Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
Интеллектуальная собственность, ее место и роль в становлении российской экономики представляют в настоящее время наиболее жгучий интерес при принятии всех более менее значимых решений на всех уровнях российского руководства. В условиях замедления показателей экономического роста в Российской Федерации, обусловленного выработкой внешнеэкономического сырьевого «ресурса», необходима принципиальная смена факторов роста российской экономики. Действительно, при внимательном рассмотрении основных факторов развития экономики развитых государств мира видно, что значительная часть роста валового продукта (до 80%) в этих странах достигается за счет инновационного сектора экономики.
Введение 3
Политика в области ИС 4-5
Защита прав ИС в рамках «экономики знаний» 6-7
Особенности формирования и развития современного информационного
общества 8-9
Регулирование правоотношений, возникающих в сфере ИС 10-11
Законодательная защита прав ИС 12-13
Первоочередные задачи развития системы охраны интеллектуальной собственности в новых условиях хозяйствования
Правовая охрана интеллектуальной собственности в деятельности российских предприятий на внешнем рынке и иностранных компаний на внутреннем рынке России
Заключение
Список литературы
Саратовский
Государственный Технический
Институт
Бизнеса и Делового Администрирования
Кафедра
ММЛ
Курсовая работа по предмету
инновационный
менеджмент на тему:
«Порядок защиты интеллектуальной
собственности»
Выполнила: студентка группы МНЖ-44
Аксенова А.З.
Проверил:Д.Э.Н.,проф.зав.
Ермасов
С.В.
Саратов
2005
Содержание
Введение 3
Политика в области ИС 4-5
Защита прав ИС в рамках «экономики знаний» 6-7
Особенности формирования и развития современного информационного
общества 8-9
Регулирование правоотношений, возникающих в сфере ИС 10-11
Законодательная защита прав ИС 12-13
Первоочередные задачи развития системы охраны интеллектуальной собственности в новых условиях хозяйствования
Правовая охрана интеллектуальной собственности в деятельности российских предприятий на внешнем рынке и иностранных компаний на внутреннем рынке России
Заключение
Список
литературы
Введение
Интеллектуальная собственность, ее место и роль в становлении российской экономики представляют в настоящее время наиболее жгучий интерес при принятии всех более менее значимых решений на всех уровнях российского руководства. В условиях замедления показателей экономического роста в Российской Федерации, обусловленного выработкой внешнеэкономического сырьевого «ресурса», необходима принципиальная смена факторов роста российской экономики. Действительно, при внимательном рассмотрении основных факторов развития экономики развитых государств мира видно, что значительная часть роста валового продукта (до 80%) в этих странах достигается за счет инновационного сектора экономики. А это связано с введением в хозяйственный оборот продукции интеллектуального труда, доведением научных результатов до рыночного эффективного продукта. Положение, которое сложилось в России в области инноваций, представляется очень не простым. По мнению президента РАЕН профессора О. Кузнецова, высказанному им на годичном общем собрании Академии, «мы находимся в глубоком технологическом «седле», даже внутренний рынок обеспечен научно-техническими разработками всего на 3%.
Для
примера, в США этот показатель -
30%». (1) Не замечать этого,
значит обречь страну на долгие годы технологического
застоя. Тот, кто внимательно следит за
сферой оборота результатов интеллектуальной
деятельности обратит внимание на целый
ряд мер, которые предприняты Президентом
и Правительством Российской Федерации
по различным вопросам, связанным с правовой
охраной и защитой результатов интеллектуальной
деятельности, их учетом и инвентаризацией,
вовлечением результатов интеллектуальной
деятельности в экономический и гражданско-правовой
оборот, восстановлением прав Российской
Федерации на результаты интеллектуальной
деятельности и др. С осуществлением данных
мер связано достаточное количество позитивных
результатов в сфере использования и распоряжения
интеллектуальной собственностью. С их
реализацией во многом связано растущее
понимание важности и ответственности
за состояние дел в данной сфере у руководителей
всех уровней власти. Особое место среди
указанных мер занимают меры, предпринимаемые
российским руководством по правовой
защите результатов интеллектуальной
деятельности военного, специального
и двойного назначения. Однако, принимаемые
в этой области меры весьма неоднозначно
воспринимаются в среде ученых и представителей
российского ОПК. В связи с этим представляется
необходимым остановиться и привлечь
внимание к тем сторонам (аспектам) этой
проблемы, которые, при их системной оценке,
дают понимание, в каком направлении следует
двигаться, какие решения и какие приоритеты
следует выбрать для того, чтобы достичь
нужного результата.
