Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:55, реферат
Описание работы
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Содержание
Введение Глава 1 Портрет современного руководителя Глава 2 Что нужно, чтобы стать лидером Заключение Список использованной литературы
Обычно авторитетный
лидер - руководитель от природы. Но что
же делать, если его нет? Можно, пусть
на время, поставить во главе дела
просто умного, хорошо обученного специалиста.
А для того чтобы такого безошибочно подобрать
(лидеры появляются сами!), нужно знать
качества, которые ему в обязательном
порядке должны быть присущи. Существует
три группы таких качеств: личные, профессиональные,
организаторские и деловые.
К личным качествам в
первую очередь относят честность и порядочность,
предполагающие всегда соблюдение норм
общечеловеческой морали, скромность
и справедливость по отношению к окружающим.
Руководитель должен стараться понимать
своих подчиненных, видеть в них личности,
достойные уважения, уметь разбираться
в их поведении, быть человечным и заботиться
о людях, стремиться к сотрудничеству,
учитывая при этом интересы всех.
Менеджер должен быть
принципиален во всех вопросах, уметь
противостоять давлению как "сверху",
так и "снизу", последовательно и твердо стоять на своем,
не скрывать своих взглядов, защищать
до конца те ценности, которые они исповедуют
и помогать обретать эти ценности другим
посредством личного примера, а не морализирования,
твердо держать данное слово./ 3, 78 /
Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому
одним из его важнейших личных качеств
должно быть хорошее здоровье, которое
помогает быть энергичным и жизнестойким,
мужественно переносить удары судьбы,
успешно справляться со стрессами; Для
поддержания хорошего физического здоровья
нужны постоянные тренировки, сбалансированные
нагрузки, предполагающие смену видов
деятельности - ведь отдых не в безделии,
а в переключении на другую работу. Силы
и энергию необходимо поэтому рационально
распределять между всеми своими делами,
чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя
приучать себя к постоянным стабильным
нагрузкам и время от времени разрушать
привычные образцы действий, ибо когда
потребуется рывок, разомлевший руководитель
на него уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно.
Он должен быть еще и эмоционально здоровым
человеком, иначе просто не выдержит всех
сваливающихся на его голову перегрузок.
Поэтому нужно загодя
формировать у себя положительные
эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее
активность, заинтересованность и любознательность,
помогающую продвигаться вперед, освоению
новых сфер деятельности; уверенность,
добавляющую солидности.
Принятие управленческих
решений требует от менеджеров не
только квалификации, но и эмоциональной зрелости,
которая выражается в умении и готовности
идти навстречу острым ситуациям, успешно
справляться с ними, не делать не переживаемой
трагедии из поражений, неминуемых на
жизненном пути любого менеджера./ 2, 55
/
Современный менеджер должен активно бороться
с собственными недостатками, формировать
у себя положительное отношение к жизни
и работе, создавать "здоровое" окружение
путем выдвижения и обучения людей, раскрытия
их способностей и талантов; при этом не
нужно опасаться потерять авторитет -
в большинстве случаев сотрудники за такое
отношение к ним платят, наоборот, признанием
и благодарностью.
Другая группа качеств,
необходимых любому менеджеру - профессиональные.
Это - компетентность, т.е. система специальных
знаний и практических навыков. Она бывает
специальной и управленческой. Это культура
- общая, техническая, экономическая, правовая,
информационная, психолого-педагогическая.
Важен и ряд других моментов. Прежде всего
современного руководителя отличает хорошее
знание действительности как внутренней,
так и внешней, понимание целей фирмы и
своего подразделения, умение видеть проблемы,
выделять в них наиболее существенные
стороны, быть восприимчивым к новизне
и изменениям. Это невозможно без обладания
умственными способностями выше среднего
уровня, умением анализировать ситуацию,
создавать и критически оценивать различные
планы и программы, принимать решения,
брать на себя ответственность за их выполнение,
много и упорно работать для этого, быть
энергичным и решительным.
Однако руководитель
должен быть не только хорошо подготовленной
и высоко образованной, но еще и
творческой личностью. От него требуется
не только верить в свои творческие
способности, но и ценить такие способности
в других, уметь их мобилизовать
и использовать, преодолевая все встречающиеся
на пути препятствия. Для этого необходимо
быть настойчивым, испытывать потребности
в переменах, уметь порывать с традициями,
воспринимать новые идеи и новаторские
решения, систематически ими пользоваться.
Творческий руководитель обычно работает
с группами, используя метод мозговой
атаки, поощряет свободное выражение эмоций
и идей и непрестанно учится, в том числе
и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо
без способности находить информацию
и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим
независимо от того, кто они, держать себя
откровенно с коллегами, добиваться обратных
связей, не отгораживаться от того, что
угрожает устоявшимся взглядам на мир,
ставя при этом все под сомнение, понимать
позицию других, везде находить людей,
представляющих хоть какой-то интерес
для фирмы.
