Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:17, доклад
Спорт в наше время представляет собой важное социальное явление . В наиболее общем понимании он являет собой деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную, коммуникативную и многие другие функции.
Интересным шагом стало сотрудн
Продвижение футбольного бренда всегда сопровождается просвещением основных таргет-групп – болельщиков, бизнес-аудитории, спонсоров и т.д. Просвещение направлено как на активное привлечение внимания широкой общественности к футбольному клубу (чем больше людей будет знать о клубе, его истории, тем лучше), так и на усиленное взаимодействие с уже сформировавшимися целевыми группами.
Просветительская функция
Некоторые клубы весьма оригинально подчеркивают свое почтительное отношение к «Великому прошлому». Так, московское «Динамо» в рамках празднования 85-летнего юбилея использовали мотив преемственности поколений, сделав стилизованные «под старину» фотографии с игроками нынешнего состава, напоминающие о временах триумфа клуба в советском футболе. Эта идея с энтузиазмом была принята широкой общественностью – «ретро»-фотографии футболистов пользовались (и пользуются до сих пор) огромной популярностью:
Весьма креативно к этому вопросу подошли представители Северной Пальмиры. Помимо проведения многочисленных турниров, выпуска документальных фильмов об успехах клуба, Санкт-петербургский «Зенит» провел уникальную акцию, организовав велопробег Санкт-Петербург – Гельзенкирхен, основная цель которого заключается в том, чтобы «донести любовь к своей команде до немецких болельщиков и способствовать укреплению партнерских и дружеских связей ФК «Зенит» и немецкой командой «Шальке».
За рубежом эпицентром просветительских и развлекательных PR-технологий, безусловно, являются официальным порталы футбольных команд: так с помощью интернет-средств клуб Манчестер Юнайтед предлагает подписаться на официальную рассылку новостей клуба, воспользоваться возможностью «скачать» «обои» или «скринсейвер» и обновляемый календарь с атрибутикой клуба на рабочий стол, «закачать» специализированные игры и кинофильмы с участием игроков клуба. На сайте также присутствуют разделы ‘kidzone’ и ‘teenzone’, в которых перечислены представительства исключительно детских клубов поддержки Манчестер Юнайтед. Более того, уникальной особенностью портала является то, что футболисты и многие болельщики клуба могут вести собственные блоги по любой связанной с командой проблематике прямо на официальном сайте19.
Важным просветительским способом продвижения бренда клуба является такая часто используемая технология, как проведение автограф-сессий, в которых обычно принимают участие ведущие игроки футбольных клубов. Данное мероприятие, проводимое в людном месте (обычно крупный торговый центр) предполагает возможность общения (а также фотографирования) рядовых болельщиков со своими любимцами. Более того, автограф-сессии привлекают внимание незаинтересованных футболом людей сформировавшимся ажиотажем и яркостью проведения.
Безусловно, большое внимание в
целях популяризации клуба
Показательна также социальная программа «Динамо – детям!», в рамках которой клуб считает моральной обязанностью и выражением социальной ответственности оказывать поддержку детям, которым необходимо особое внимание. В этом отношении интересно позиционирование клуба как не «просто команды, а проекта для общества, в которое мы делаем свой вклад».
Важно отметить, что крупные зарубежные клубы особое внимание уделяют мероприятиям социального характера, и в этих целях создают отдельные фонды. Так, всемирно известны Фонды клубов «Манчестер Юнайтед» (‘MU Foundation’) и «Реал Мадрид» (‘Real Foundation’).