Политика в области ИС
Область интеллектуальной собственности является сосредоточением интересов различных социальных групп, каждый из которых не может быть реализован в полном объеме, не вступив при этом в противоречие с аналогичными интересами другой социальной группы. Выстраивая политику в области интеллектуальной собственности, государство, судя по принятым решениям, ориентируется главным образом на «государственные интересы». К сожалению что именно подразумевается под «государственными интересами» в данном случае четко не определено и представляется как нечто глобальное, внесоциальное. Полагаем, что в этом таится серьезная системная ошибка. Вряд ли можно определить «государственные интересы», как нечто самостоятельное, так как в их основе лежат преломленные в деятельности государства интересы отдельных социальных субъектов. В качестве последних, применительно к рассматриваемой области, выделяются интересы отдельных авторов, интересы организаций, чья деятельность связана с осуществлением интеллектуальной (творческой) деятельности, а также интересы всего российского общества в целом. Оценивая интересы социальных субъектов применительно к области интеллектуальной собственности стоит обратить внимание на тот факт, что Всемирная декларация по интеллектуальной собственности, одобренная ВОИС 26 июня 2000 г. на первое место поставила интересы отдельного человека. В пункте (ii) декларации прямо указано, что используемый термин «права интеллектуальной собственности» означает по существу права человека, закрепленные в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, и, в частности, что: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» и «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция Российской Федерации (ст. 44) относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод. Значит ли это, что в вопросах интеллектуальной собственности во главу угла ставятся интересы отдельного человека. По-видимому, да, и с этим утверждением согласно большинство из тех, кто тесно связан со сферой интеллектуальной деятельности. Взять, к примеру, известное всем соглашение ТРИПС, где в преамбуле к соглашению сделан акцент на том, что «права интеллектуальной собственности являются правами частных лиц». Однако в этом утверждении нужно быть очень острожным, ведь речь идет не только о праве автора на полученный им результат интеллектуальной деятельности, но и о праве другого человека, заключающегося в «свободе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Поэтому можно согласиться с положением Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863, установившим в качестве приоритетного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий «сбалансированность прав и законных интересов всех субъектов правоотношений, включая государство». Такую же постановку вопроса можно найти и в Доктрине развития российской науки, где в качестве одного из важнейших принципов государственной научной политики определена «защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства». В этом случае мы имеем дело с интересами отдельных граждан – авторов и других частных лиц, интересами правообладателей - юридических лиц, а также интересами государства как отдельного субъекта гражданских правоотношений, которые в этом случае должны рассматриваться как интересы российского общества в целом.
В
то же время, ведя речь о «защите
интересов государства в
*(1) А.В. Долголаптев. Использование интеллектуального ресурса России. Внешняя торговля, № 4-5, 2002
Защита прав ИС в рамках «экономики знаний»
По
образному выражению академика-
Среди
мер по обеспечению защиты прав интеллектуальной
собственности, проводимых в рамках
инновационной политики, наиболее важными
в настоящее время являются: инвентаризация,
каталогизация и создание единой системы
учета результатов научных исследований
и технологических разработок, полученных
организациями различной организационно-правовой
формы и формы собственности; формирование
механизмов защиты интеллектуальной собственности
в инновационной сфере и введения ее в
хозяйственный оборот; совершенствование
патентной и лицензионной деятельности,
формирование рынка интеллектуальной
собственности. Фискальная составляющая
политики государства не противоречит
общемировой практике использования государством
прав интеллектуальной собственности,
заключающейся в том, чтобы распространение
результатов интеллектуальной деятельности,
созданных за счет средств госбюджета
происходило на договорных условиях за
разумное вознаграждение. Фискальная
политика государства в области интеллектуальной
собственности строится вокруг создания
государственного механизма перераспределения
финансовых средств, получаемых от распоряжения
принадлежащими Российской Федерации
правами на результаты интеллектуальной
деятельности. Цель ее – обеспечить финансирование
приоритетных направлений научных исследований
на основе решений федерального правительства.
