставку. В марте 2000 года Президентом РФ был избран В. В. Путин, 2 марта 2008 года избран Медведев Д.А..   

      Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в истории России президентская форма правления существует сравнительно недавно. Ранее в СССР и во всех советских республиках вместо единоличного главы государства действовал коллегиальный орган – так называемый «коллективный глава государства».

      Таким органом был Президиум Верховного Совета СССР (В РСФСР - Президиум Верховного Совета РСФСР) во главе с его Председателем. Эти органы играли не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата.

      Статья 80 Конституции РФ 1993 года  определяет, что Президент РФ является   главой государства. Президент занимает особое место в системе органов  государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из её  ветвей. Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё.

        Конституционный статус президента  реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства, по вопросам, отнесённым к его компетенции.

      В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е.  не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства.

      Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объёме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях.

      Основной  целью курсовой работы является рассмотрение основных функций главы государства  и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.

      В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены следующие задачи:

      1. Определить положение Президента  РФ в системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.

      2.  Раскрыть основные полномочия Президента РФ в соответствии с его компетенцией.

      3.  Рассмотреть деятельность органов,  осуществляющих обеспечение деятельности  Президента РФ.

  1. Президент РФ в системе органов  государственной власти
 

      Конституция  РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных  государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными  полномочиями, которые применяет  самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.

      Президент РФ должен реализовывать государственную  власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.1 
 

Законы, нормативные акты Основные функции  Президента РФ Общие права  и обязанности

Президента РФ

1 2 3
ч.2 ст. 80 Консти-туции РФ Является  гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека гражданина  

Возложение  на Президента обязанности быть гарантом Конституции означает, что он призван действовать персонально.

1. Должен обеспечить  положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.

2. Обязан принять  меры по защите территориальной  целостности, безопасности государства и прав человека в мирное время от незаконных вооружённых формирований.

    3. Обязан разрабатывать  и предлагать законы, принимать  указы в защиту прав и свобод  отдельных категорий граждан, по борьбе с организованной преступностью и др.

4. Имеет широкое  право действовать по своему  усмотрению не только из буквы, но и духа Конституции и законов.

5.  Обязан  гарантировать не только Конституцию  РФ в целом, но и права и свободы человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью.

ч.2 ст. 80 Консти-туции РФ В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функцио-нирование  и взаимодействие органов государственной власти. 1. Обязан определить  нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие меры, включая и применение силы согласно ч. 2 ст. 87, ст. 56, ст. 88 Конституции РФ.

2. Использует  согласительные процедуры для  разрешения разногласий между  органами государственной. власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

ч.2 ст. 80 Конституции РФ Обеспечивает  согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  1. 1.  Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти.
  2. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.
3. Президент - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
1 2
  1.                                                 3
ч.3 ст. 80 Конституции РФ В соответствии с Конституцией РФ и федеральными   законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 1. Представляет  Федеральному собранию ежегодные  послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политике государства.

2. Издаёт указы  по отдельным направлениям политики.

ч.4 ст. 80 Конституции РФ 
 
 
 
 
 
 

Венская конвенции  о праве международных договоров

Представляет  Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях Выступает от имени  собственно федеральных органов, например при заключении договоров между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации, и как глава государства в целом, в состав которого входят субъекты Федерации, например при определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Представляет  свое государство в целях признания текста международного договора или согласия государства на обязательность для него договора без необходимости предъявления своих полномочий.

               
Закон РФ «О безопасности» от 24 декабря 1993 г. Конкретизированы  и дополнены конституционные функции 1. Осуществляет  общее руководство государственными  органами обеспечения безопасности, минуя Председателя Правительства. 

2. Возглавляет  Совет Безопасности.

3. Контролирует  и координирует деятельность  государственных органов обеспечения безопасности.

4. В пределах  компетенции принимает оперативные  решения по обеспечению безопасности.