Так, фонд «Реал Мадрид» осуществляет
свою деятельность более чем в 30
странах мира и использует бренд
клуба в целом и игроков
в частности с целью «продвижен
Также в рамках программ Фонда «Реал» проводит специализированные товарищеские турниры и матчи: в частности, известным стал показательный матч между «Реалом» и «Сборной мира», составленной из еврейских и арабских футболистов, все доходы от которого пошли на развитие проекта «школ футбола и мира»22
Сравнительный анализ отдельных pr-методов клубов РФПЛ и крупных европейских футбольных клубов
Вначале следует снова констатировать, что, как бы ни стремились российские клубы соответствовать эталонам западного образца, всё же спортивный бизнес (и в сфере PR в частности) в Европе находится на совершенно другом качественном уровне. Уже достаточно долгое время (десятки лет) использование услуг крупных PR-служб и влиятельных специалистов по связям с общественностью европейские футбольные гранды рассматривают как жизненную необходимость. Более того, как уже было отмечено, крупные зарубежные клубы оперируют гораздо более внушительными денежными потоками, что подразумевает и более масштабное и всестороннее применение специфических PR-технологий.
Первая особенность, которая отличает европейские клубы от клубов российской премьер-лиги, - это акцент на персональный имидж футболистов-звезд, выступающих в клубах. Очевидно, что многие популярные игроки пользуются особым спросом, даже при условии неудачной игры своей команды. Такие футбольные звезды, как Криштиану Роналду, Лионель Месси, Джон Терри, Фрэнк Лэмпард и др. по сути сами являются брендами, притягивая на футбол даже не искушенных в футболе зрителей. Более того, такие футболисты способны невольно сами создавать информационные поводы даже без стараний PR-отдела, что увеличивает популярность клуба.
«Так, Международным
Университетом Каталонии с
Таким образом, с целью увеличения популярности и числа болельщиков политика крупных клубов предполагает интеграцию клубного имиджа с персональными имиджами своих футбольных «звезд» и талантов.
Другой особенностью, которой также, к сожалению, не могут похвастаться отечественные клубы, является более широкий круг болельщиков крупного европейского клуба. Безусловно, клубы с давними традициями и большими победами имеют болельщиков не только в своем городе или стране, но и по всему миру. С целью своего более широкого позиционирования и увеличению числа собственных болельщиков футбольный клуб организует свои официальные «фанатские» представительства по всему миру, и в том числе на территории России, а также создает официальные сайты, на которых болельщики-представители той или иной страны или региона могут получить оперативную информацию от представителей клуба, общаться между собой, покупать официальную клубную продукцию и в определенных случаях даже билеты на матчи со скидкой. Так, среди отечественных болельщиков большой популярностью в нашей стране пользуются официальные страницы команд «Челси» (Лондон) - www.chelsea-fc.ru , «Манчестер Юнайтед» - http://www.manutd.ru/ , ФК «Барселоны» - http://www.barca.ru/, «Милана» - http://www.acmilan.ru/.
Однако только официальными источниками
общения современный
Здесь важно отметить, что интерес к большим европейским клубам настолько высок во всем мире, что другие, гораздо менее популярные, пытаются использовать их бренд в рамках своего собственного PR-проекта. Весьма примечателен в этом плане пример ташкентского клуба «Курувчи» (ныне «Бунедкор»). В 2008 году «Курувчи» подписал соглашение с испанским клубом «Барселона», по которому каталонский клуб оказал содействие в осуществлении развития и популяризации футбола в Узбекистане и, в частности, в повышении уровня мастерства игроков футбольного клуба «Курувчи» за счет мастер-классов звёзд футбола из Испании и других стран. В рамках этого сотрудничества были проведены два мастер-класса с участием камерунской звезды Это’О и испанских победителей ЧЕ 2008 Пуйоля, Иньесты и Фабрегаса, а также был проведен показательный товарищеский матч между «Барселоной» и «Курувчи»
Помимо этого, постоянно циркулировавшие слухи (во многом благодаря действия пресс-службы клуба) о гипотетическом переходе звезд «Барселоны» в «Курувчи» взбудоражил мировую общественность, что подняло известность этого клуба до невиданных высот, а в России сделало «Курувчи» и вовсе нарицательным понятием.
