Предпринимательская тайна и основные элементы механизма ее защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательство существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора. Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, , авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

Содержание

Введение3
Глава 1 Защита предпринимательской информации
1.1 Общие вопросы защиты предпринимательской информации 4
1.2 Специальные вопросы защиты предпринимательской информации9
Глава 2 Коммерческая тайна предприятия
2.1 Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия11
2.2Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих предпринимательскую (коммерческую) тайну16
Заключение21
Список использованных источников22

Работа содержит 1 файл

Ш.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

- сведения о собственности (размерах  имущества, денежных средствах,  вложениях платежей в ценные  бумаги, облигации, займы, в уставные  фонды совместных предприятий).

Указанные сведения не являются предметом  защиты от ознакомления с ними третьих  лиц, но это не исключает их охраны от общеуголовных преступлений [1].

Вторая группа сведений характеризуется  тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается прежде всего рекламной  информации. Без рекламы в хозяйственной  деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой  конкуренции. Практически реклама  широко начинает входить в нашу жизнь. Однако пропаганда и широкое распространение  рекламы имеют не только положительную, но и отрицательную сторону для  предпринимателя. Суть в том, что  рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов. Предпринимательская  информация, рекламируемая в газетах, в журналах, по телевидению, радио  помогает преступникам выйти на обьект будущего посягательства, изучить его  слабые (уязвимые, например, для закона отдельные виды деятельности, различного рода махинации) стороны, а затем  принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду. Предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен быть готов к возможному посягательству и своему ответному действию.

К третьей группе сведений относятся  те, которые представляют хозяйственную  ценность для предпринимателя, и  на них не распространяется законный доступ третьих лиц. С понятием ценной информации мы уже определились. Проблема состоит в том, кто и как  должен обеспечить сохранность информации [1].

 

Глава 2 Коммерческая тайна  предприятия

2.1 Порядок отнесения сведений  к коммерческой тайне предприятия

 

Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне  предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

- специалиста, владеющего финансовыми  вопросами, конъюнктурой рынка  и данными в отношении конкурирующих  фирм;

-специалиста, полностью представляющего  систему организации работы предприятия,  ее особенности;

-специалиста, по связям с  другими предприятиями, а также  по вопросам заключения контрактов, договоров;

- специалиста, обладающего всеми  сведениями о выпускаемой продукции,  технологическом цикле ее практикования  и производства, о прохождении  всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

Если предприятие достаточно велико или производимая продукция имеет  разнородный характер, можно создать  несколько таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения  результатов работы, остальные в  зависимости от необходимости по каждому отдельному участку [3].

С другой стороны, не исключено, что  предприятие может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную  задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть  перечисленной выше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок, лучше рассматривать эти  вопросы как минимум вдвоем.

Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут  быть отнесены к коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует  обязательно знакомить всех привлекаемых экспертов с конкретными сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев достаточно, если хотя бы один из них осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже на первом этапе возможные предпосылки к необоснованному распространению коммерческой тайны.

Далее, перед группой экспертов  необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

а) выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент;

б) исходя из имеющихся данных о  рынке сбыта, оценить превышает  ли уровень прибыли для данного  вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;

в) определить вероятную перспективу  рентабельности этой деятельности. Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие  в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих  фирм, то предприятие располагает  определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ [3].

В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры  могут быть самыми различными. Так, для сведений научного характера - это, как правило:

- идеи, изобретения, открытия;

- отдельные формулы;

- новые технические проекты;

- результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

- конструкторская документация, чертежи,  схемы, записи;

- описания технологических описаний;

- «ноу-хау»;

- точные знания конструкционных  характеристик создаваемых изделий  и оптимальные параметры разрабатываемых  технологических процессов (размеры,  обьемы, конфигурация, процентное содержание  компонентов, температура, давление, время и др. );

- сведения о материалах, из которых  изготовлены отдельные детали, условиях  экспериментов и оборудовании, на  котором они проводились и  т. д. ; - используемые предприятием  отдельные новые, либо уникальные  измерительные комплексы и приборы,  станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

- сведения о заключённых или  планируемых контрактах;

- данные о поставщиках и клиентах;

- обзоры рынка, маркетинговые  исследования;

- информация о конфиденциальных  переговорах.

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять  широко известные методы организации  производства, технологические приемы, оборудование и т. п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной. Некоторые предприятия  получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т. е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в  этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т. к. , используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое  предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить  конкуренцию.

Нельзя использовать отнесение  каких-либо сведений к категории  коммерческой тайны в целях уклонения  от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения  ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.

Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия [3].

Вполне естественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который  те или иные сведения отнесены к  коммерческой тайне.

Перечень доводится до структурных  подразделений и соисполнителей в части их касающейся, для руководства  в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ (целесообразно  применять гриф “коммерческая тайна”), документов и изделий.

Исполнитель и руководитель, подписывающий  документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.

При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем  углу должен быть поставлен гриф. Например, “коммерческая тайна”. Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия  производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась  или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление  нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п. ) [3].

Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия  производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась  или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление  нового образца, утечка информации к  конкуренту и т. п. ). Решение о  досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются  теми же лицами, которые утвердили  Перечень. В основе этой системы  должна лежать заинтересованность исполнителей работ как в выявлении новых  обьектов защиты, так и в определении  оптимального момента снятия ограничений  на распространение ранее защищаемой информации. В тех случаях, когда  публикация необходима для закрепления  приоритета или поддержания престижа советской науки, вместо конкретных приводятся сведения более общего характера. Например, точные значения характеристик и параметров могут быть заменены на диапазоны, в которых они находятся.

При открытом опубликовании сведений рекомендуется уделять больше внимания рекламной привлекательности ее результатов, чтобы заинтересовать в их использовании потенциальных  потребителей внутри страны и за рубежом. Вместе с тем обьем публикуемых  данных не должен быть достаточным  для самостоятельного внедрения  без дополнительной информации разработчика, которая именно и подлежит защите [3].

 

2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих предпринимательскую (коммерческую) тайну

 

Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные. т. е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может  быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению  его удовлетворения. Принятие специальных  мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего  от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую  представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

Безусловно, хранить секрет его  владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности  и затрат на его охрану. Он сам  не должен допустить к нему третьих  лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее  место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное  для других лиц место). Несколько  усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает  необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов. Предприятия, фирмы, объединения, где имеется  не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более  сложный обьект защиты. Возникает  вопрос о необходимости обеспечения  внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т. е. которые  функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности [2].

Качественное же исполнение заказа негосударственными детективными службами во многом зависит от тех условий, которые создаются им органами власти. Например, Санкт-Петербургская мэрия  своим решением запретила на территории города деятельность частных предпринимательских  фирм, которые занимались также оказанием  услуг по защите коммерческих тайн. Осуществление этих частных функций  вменяется государственным правоохранительным органам. И это не смотря на то, как  показывает зарубежный опыт, что частное  предпринимательство охраняет частное  детективное общество. Государственным  же правоохранительным органам, при  всем их желании и возможностях, с этой задачей в полном объеме не справиться.

Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы перед  тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые  частные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в  соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажем представителей других предпринимательских фирм. В  принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед  тем, как заключить договор. Игнорирование  этим подходом может привести к серьезным  ошибкам.

Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние [2].

К внешним мероприятиям относятся  следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости  производится изучение связей сотрудников  частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие  интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они  к конкурирующей фирме или  к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий  правоохранительный орган. Тем самым  пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной  фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т. е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов). В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений.

Информация о работе Предпринимательская тайна и основные элементы механизма ее защиты