Предмет и методы науки управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Управление (менеджмент) — процесс сочетания ресурсов для достижения поставленной цели.
Управление как общественный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе, менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.

Содержание

Вопрос №1
Предмет и место науки управления в системе общественных экономических
наук. Основные понятия и категории управления………………………….стр.3
Вопрос №2
Теория и искусство управления. Методы науки управления……………стр.8
Вопрос №3
Задачи науки управления в развитии рыночных отношений………..…..стр.11
Список использованных источников …………………………………….стр.15

Работа содержит 1 файл

Управление в АПК.docx

— 59.08 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2

Теория и искусство  управления. Методы науки управления.

 

Чем дальше, тем искусство становится более  научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они  встретятся когда-нибудь на вершине.

Г. Флобер

Управление  — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области  управления сходятся во мнении, что  управление является частью больших  политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и  основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет  серьезный научно-методический фундамент.

Любая наука  представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых  данных о природе и обществе с  целью понять и объяснить явления  и законы природы, частью которой  является сам человек. В новом  сложном явлении наука стремится  определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть  закономерности, скрывающиеся в кажущемся  хаосе. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет  исследований — она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого  процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта  исследований, разрабатывает систему  и методы активного воздействия  на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования  изучаемых процессов. Регистрация  и систематизация явлений, раскрытие  закономерностей и определение  причинных связей между ними для  разработки практических выводов и  рекомендаций — основная задача любой  науки, в том числе и науки  управления.

Поскольку управление является не только наукой, но и искусством, то роль интуиции в  принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более  что эти решения обычно принимаются  при остром дефиците времени и  обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда  наша страна находится в стадии мучительных  поисков политических и экономических  решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.

Наука и  искусство управления имеют и  свою неповторимую эстетику, созвучную  готике и музыке, — порыв и  полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и  математически строгой гармонии.

В практической деятельности управляющие находятся  в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения  с учетом случайных явлений и  конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные  черты искусства. Более того, ряд  крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управлении: "Хотя деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление — важнейшее из всех искусств".

Во всех сферах человеческой деятельности наука  и искусство не исключают, а дополняют  друг друга. В управлении, когда в  результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с  минимальными потерями является проявлением  искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой  управленческой мысли особое место  занимает один из высших разделов теории управления — искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться  применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого  специалиста и руководителя любого уровня.

Грамотный специалист, хорошо знающий технику  и технологию на своем участке  работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у  него хватит решимости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными  рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических  основ управления, то, обладая талантом руководителя, он может стать настоящим организатором производства и признанным лидером своего коллектива.

Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном  опыте. Но любая импровизация опирается  на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов  мастерства. В основе любого вида искусства  лежат продуманные обобщения, возникающие  в процессе творчества. По-настоящему можно понять произведение искусства, только постигнув законы композиции, законы творчества. Знание принципов  управления делает выбор методов  искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел в книге о системном и ситуационном анализе управленческих функций говорят: "Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата".

Искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения  в условиях дефицита информации и  времени. В основе его лежат методология  и принципы науки управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной  периода интеграции наук и опирается  на достижения теории автоматического  регулирования, теории информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения  основных концепций политической жизни  общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методы воздействия  на алчность и социум различных религиозных  конфессий.

Профессиональная  подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших экономических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается  страна в последние годы. "В  стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности. В стране, которой управляют  плохо, стыдятся богатства", — говорил  Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться  управлять страной хорошо.

Словом, для  эффективного управления необходимо знать  его теоретические основы, иметь  практический опыт и уметь творчески  использовать теорию и практику, т.е. владеть искусством управления.

 

 

 

Вопрос №3

Задачи науки  управления в развитии рыночных отношений.  