В современной ситуации у частных лиц
нет серьезных экономических стимулов
для перераспределения финансовых средств
в интересах развития науки. Эту функцию
должно было взять на себя государство,
что и нашло отражение в Правилах зачисления
в доход федерального бюджета и использования
средств, полученных от реализации договоров,
заключаемых при вовлечении в экономический
и гражданско-правовой оборот результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ военного, специального
и двойного назначения , а также в проекте
порядка подготовки предложений о выделении
дополнительных средств на финансирование
перспективных научных разработок. *(2)
*(2)А.Ваганов,
РАЕН создает российскую ойкумену. Независимая
газета, 23 апреля 2003.
Особенности формирования и развития современного информационного общества
Оценивая государственную политику в области правовой защиты результатов интеллектуальной военного, специального и двойного назначения, нельзя не отметить, что институт интеллектуальной собственности это основа регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, передаче, распространении и потреблении информации, создаваемой в порядке осуществления свободы интеллектуальной деятельности . Поэтому на формировании и реализации политики Российской Федерации в области интеллектуальной собственности в полной мере сказываются особенности формирования и развития современного информационного общества, особенности складывающегося единого информационного пространства России, ее возможности по вхождению в мировое информационное пространство. Поэтому многие элементы государственной политики Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности являются по существу одновременно и элементами информационной политики государства. К ним, прежде всего, необходимо отнести: эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического потенциала Российской Федерации и обеспечение широкого, свободного доступа к ним; развитие информационных технологий, модернизация информационной инфраструктуры в интересах общественного развития; обеспечение информационной безопасности, защита государственных информационных ресурсов, создание условий для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации . Основное содержание данных элементов информационной политики государства применительно к рассматриваемой проблеме сводится к информационному обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности всех субъектов правоотношений. Вопросы информационного обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в настоящее время достаточно подробно проработаны и отражены в целом ряде руководящих и концептуальных документов. Определен и перечень мер, осуществление которых позволит повысить эффективность использования и защиты интеллектуального потенциала Российской Федерации. Ряд из них приведен в материалах, подготовленных в интересах формирования концепции инновационной политики Российской Федерации. К ним относятся: создание системы учета и информационного доступа к результатам интеллектуальной деятельности, полученным организациями различной организационно-правовой формы; формирование единой информационной сети отраслевых и региональных центров обеспечения инновационной деятельности, включая создание баз данных по инновационным проектам (программам) и новым технологиям, профильным сегментам рынка труда; регламентация процедуры раскрытия информации о результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения для их вовлечения в экономический и гражданско-правовой оборот; создание единого информационного пространства в области использования результатов интеллектуальной деятельности, совершенствование взаимодействия структур по их правовой защите; создание современной инфраструктуры информационной поддержки взаимодействия и координации действий инвесторов, разработчиков, производителей и потребителей продукции научно-технического назначения (промышленно-экономические конгрессы, форумы предпринимателей, электронные биржи технологий, профильные организации разработчиков и др.); создание единой информационно-аналитической системы в целях проведения регулярной инвентаризации, каталогизации и статистического учета результатов научных исследований и прикладных разработок; развитие государственного реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, полученных за счет средств бюджетов всех уровней. Простое перечисление планируемых мер не отвечает на вопрос - в чем же состоит их предназначение. Поэтому нелишне будет дать некоторые пояснения.
Вопросы
информации всегда имеют две проблемные
стороны: с одной стороны, обеспечение
благоприятных условий
*(3) В.А. Копылов Информационное право, Издательство «Юристъ», М:. 2002.
Регулирование правоотношений, возникающих в сфере ИС
О
вопросах регулирования правоотношений,
возникающих в сфере
Информация о работе Порядок защиты интеллектуальной собственности