Повышение эффективности контроллинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:43, статья

Описание работы

Система управления нуждается в информационно-аналитической поддержке принятия управленческих решений, и вопросы, связанные с рассмотрением контроллинга в управлении предприятием, приобретают особую актуальность. Основные фукнции и цели контроллинга, принципы формирования служб контроллинга.

Работа содержит 1 файл

Повышение эффективности контроллинга на предприятии.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Повышение эффективности контроллинга на предприятии

1 В последние годы в развитии экономики очень важным аспектом для ведения бизнеса является обоснование эффективных методов управления предприятием. Система управления нуждается в информационно-аналитической поддержке принятия управленческих решений, и вопросами связанные с рассмотрением контроллинга в управлении предприятием, приобретают особую актуальность.

2 Контроллинг является сложной конструкцией, обеспечивающей системный, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем времени и решает проблемы, возникающие перед предприятием.

Контроллинг особенно эффективен на предприятиях с высоким  уровнем расширения ассортимента, в  частности занятых одновременно производством, реализацией и продажей различных изделий, работ, услуг. Он позволяет оценить эффективность различных видов деятельности.

При этом основными  функциями контроллинга являются:

1) мониторинг состояния экономики (Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются );

2) сервис, предусматривающий  информационное обслуживание с  использованием экономических, социальных  и других изменений показателей;

3) управление  в виде приемов и методов  рационального сочетания элементов  и звеньев управляющей системы;

4) контроль и  анализ;

5) разработка методологии принятия решений (Методология - изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах практической деятельности).

3 Основной целью контроллинга является ориентация процесса управления предприятием на достижение эффективного функционирования предприятия в динамичной, нестабильной внешней среде.

Для этого нужно:

  • формировать нормативные величины для измерения и оценки потенциала предприятия;
  • определять фактические значения контролируемых величин;
  • сопоставлять фактические показатели с плановыми;
  • фиксировать отклонения от стратегических целей и анализировать причины;
  • выявлять требуемые корректирующие мероприятия для корректировки отклонениями от стратегического курса.
 

Потребность в  реализации функций контроллинга в  наибольшей степени ощущается на крупных предприятиях, которые нуждаются  в более совершенных методах  и инструментах управления. Это связано с тем, что крупные предприятия располагают ресурсами, необходимыми для создания служб контроллинга как специализированного структурного подразделения в системе управления предприятием.

4 При формировании служб контроллинга необходимо соблюдать ряд принципов:

1) избегать излишне  сложной структуры службы контроллинга;

2) выбрать наиболее  приемлемый для данного предприятия  тип организации контроллинга (централизованная, децентрализованная);

3) обеспечить прямое подчинение службы контроллинга руководителю предприятия;

4) предоставить службе контроллинга право получать всю необходимую для работы экономическую информацию от всех служб предприятия;

5) придать службе контроллинга статус самостоятельного подразделения предприятия.

5 Основными преимуществами создания специальной службы контроллинга являются быстрота, системность и качество системы контроллинга. Недостатком является конфликт интересов с планово-экономической службой, если таковая существует.

6 К основным инструментам, которые используются контроллингом, относятся

  • PEST-анализ (политический (Political), экономический (Economic), социальный (Social) и технологический (Technological) анализ внешней среды),
  • SWOT-анализ (анализ сильных сторон (strengths), слабых сторон (weaknesses), возможностей (opportunities) и угроз (threats) предприятия),
  • матрица БКГ (анализ перспективных направлений развития предприятия).
 

7 Целесообразно в процессе контроллинга изучать такие объекты, как стратегии, цели, шансы и риски, сильные и слабые стороны предприятия, предположения, последствия. Анализ этих объектов помогает определить существующую ситуацию на предприятии, выявить сильные стороны предприятия по сравнению с конкурентами.

8 С целью увеличения результативности системы контроллинга необходимо осуществлять ряд мероприятий. Прежде всего, это:

• позиционирование контроллинга, означающее установление его места в системе управления предприятием, его соответствие целям, задачам, стратегии и менеджменту  предприятия,

• учет требований к организации службы контроллинга, которая, во-первых, должна иметь возможность беспрепятственно получать необходимую ей информацию из всех служб предприятия и быстро доводить информацию до высшего руководства, во-вторых, должна иметь возможность внедрять новые процедуры и методы сбора и обработки информации, в-третьих, должна быть полностью независимой и подчиняться непосредственно высшему руководству;

• анализ системы  контроллинга, включающий оценку эффективности  функционирования системы с внешней  средой с целью выявления сильных и слабых сторон системы;

• разработка мероприятий  по модификации системы контроллинга с учетом новых требований и положительного опыта;

• обучение и  мотивация персонала, тренинги и  профессиональное развитие.

Следует отметить еще одно направление повышения эффективности внедрения и функционирования системы контроллинга — это преодоление сопротивления со стороны персонала предприятия, вызванное внедрением контроллинга.

9 Источниками группового сопротивления являются:

• инерция структур (нежелание нарушать существующую стабильность);

 • удовлетворенность  (большинству людей нравится существующее  положение вещей);

• угроза сложившимся  отношениям власти внутри предприятия;

 • идеология  (у всех нас разные мировоззрения,  разные и несовместимы ценности) и др.

Источниками индивидуального  сопротивления являются:

• привычки и  страх перед неизвестностью, страх  потерять власть и должностные полномочия; опасение лишиться комфортных условий  труда и денег;

• эгоизм (изменения, возможно, и хороши, но не для нас, а для других);

 • неуверенность  в себе (люди не думают, что  смогут решить новые задачи);

• цинизм (люди с подозрением относятся к  агентам перемен). 

10 Таким образом, на предприятиях необходимо совершенствовать и повышать эффективность производства. С этой целью необходимо использовать опыт зарубежных стран и внедрять на предприятиях системы контроллинга. Контроллинг оказывает содействие повышению качества управления и перспективное развитие предприятия, основной целью которого является ориентация управленческого процесса на максимизацию прибили при минимизации риска и сохранение ликвидности и платежеспособности предприятия. Наряду с этим контроллинг позволяет не только предвидеть результаты деятельности и спланировать деятельность предприятия, но и своевременно получать точную информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений.

Информация о работе Повышение эффективности контроллинга на предприятии