Задачи менеджмента:

 
    — менеджмент в плане развития осваивает  имеющийся в системе потенциал  развития, организовывает и поддерживает подпроцессы хаоса, упорядочивания, стабилизации. Критерием его работы можно считать снижение диссипации в системе, снижение производственных затрат и издержек, повышение производительности труда. Его можно обозначить как производственный менеджмент; 
    — стратегический менеджмент решает задачу изменения, роста потенциала развития системы. При этом его работа будет наиболее успешной, если этот менеджмент, с одной стороны, не допустит полного исчерпания потенциала развития, то есть наступления кризиса, а с другой - позволит обеспечить такие темпы освоения потенциала развития, которые обеспечивали бы системе сохранение конкурентоспособности на рынке. 
     
    Основной задачей этого менеджмента является обеспечение эффективной деятельности по производству товаров или услуг, которые организация поставляет во внешнюю среду. 
  
    В этом и заключается искусство стратегического менеджмента - обеспечить устойчивое развитие, прежде всего за счет эффективной инновационной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности социотехнической системы. 
    Эффективность стратегического менеджмента будет тем выше, чем меньше разногласий между его групповыми интересами и общественными интересами. Однако эти противоречия неизбежны, и они возрастают в тех социотехнических системах, которые стремятся наращивать потенциал за счет собственных средств. Зачастую это создает иллюзию независимости от внешних условий, а как следствие - ведет к противостоянию общественным интересам и к огромным издержкам по защите и реализации собственных интересов. 
    Все это в совокупности приводит к ряду последствий. Остановимся на двух. Первое - если интересы социотехнической системы не совпадают с общественными, то возникает проблема управления развитием этой социотехнической системы со стороны общества. Что это за управление самоорганизующейся операционно-замкнутой системой - отдельный большой вопрос и требует самостоятельного исследования. 
    Второе последствие - если при саморазвитии доминируют собственные интересы социотехнической системы, то нарастают внутренние противоречия между собственниками, стратегическим менеджментом и производственным менеджментом, так как для всех них основным источником ресурсов являются собственные средства социотехнической системы. Можно привести массу примеров, когда такая стратегия саморазвития приводила системы к развалу. 
    Таким образом, саморазвитие, основанное на компромиссе интересов системы и общества, - единственный способ обеспечить устойчивое развитие. Однако для этого требуются соответствующие критерии и модели развития, так как неработоспособность используемых сегодня критериев и моделей развития очевидна. 
    Формализованные схемы выработки стратегических решений обычно формируются следующим образом. Формулируется критерий развития. Как правило, им бывает критерий экономической эффективности (максимум прибыли, капитализации, доходности):

Эф(x) = max Х. (1) 
    Затем накладываются все существенные ограничения, как правило, нормативные (экология, безопасность) и ресурсные: 

Pec(x) Pec, (2)  Hop(x) Hop, (3)

Где: Pec и Hop - допустимые ресурсы и нормативные величины соответственно. 
  
    Получаемые по такой модели решения практически никогда не реализуются. Во-первых, они часто противоречат общественным интересам. В качестве примера можно привести обоснования строительства гидроэлектростанций в Сибири. Ни одна из ГЭС не обосновывалась по критерию (1) и условиям (2) и (3). Всегда более эффективным был альтернативный вариант - сооружение тепловых конденсационных электростанций на Канско-Ачинских углях. То есть с точки зрения отрасли электроэнергетики было целесообразно строить тепловые конденсационные электростанции, а с позиции общества, которое декларировало миссию освоения Сибири, принимались решения о строительстве гидроэлектростанций. При этом общество снижало цену капитала для строительства ГЭС с 12 до 8%, создавая тем самым потенциал развития у гидростроителей. 
    Поэтому, во-первых, модель (1)-(3) должна дополняться условиями, отражающими общественные интересы. Сегодня эту роль играют миссии систем, которые отражают их общественную значимость. Во-вторых, условия (1)-(3) необходимо дополнить условием развития, которое в соответствии с концептуальной моделью развития можно записать как dS/dt 0 (4). 
    Рассмотренная концептуальная модель развития позволяет конкретизировать рассмотренный нами механизм развития [4], схематически изображенный на рис. 1.

