Права и обязанности руководителя организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Прежде всего, подчеркнем, что вне зависимости от организационно-правовой формы организации, руководитель является единоличным исполнительным органом организации и самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению иных органов.
Права и обязанности руководителя стоят в прямой зависимости от организационно-правовой формы организации, наличия иных органов управления организацией, формы собственности и др. факторов.

Работа содержит 1 файл

реферат по ФИУЗ.docx

— 32.54 Кб (Скачать)

Прежде всего, подчеркнем, что вне зависимости от организационно-правовой формы организации, руководитель является единоличным исполнительным органом организации и самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению иных органов.

Права и обязанности руководителя стоят в прямой зависимости от организационно-правовой формы организации, наличия иных органов управления организацией, формы собственности  и др. факторов.

Должностные права и обязанности  руководителя находятся в тесной зависимости от тех задач, которые  ему предстоит решать в процессе своей работы. Поэтому их рассмотрение целесообразно начать с анализа  важнейших функций руководителя.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т.е. обязательных видов деятельности (обязанностей), среди которых необходимо выделить следующие: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, инновационная, представительская, коммуникационная и социальная. Разберемся в содержании названных выше функций.

Административная функция  является одной из наиболее значимых в деятельности руководителя. В переводе с латинского «администратор» буквально означает «управитель», человек, выполняющий управленческую работу.

Традиционно специалисты  склонны разделять управленческий процесс на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация  и контроль. Считается, что именно через них проходит в своей  работе каждый управленец. Поэтому  в административную функцию входит пять подфункций:

    • планирование, в процессе которого руководитель определяет этапы выполнения задания, намечает, как достичь единых рабочих целей, предполагает возможные варианты решения потенциальных проблем;
    • организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности, – распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.;
    • кадровая, заключающаяся в организации подбора необходимых работников, их ориентации, профессионального обучения, обеспечения необходимым инструктажем и т.п.;
    • стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности;
    • контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведение ее необходимой корректировки.

В основе стратегической функции лежат планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности не только конкретного руководителя, но и всей организации в целом в процессе разработки стратегии и составления планов.

Экспертно-консультативная  функция имеет как минимум три основных направления развития деятельности руководителя:

  1. в связи с реализацией им профессиональной компетентности;
  2. в связи с действиями по оптимизации организационного процесса, который выражается в передаче части руководящих полномочий подчиненным;
  3. в связи с контролем работы подчиненных, осуществляемым в форме консультирования, проведения собеседования, публичного сообщения результатов и др.

В рамках нового этапа НТР  все большее значение приобретает инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и дает необходимые консультации подчиненным. Осуществляя представительскую функцию, руководитель в той или иной мере представляет свой коллектив на разных уровнях внутриорганизационной иерархии как по горизонтали (например, отношения со смежниками), так и по вертикали (отношения с вышестоящим руководством, администрацией). Эта сторона представительства выражается в умении руководителя отстаивать интересы своего коллектива (коллектива подразделения). Кроме этого, представительская функция может реализовываться в активности руководителя за пределами его организации, т.е. во взаимоотношениях с другими организациями. Во всей этой деятельности руководитель является своеобразным «лицом коллектива»

В век информации все большую  роль играет коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение деловой информации, проведение переговоров и др.

Все возрастающее значение человеческого фактора в жизни  организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

В рамках рассмотренных функций  для руководителя определены:

  • соответствующие права по решению возникающих вопросов самостоятельно или по согласованию с вышестоящим руководством;
  • круг подчиненных и степень их участия в подготовке документов различного уровня;
  • полномочия во внешних контрактах.

В различных ситуациях  и на разных уровнях управления те или иные права и обязанности  руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания или перестройки организации, прежде всего, нужны руководители-предприниматели, создающие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрений и наказаний.

В работе руководителя много  привлекательного. Она предоставляет  широкие возможности для развития личности, для принятия самостоятельных  решений интересных и сложных  проблем, а также престижна, приносит уважение окружающих и сама по себе увлекательна. При этом основная его  задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия.

В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно  выделить три звена руководства: высшее, среднее и низшее.

Руководители  высшего звена. Их основные задачи состоят в формулировании миссии, ценностей и политики организации, основных стандартов ее деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Функции высших руководителей  чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста и оратора. Поскольку сегодня каждый человек в отдельности таким критериям отвечать уже не в состоянии, высшее руководство реализует их в составе команды, где первое лицо является уже не «боссом», а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

Команда высшего руководства  обычно подбирается первым руководителем, или главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации. С юридической точки зрения в обязанности первого руководителя входят: организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обученных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование руководителей более низких уровней.

Руководители среднего звена (основных подразделений, входящих в данную организацию). Они назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Через подчиненных руководителей они управляют деятельностью в подразделениях: устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии

производства, условий труда, соблюдению санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право  решать кадровые вопросы (частично самостоятельно, частично выходя с предложениями  к руководству организации), поощрять и наказывать своих подчиненных.

Руководители среднего звена  представляют собой наиболее бюрократизированную  прослойку менеджеров, число представителей которой неуклонно растет, увеличивая «этажность» управленческих структур. Считается, что данная прослойка  создает «эффект одеяла» между  высшим и низовым уровнями управления, тормозит внедрение новых методов  работы. Отношение к представителям среднего звена управления в целом  на Западе негативное и при любой  возможности с ними ведется решительная  борьба, иногда даже имеющая некоторые  успехи. Например, за счет ликвидации целиком  некоторых промежуточных управленческих структур размер этого слоя менеджеров удается сократить по численности  на 30–40%.

Руководители  низшего звена (бригад, участков, групп и др.). Они работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. В их обязанности входят организация и координация подчиненных, обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной, технической и трудовой дисциплины, техники безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низшего  звена имеют право в установленном  порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления  руководству подразделений и  организации.

По мнению западных специалистов, помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, руководители несут по отношению к своим подчиненным обязанности неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи.

Права, обязанности и ответственность  руководителей всех Уровней, равно  как и всего персонала, закрепляются в должностных инструкциях. Наличие  должностных инструкций позволяет  во многом упорядочить процесс распределения  полномочий и добиться более перспективной  технологии управления в организации.

Должностная инструкция не только позволяет определить обязанности, права и ответственность персонала, но и оберегает его от выполнения несвойственных функций, подчеркивая  систему взаимоотношений между  руководителем и подчиненным  ему работником. Кроме того инструкция упорядочивает потоки информации в  организации, формирует требования к должностям и порядку оценки работников.

Однако инструкция не является неизменной – она должна и может совершенствоваться и корректироваться в соответствии с изменяющимися условиями деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – СПб., 1999
  2. Албастова Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. – М., 2000
  3. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. – М., 2001
  4. Бреддик У. Менеджмент в организации. – М, 1999.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2002

 

 


Информация о работе Права и обязанности руководителя организации