Это’о прибывает в Ташкент:
Между тем в этом смысле российские клубы вовсе не отстают: так, использование всемирно известных футбольных брендов с целью более яркого собственного позиционирования в мире применяет футбольный клуб «Зенит», причем в весьма необычной форме.
«Зенит» по вопросу трудоустройства лучшего игрока клуба Андрея Аршавин вел переговоры исключительно с крупнейшими клубами Европы – Ювентус, Интер, Челси, Арсенал (Лондон) и др. Однако каждый раз сделка срывалась ввиду «недостаточного размера суммы компенсации за игрока»24. Эта эпопея длится уже более полугода, а игрок, недовольный своим положением, откровенно заявляет о нежелании играть за питерский клуб. Однако клубные интересы – превыше всего: с помощью усилий своего PR-директора Алексея Блинова питерский клуб, выигравший еврокубки и даже после этого не ставший известным в широких футбольных кругах, стал узнаваем во всем мире благодаря щекотливой и в то же время раздутой истории о трансфере Аршавина: в английских СМИ, которые известны своим авторитетом и популярностью в мировом сообществе уже давно циркулируются слухи о «переходе» игрока из «дерзкого российского клуба».
Заключение
Итак, футбол в частности и спорт в целом так же, как и любой другой бизнес-ориентированный проект, нуждается в эффективном PR. Однако важно иметь в виду, что спорт, в отличие от других сфер бизнеса, обладает явным преимуществом: он сам по себе является PR даже без применения дополнительных PR-технологий: недаром многие спортивные мероприятия и соревнования относят к числу PR-инструментов даже далеких от спорта сфер. Однако в целях поступательного роста спортивного (футбольного) клуба одного «само-PR-а», безусловно, недостаточно: необходимо развивать уже существующие и создавать принципиально новые технологии PR, к чему, как можно судить из перечисленных выше методов, и стремятся гранды футбольной России.
Конечно, до уровня развития PR-технологий крупных зарубежных футбольных клубов российским коллегам еще далеко, но если исходить из того, что еще несколько лет назад PR и футбольный клуб рассматривались как понятия совершенно невзаимосвязанные и даже чуждые друг другу, то в связи с текущими позитивными изменениями можно сделать вывод, что российские футбольные клубы на правильном пути.
Список использованных источников:
1 http://lib.sportedu.ru/
2 Иванов Н.: «Спорт – ты PR?», BBDO/Агентство PR Inc.
3 http://www.sportrf.ru/xml/t/
4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%
5 PR: Теория и практика» под ред. Лукашенко
М.А. (http://www.4p.ru/main/theory/
6 Электронная газета «Спорт Сегодня»:
http://www.sports.ru/football/
7 Электронная газета «Спорт Сегодня»:
http://www.sports.ru/football/
8 «PR: Теория и практика» под ред. Лукашенко
М.А. (http://www.4p.ru/main/theory/
9 http://www.fifa.com/
10 http://sport.rbc.ru/football/
11
http://www.sports.ru/football/
12 «Ведомости» 28.02.2008, №36 (2058), Утехин, Федоринова: «Футбольный клуб
раскрыл бюджет» http://www.vedomosti.ru/
13 http://football.ultrafan.ru/
14 Кампания «Рубина»-2006: http//www.idea.ru/idea2007/
15 http://sportmanagement.ru/
16 Официальный сайты ФК «Локомотив» и «Зенит» - http://www.fclm.ru/lokotv/, http://fc-zenit.ru/
17 Официальный сайт ФК «Спартак» - http://rus.spartak.com/usr/
18
http://www.sport-business.ru/
19
http://www.manutd.com/default.
20 http://www.ua-football.com/
21
http://www.realmadrid.com/cs/
22
http://cursorinfo.co.il/news/
23
http://www.sport-business.ru/
24 http://www.sports.ru/football/
Информация о работе PR российских профессиональных спортивных клубов