Рис. 1. Схема механизма развития  

 
    Если мы рассматриваем развитие фирмы, корпорации, имеющей единый организующий центр, например одну из электрогенерирующих  компаний, работающих на рынке, то мы должны представить ее самоорганизующейся системой по Эшби. 
    В этом случае блок "формирование направленности изменения" будет представлять собой блок целеполагания, которое осуществляют собственники, акционеры компании. Во многом это отражает их интересы и реализуется в форме "внутренней" корпоративной политики. 
    Блок "организация" осуществляется стратегическим менеджментом, который предлагает компромисс с общественными интересами как необходимое условие (гарантию) для изменения потенциала развития этой социотехнической системы за счет внешних источников, внешней среды. Результат приобретает форму программы действий на перспективу, позволяющую внедрять новации, привлекать инвестиции, формировать взаимоотношения с новыми стратегическими партнерами, расширять или менять номенклатуру продукции и рынки ее реализации. 
    Блок "регулирование" выполняется производственным менеджментом, который отвечает за взаимодействие двух основных составных частей социотехнической системы. 
    Первая - техническая подсистема - ориентирована на управление инвестициями и технологией. Ее задача - обеспечить условия наиболее эффективного использования технологии, оборудования. Техническая подсистема включает не только оборудование, но и процедуры организации производства, компоновки рабочих мест, рационального использования производственных площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации. 
    Вторая - социальная подсистема - должна обеспечивать эффективную работу технической системы. Социальная подсистема должна включать подбор и продвижение кадров, обеспечение распределения ответственности в ходе принятия решений, эффективную систему оплаты и премирования, решение проблемы статуса. 
    Если же в качестве развивающейся системы рассматривать всю электроэнергетическую отрасль, в которой после ликвидации РАО "ЕЭС России" не будет централизованного организующего органа, то она должна быть представлена системой по Хакену. 
    Для такой системы блок "формирование направленности изменения" будет осуществляться в виде политики, которая будет проводиться руководством отдельных энергетических компаний на совещаниях, конференциях, семинарах. Результатом такой политики будут решения, отражающие отраслевые интересы в форме законодательных инициатив, проектов нормативных актов, соглашений о сотрудничестве и пр. 
    Блок "организация" будет осуществляться через установленный порядок представления этих интересов в органах власти, инвестиционных фондах. Итогом этой работы станет отраслевая программа, конкретизирующая, кто, что, где, когда и по какой цене может сделать для приведения потенциала развития отрасли в соответствие меняющимся внешним условиям. В ней отразятся интересы потребителей электроэнергии и теплоэнергии, производителей силового и прочего оборудования, поставщиков органического топлива, экологов и прочих заинтересованных субъектов, которые, по сути, будут отражать интересы общества. 
    Блок "регулирование" заполнят институты, на которые будет возложена задача осуществлять мониторинг и координацию выполнения предприятиями отрасли своих функций. Практически "регулятором" может быть некоммерческое партнерство или системный оператор, функция которого будет в обеспечении согласованности освоения потенциала развития. Например, он сможет исключить ситуации, когда будет построена новая электростанция, но не будет соответствующей сети по выдаче ее мощности. Или будет станция, сеть, но не будет поставок органического топлива. 
    Процесс подготовки и принятия решений является предметом деятельности топ-менеджеров. Понимание ими сути развития, саморазвития, устойчивого развития и соответствующих им критериев эффективности позволит повысить обоснованность и согласованность решений, а следовательно, снизить издержки управления по их реализации.

 

Список использованных источников  

 
    1. Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С.    Концепция современного естествознания: Учебное пособие.    Адрес доступа http://nrc.edu.ru./est/pos/index.html.

 
    2. Бык Ф.Л., Китушин В.Г. Понятийные аспекты новой парадигмы управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 5.

 
    3. Бык Ф.Л., Китушин В.Г. Механизмы развития и управления им // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5.

4.  Синицына К.А. Высшие управляющие японских компаний: новые черты социально-экономического портрета // Япония, 1988: Ежегодник. - М., 1989.

 
5. В.И. Кнорринг. Теория, практика и искусство управления. http://business.polbu.ru/knorring_management/ch07_ii.html

 
 

 

 

 


Информация о работе Предмет и методы науки управления