Правовые основы российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:19, реферат

Описание работы

Имущественные отношения (купля-продажа, мена, аренда и т.п.) возникают как между гражданами, так и между организациями. Эти отношения также нуждаются в правовом регулировании. Для обеспечения устойчивости и надежности регулирования данных отношений необходимо не только определение прав и обязанностей их участников, но и определения того, какие организации вправе в них участвовать. Э

Работа содержит 1 файл

порг.DOC

— 109.00 Кб (Скачать)

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и  государственную регистрацию.

Можно также сказать, что юридические лица создаются:

  1. По воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  2. По воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);
  3. По воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например фонды).

Во всех случаях государство  контролирует создание юридических  лиц, что реализуется в форме  государственной регистрации. Отказ в регистрации возможен лишь в 2х случаях:

  1. В случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица;
  2. В случае несоответствия учредительных документов закону.

2. Прекращение юридического лица.

 

Проблема прекращения деятельности юридических лиц актуальна  в силу того, что при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо.

Можно выделить 2 критерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное (распорядительное) прекращение деятельности.

В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся, обязанными по отношениям, в которые реорганизуемое юридическое лицо. И реорганизация, и ликвидация юридического лица может быть как добровольной, так и принудительной. Реорганизация юридического лица проводится в одной из 5 форм предусмотренных законом (ст. 57 ГК). Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Обращают на себя две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она в отличие от добровольной реорганизации может быть осуществлена только в формах разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она в отличие от принудительной ликвидации может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов. Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица – его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на принятие таких решений учредительными документами.

Слияние – такая форма реорганизации, при которой права и обязанности  двух прекращающих деятельность юридических  лиц переходят к новому юридическому лицу.

Присоединение – форма реорганизации, при которой в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее деятельность юридическое лицо.

Разделение – форма реорганизации, при которой права и обязанности  прекращающего деятельность юридического лица переходят к двум (либо более) новым юридическим лицам.

Выделение – форма реорганизации, при которой образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, деятельность которого не прекращается. Выделение – единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

Преобразование – такая форма  реорганизации, при которой происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и преобразования считается законченной с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц.

В связи с этим в процессе реорганизации  необходимо решить все вопросы, связанные  с определением статуса субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема безусловно для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных. При реорганизации составляются разделительный баланс (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

Один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, - вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося юридического лица. Цель правового регулирования – не допустить ущемления прав контрагентов, особенно в тех ситуациях, когда в результате реорганизации одному из вновь образованных юридических лиц передается большинство обязательств, а другому – большая часть имущества. Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц, например при преобразовании общества с дополнительной ответственностью в производственный кооператив.

Таким образом, кредитору предоставляется  право решать вопрос о прекращении  гражданско-правовых отношений с  реорганизуемым юридическим лицом.

Следующая проблема, возникающая при  использовании рассматриваемого способа защиты интересов кредиторов, - проблема возможности достижения соглашения между реорганизуемым юридическим лицом и контрагентами.

Причина возникновения этой проблемы кроется в том, что ГК РФ, поставив цель защитить интересы контрагентов, оставил открытым вопрос о защите реорганизуемого должника от недобросовестных действий контрагентов. В настоящее время налицо явная несбалансированность интересов реорганизуемого должника и его кредиторов. Кредиторам дается право потребовать прекращения либо досрочного исполнения всех обязательств должника с возмещением всех убытков.

Очевидно, что ни одно даже самое  благополучное и платежеспособное лицо не в состоянии сразу исполнить  одновременно предъявленные требования по обязательствам, срок исполнения которых  не наступил (и будет наступать  в разные периоды времени). Безусловно, одновременное предъявления всех (либо даже не всех, а нескольких крупных) требований в большинстве случаев может означать банкротство юридического лица. Причем единственной причиной банкротства в этом случае будет чрезмерная защита контрагентов при реорганизации, предоставляемая им законом.

Таким образом, в случае нарушения  контрагентом условий соглашения реорганизуемое юридическое лицо снова окажется в незащищенном положении (что особенно опасно, если контрагент является недобросовестным).

С целью избежать возможных отрицательных  последствий и защитить интересы реорганизуемого юридического лица, можно, включать в соглашение с контрагентом, помимо его обязательства не предъявлять  требование, условие о штрафе, выплачиваемом  в случае предъявления требования (этот штраф, например, может быть равен сумме предъявленного требования).

При переходе права собственности  на государственное или муниципальное  предприятие как имущественный  комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, прекращают свою деятельность юридические лица в порядке, принципы которого сходны с действующим  при их создании.

Можно выделить два критерия классификации  разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное прекращение деятельности. Добровольное прекращение происходит в случае принятия решения об этом самим юридическим лицом, т.е. по решению его учредителей (участников) либо органа, имеющего в силу учредительных документов соответствующие полномочия. Принудительное прекращение деятельности юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

С целью защиты интересов кредиторов необходимо внести в Гражданский  кодекс Российской федерации изменения, в соответствии с которыми солидарная обязанность новых юридических лиц по сделкам реорганизованной организации возникает и в случаях отсутствия разделительного баланса. Из буквального толкования закона не следует возможность контрагента предъявить требование об исполнении обязательства любому из вновь созданных юридических лиц, если после завершения реорганизации выяснится, что разделительный баланс не был составлен.

До недавнего времени в России было положение, когда в условиях кризиса и неплатежей и тяжелого финансово-экономического состояния основной массы промышленных предприятий фактически отсутствовала практика использования банкротства в качестве важнейшего инструмента реструктуризации компаний.

Появление нового Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» изменило критерии оценки несостоятельности, сделало практически ненужным обширную и многообразную нормативную базу по проблемам банкротства. В России процедуры банкротства до недавних пор не играли существенной роли. Однако целью Закона является не проведение процедуры банкротства в отношении как можно большего количества предприятий, а выведение из кризисного состояния тех, которые могут производить конкурентоспособную продукцию и приносить прибыль, а также выведение с рынка нежизнеспособных организаций, ставящих под угрозу судьбу своих деловых партнеров и порождающих массовые неплатежи в масштабе всей страны.

 

         Библиографический список

 

  1. Пиляева.В. В. Гражданское право: части общая и особенная. Учебник.М., 2004.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой. /Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина.М., 2004.
  3. Конституция РФ, 1993.
  4. Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10
  5. Тишанская О.В. Понятие предпринимательской деятельности Правоведение. – М., 2003.
  6. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 21.01.2005. Правовая система «Гарант».
  7. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть I – М.: Информационно-вендренческий центр «Маркетинг», 1997 г.
  8. Закон РФ «О государственной налоговой службе» от 21 марта 1991 г. №943-1.
  9. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий, утвержденного Госналогслужбой России 12 апреля 1993 г. № ЮУ-4-12/65Н.
  10. Марков Г.Н. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица. Издание 2е «Альфа», Санкт-Петербург, 2000 г.

 


Информация о работе Правовые основы российского государства