Появление теории инноватики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

Содержание

Введение 3
1. Появление теории инноватики 4
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

v12 Появление теории инноватики.doc

— 106.50 Кб (Скачать)
      
      МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

      ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

      УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО

      ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 

      
      
 
 
 

      МИНСКИЙ ФИЛИАЛ (МЭСИ)

 

    КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

    (по  дисциплине «Инновационный менеджмент») 

    Тема: «Появление теории инноватики» 
 

Студент:       Самсонова А.М.

гр.                  ЗМО-08/42                                                           подпись           дата

зач. кн.          231808 
 

Руководитель:        

                                    

                                          Ф.И.О.                                       подпись           дата 

Зарегистрировано 

на  кафедре

                                          Ф.И.О.                                      подпись           дата

Минск 2011

 

       Содержание

 

       Введение

 

     Принято считать, что  понятие "нововведение" является русским вариантом английского  слова innovatoin. Буквальный перевод с  английского означает "введение новаций" или в нашем понимании  этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

      Инноватика - сравнительно новое научное направление, которое рассматривает инновацию  в ее развитии от идеи до внедрения. Самостоятельными направлениями исследований в инноватике являются:

      - формирование новшеств;

      - сопротивление нововведениям;

      - диффузия новшеств;

      - адаптация к ним человека и  приспособление их к человеческим  потребностям;

      - инновационные организации; 

      - выработка инновационных решений  и т.д.

      К области инноватики следует также  отнести такие важные элементы, как 

      - рынок нововведений,

      - инновационные стратегии; 

      - концепции инновационного развития, с учетом цикличности инновационного и экономического развития, государственного регулирования инновационных процессов.

 

       1. Появление  теории инноватики

      Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

      В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:

      как процесс (Б. Твисс, А. Койре, И. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Сайта, B.C. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);

      как систему (Н. Лапин, И. Шумпетер);

      как изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

      как результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф. Гурвич). 

      Кроме того, инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.

      Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некое свойство, присущее экономике машинного производства. В свою очередь, государственно-монополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения породил в известной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы моно­продуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределе­нием неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса, при­водило к экстенсивному развитию промышленного производства. [3, c.91]

      Мощный  толчок началу серьезных исследований инноваций и их роли в экономическом развитии дали работы Н. Кондратьева, которого известный американский экономист Питер Друкер назвал экономистом номер один XXI века. Рассмотренные Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаны инновации.

      Идеи  Кондратьева оказали сильное  влияние на Й. Шумпетера, который, собственно, и стал родоначальником инноваций. В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» и других трудах Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов.

     Существенным  вкладом в развитие теории инноватики можно считать разработку российскими экономистами концепций технологических укладов. Понятие «технологический уклад» (в современном понимании данного термина) введено в научный оборот С.Ю. Глазьевым.

     Технологический уклад — это группы технологических  совокупностей, связанные друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором, организационно-экономическим механизмом регулирования. С.Ю. Глазьев и другие экономисты выделяют пять технологических укладов, В экономически развитых странах идет интенсивное перераспределение ресурсов из четвертого в пятый технологический уклад. В России пятый технологический уклад существует в основном в оборонных отраслях промышленности.1

     Теоретическое обоснование значимости внедрения  нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном (1858-1940). По его высказыванию, подлинная сила предпринимателя связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров. Такое производство он называл «сферой прогрессирующей промышленности».

     Иными словами, такой предприниматель  Гобсона - это по существу «Новатор»  Й. Шумпетера, фигура, которой Гобсон приписывал важные социальные функции.

     Концепция Шумпетера была развита и некоторыми другими западными учеными, в  частности ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Друкером в его книге «Инновации и предпринимательство». «Нововведение, - отмечает он, - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения, как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг». Таким образом, если Шумпетер теоретически обосновывал важность нововведений для для рыночной конкуренции на основе достижений в области науки и техники, то П. Друкер прямо указывает на важность нововведений для развития бизнеса.

     «Инновации, — пишет П. Друкер, — в основе которых лежат новые знания, —  это «суперзвезды» предпринимательства. Такие нововведения становятся объектом внимания и приносят большие доходы... Нововведения должны быть нацелены на рынок и руководствоваться соображениями рыночной конъюнктуры… Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон». Поиск инновационных возможностей и формирование их эффективных комбинаций в реальных экономических условиях для реализации конкретного инновационного проекта представляют по существу инновационную стратегию на уровне фирмы, реализующей инновационный проект.

     В экономической литературе существуют определенные различия в подходах к  определению инновации (нововведения). Нововведение, как правило, определяется как «процесс», однако содержание этого  процесса, его составные элементы и фазы - все это остается предметом расхождений. Согласно теории Шумпетера, экономические изменения вызываются «нововведениями». По Шумпетеру, причина динамических изменений вытекает из нарушений спокойного, рутинного хозяйственного процесса. Это нарушение вызывается действиями фирмы-пионера или отдельного предпринимателя, которого Шумпетер называет «Новатором». Другими словами, для достижения существенных изменений экономике необходимо вторжение «Новатора».

     Во  многом соглашаясь с Шумпетером, П. Друкер считает, что инновация - это не техническое, а экономическое понятие, подразумевая изменения на всех уровнях менеджмента: внутрифирменного управления, управления производством и персоналом. Он называет инновации «способностью создавать богатство посредством новых способов». Таким образом, по его мнению, инновационная деятельность практически сосредоточивается лишь на вопросах управления производством и сбытом, то есть по существу ограничена экономическими аспектами.2

    Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некое свойство, присущее экономике машинного производства. В свою очередь, государственно-монополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения породил в известной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного производства.

    Исследовав  обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40—60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и т.д. В средние промышленные циклы протяженностью в 7—10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Короткие волны в 3— 3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленности.

Информация о работе Появление теории инноватики