 
 
 
 
 
 

2. Полномочия Президента  РФ

    2.1 Президент и Федеральное Собрание

 
Законы, нормативные акты Полномочия  Президента РФ  
Компетенция Президента РФ
1 2 3
п. «а»  ст. 84 Конституции РФ

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"

Назначает выборы Государственной Думы
  1. Назначает выборы Государственной думы в связи с истечением срока её полномочий или в связи с её роспуском.
  2. Имеет право созвать Государственную Думу после выборов ранее установленного тридцатидневного срока.
п. «б»  ст. 84 Конституции РФ Распускает  Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ 1. Имеет право  распустить Государственную Думу:

-в случае  трёхкратного отклонения ею предоставленных  кандидатур Председателя Правительства  (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

-при двукратном  вынесении недоверия Правительству  в течении трёх месяцев (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

-при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ)

2. Не имеет  права распускать Совет Федерации

п. «в»  ст. 84 Конституции РФ;  

ФКЗ «О референдуме» от 10.10. 95г

Назначает референдум в порядке, установленном (ФКЗ)  Издает указ  о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.
п. «г»  ст. 84 Конституции РФ

Положение о  полномочных представителях Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 9 марта 1996

Вносит  законопроекты в  Государственную  Думу Назначает официальных  представителей при рассмотрении законопроектов в палатах.

Право законодательной  инициативы Президента РФ не отличается от аналогичного права других субъектов законодательной инициативы.

п. «д»  ст. 84 Конституции РФ

Положение о  порядке взаимодействия Президента с палатами Федерального собрания в законотворческом процессе.(Указы Президента от 13. 04. 1996г. и от 4.03. 1998г)

Подписывает и обнародует федеральные  законы.  
В соответствии со ст. 107, 108 Конституции РФ
  1. Обязан подписать и обнародовать закон в течении 14 дней.
  2. Имеет право отклонить закон (право вето)
  3. Имеет право на возвращение принятого палатами закона.
п. «е»  ст. 84 Конституции РФ Обращается  к Федеральному Собранию

с ежегодными посланиями о положении в  стране, об основных направлени- ях внутренней и внешней политики государства.

Ежегодные послания заслушиваются на совместном заседании палат парламента, обсуждению в парламенте не подлежат и учитываются им в своей деятельности.

Послания  Президента не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы.

 

2.2 Президент и Правительство 

Законы, нормативные акты  
Полномочия  Президента РФ
 
Компетенция Президента РФ
1 2 3
п. «а-д» ст. 83 Конституции РФ 
 
 
 
 
Полномочия  Президента РФ по отношению  к Правительству РФ.  
 
 

Регламентация взаимодействия Президента и Правительства.

  1. Руководящая роль Президента РФ по отношению к Правительству, что подтверждает вывод о том, что Президент осуществляет в большей степени исполнительную власть совместно с правительством РФ. 
  2. Предлагает кандидатуру Председателя Правительства РФ Государственной Думе не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. 
  3. Назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.
  4. Единолично принимает решение об отставке Правительства в целом. Имеет право этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия.
  5. Назначает на должность и освобождает от должности членов правительства без согласия Государственной Думы.
  6. Единолично определяет и представляет Государственной думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об его освобождении от должности. 2

       
                                 2. 3 Отношения с субъектами РФ

 
Законы, нормативные акты Полномочия  Президента РФ  
Компетенция Президента РФ
1 2 3
п. «к»  ст. 83 Конституции РФ;

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г.

Назначение  и освобождение полномочных представителей Президента в федеральных округах Эти должности  введены в целях реализации Президентом  РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и совершенствования контроля за исполнением их решений.
п. 4 ст. 78 Конституции

РФ

Совместно с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий государственной власти на всей территории РФ 1. Президенту  подчиняются как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, действующие в сфере совместной компетенции РФ и её субъектов, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ.

2. Обязан применять  энергичные меры по восстановлению  полномочий федеральной государственной власти при любых уклонениях от исполнения правовых актов Федерации и нарушениях конституционного правопорядка.

п. 2 ст. 85 Конституции РФ Приостанавливает  действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам 1. Имеет право  приостановить действие таких  актов до решения вопроса соответствующим  судом. Такими судами могут быть Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Суд восстанавливает действие оспариваемого акта или признаёт акт окончательно утратившим силу.
  международным обязательствам РФ или нарушения прав  и свобод человека и гражданина. В отношении  актов законодательных органов  субъектов РФ Президент РФ таких  полномочий не имеет.

2. Имеет право  отрешать от должности высшее  должностное лицо, добиваться через Федеральное собрание роспуска законодательного собрания  субъекта РФ.

3. Имеет право  отрешать от должности глав  муниципальных образований и вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске органа местного самоуправления.

Информация о работе Президент Российской Федерации, его конституционные функции и полномочия