Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:43, статья
Система управления нуждается в информационно-аналитической поддержке принятия управленческих решений, и вопросы, связанные с рассмотрением контроллинга в управлении предприятием, приобретают особую актуальность. Основные фукнции и цели контроллинга, принципы формирования служб контроллинга.
Повышение эффективности контроллинга на предприятии
1 В последние годы в развитии экономики очень важным аспектом для ведения бизнеса является обоснование эффективных методов управления предприятием. Система управления нуждается в информационно-аналитической поддержке принятия управленческих решений, и вопросами связанные с рассмотрением контроллинга в управлении предприятием, приобретают особую актуальность.
2 Контроллинг является сложной конструкцией, обеспечивающей системный, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем времени и решает проблемы, возникающие перед предприятием.
Контроллинг особенно эффективен на предприятиях с высоким уровнем расширения ассортимента, в частности занятых одновременно производством, реализацией и продажей различных изделий, работ, услуг. Он позволяет оценить эффективность различных видов деятельности.
При этом основными функциями контроллинга являются:
1) мониторинг состояния экономики (Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются );
2) сервис, предусматривающий
информационное обслуживание с
использованием экономических,
3) управление
в виде приемов и методов
рационального сочетания
4) контроль и анализ;
5) разработка методологии принятия решений (Методология - изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах практической деятельности).
3 Основной целью контроллинга является ориентация процесса управления предприятием на достижение эффективного функционирования предприятия в динамичной, нестабильной внешней среде.
Для этого нужно:
Потребность в реализации функций контроллинга в наибольшей степени ощущается на крупных предприятиях, которые нуждаются в более совершенных методах и инструментах управления. Это связано с тем, что крупные предприятия располагают ресурсами, необходимыми для создания служб контроллинга как специализированного структурного подразделения в системе управления предприятием.
4 При формировании служб контроллинга необходимо соблюдать ряд принципов:
1) избегать излишне
сложной структуры службы
2) выбрать наиболее
приемлемый для данного
3) обеспечить прямое подчинение службы контроллинга руководителю предприятия;
4) предоставить службе контроллинга право получать всю необходимую для работы экономическую информацию от всех служб предприятия;
5) придать службе контроллинга статус самостоятельного подразделения предприятия.
5 Основными преимуществами создания специальной службы контроллинга являются быстрота, системность и качество системы контроллинга. Недостатком является конфликт интересов с планово-экономической службой, если таковая существует.
6 К основным инструментам, которые используются контроллингом, относятся
7 Целесообразно в процессе контроллинга изучать такие объекты, как стратегии, цели, шансы и риски, сильные и слабые стороны предприятия, предположения, последствия. Анализ этих объектов помогает определить существующую ситуацию на предприятии, выявить сильные стороны предприятия по сравнению с конкурентами.
8 С целью увеличения результативности системы контроллинга необходимо осуществлять ряд мероприятий. Прежде всего, это:
• позиционирование контроллинга, означающее установление его места в системе управления предприятием, его соответствие целям, задачам, стратегии и менеджменту предприятия,
• учет требований к организации службы контроллинга, которая, во-первых, должна иметь возможность беспрепятственно получать необходимую ей информацию из всех служб предприятия и быстро доводить информацию до высшего руководства, во-вторых, должна иметь возможность внедрять новые процедуры и методы сбора и обработки информации, в-третьих, должна быть полностью независимой и подчиняться непосредственно высшему руководству;
• анализ системы контроллинга, включающий оценку эффективности функционирования системы с внешней средой с целью выявления сильных и слабых сторон системы;
• разработка мероприятий
по модификации системы
• обучение и мотивация персонала, тренинги и профессиональное развитие.
Следует отметить еще одно направление повышения эффективности внедрения и функционирования системы контроллинга — это преодоление сопротивления со стороны персонала предприятия, вызванное внедрением контроллинга.
9 Источниками группового сопротивления являются:
• инерция структур (нежелание нарушать существующую стабильность);
• удовлетворенность
(большинству людей нравится
• угроза сложившимся отношениям власти внутри предприятия;
• идеология
(у всех нас разные
Источниками индивидуального сопротивления являются:
• привычки и страх перед неизвестностью, страх потерять власть и должностные полномочия; опасение лишиться комфортных условий труда и денег;
• эгоизм (изменения, возможно, и хороши, но не для нас, а для других);
• неуверенность в себе (люди не думают, что смогут решить новые задачи);
• цинизм (люди
с подозрением относятся к
агентам перемен).
10 Таким образом, на предприятиях необходимо совершенствовать и повышать эффективность производства. С этой целью необходимо использовать опыт зарубежных стран и внедрять на предприятиях системы контроллинга. Контроллинг оказывает содействие повышению качества управления и перспективное развитие предприятия, основной целью которого является ориентация управленческого процесса на максимизацию прибили при минимизации риска и сохранение ликвидности и платежеспособности предприятия. Наряду с этим контроллинг позволяет не только предвидеть результаты деятельности и спланировать деятельность предприятия, но и своевременно получать точную информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений.
Информация о работе Повышение эффективности контроллинга на предприятии