Но наиболее важно
для менеджера схватывать все
на лету, увязывать вновь приобретаемые
знания со старыми, обладать умением
и способностью учиться как на
работе, так и вне ее, повышая
компетентность, но избегая при этом однобокой
специализации. Учеба обычно начинается
с момента вступления в должность и никогда
не прекращается./ 3, 124 /
Очередной группой качеств
менеджера, определяющих его собственно
говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.
Они отражают уровень организаторской
культуры менеджера, владение им технологией
управленческой работы: подбором, расстановкой
и использованием кадров, выработкой
норм, нормативов и регламентов, личных
планов и планов деятельности подразделений,
служб, оперативных планов и планов-графиков
проведения мероприятий, доведением заданий
до исполнителей, инструктажем, распорядительством,
контролем.
К организаторским качествам нужно
отнести прежде всего целеустремленность.
Характер современной жизни требует от
менеджера ясных и обоснованных целей.
Без них он может испытывать недостаток
твердости и решимости, упускать хорошие
возможности, тратить время на пустяки.
Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться
на плаву, менеджер должен эти цели корректировать.
Но целеустремленность заключается не
только в том, чтобы цели устанавливать,
а упорно к ним стремиться. Это и отличает
менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством,
которое должно быть присуще менеджеру,
является деловитость. Она заключается
в умении четко и своевременно ставить
задачи, принимать обоснованные решения,
контролировать их исполнение, быть оперативным
и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством
менеджера является энергичность, то
есть способность заражать людей уверенностью,
стремлением действовать путем логического
внушения, личного примера, собственного
оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина
и контроль над собой. Без этого
он не сможет ни призвать к порядку
других, ни контролировать их деятельность.
Поэтому менеджер должен контролировать
свои эмоции и настроения, изучать эмоции
других, чтобы найти подход к их поведению,
а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна
быть повышенная работоспособность, умение
трудиться напряженно, не принося, однако,
себя в жертву и не становясь " работоманом
" (в передовых компаниях считается
дурным тоном для высших руководителей
задерживаться в офисе после окончания
трудового дня или брать работу на дом).
Силы нужно беречь для главного,
не растрачивать их по-пустому, уметь
отдыхать, в том числе и во время
командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным,
контактным, т.е. общительным, направленным
на внешний мир, проявляющим интерес
к окружающим. Он должен уметь располагать
к себе людей, слушать и понимать их, убеждать
в своей правоте. /2, 59 /
С точки зрения контактности можно
выделить несколько типов руководителей.
Во-первых, те, кто большую часть
времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных
и только 1/3 на осуществление внешних связей.
Во-вторых, те, кто уделяет тому
и другому примерно поровну времени.
В-третьих, те, кто осуществляет только
вертикальные контакты с начальством
и подчиненными, но не желает знаться
с коллегами своего уровня.
В-четвертых, те, кто сторонится вообще
всех контактов. Первый и второй типы
руководителей хороши для оперативного
управления, четвертый - для стратегического,
Третий тип руководителя не отвечает
вообще требованиям, предъявляемым
к современным управляющим. / 3, 58
/
Важная черта менеджера - реализм.
Он должен уметь правильно оценить
свои возможности и возможности
подчиненных, их поступки, не витать в
облаках, тогда не так больно будет
падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется
здоровым оптимизмом и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности
в себе невозможно. Уверенные люди
знают, чего хотят. Они никогда не
прибегают к обходным путям. Их взгляды
на проблемы всегда четкие и ясные,
и они стремятся к тому, чтобы
все об этих взглядах знали, а поэтому
высказывают свободно свою точку зрения,
добиваясь, чтобы их услышали и поняли,
но при этом уважают других людей и их
мнения.
Хороший руководитель должен уметь
обеспечивать сопричастность сотрудников
к работе. Для этого необходимо
правильно поощрять людей, превращать
любую, даже самую нудную работу в увлекательную
игру, отыскивая нестандартные подходы
и неизвестные грани в деле решения проблемы,
сдабривать свои действия известной долей
авантюризма для пущей привлекательности.
Он должен считаться с желанием подчиненных
добиться определенного положения в этом
мире, знать их идеалы и способствовать
реализации их в жизнь.
Но самое главное - менеджер должен
обладать умением руководить, организовывать
и поддерживать работу коллектива,
быть готовым к действиям, риску.
Он должен уметь определить объем своих
служебных полномочий, возможность действовать
независимо от руководства, побуждать
людей к повиновению, избавляться от баласта,
а оставшимся помочь стать самими собой,
а не подминать под себя. Для этого менеджер
должен обладать терпимостью к слабостям
людей, не мешающим работать, и нетерпимостью
ко всему, что препятствует успешному
решению стоящих перед ним и коллективом
задач.
Нужно иметь в виду, что не существует
и не будет существовать менеджера,
обладающего универсальными способностями
и одинаково эффективно действующего
в любой ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует определенный набор
человеческих качеств, которые были
перечислили выше, составляющий основу
организаторских способностей. Эти
качества не зависят от производственного
опыта работника, поэтому руководителем
человек может становиться в относительно
раннем возрасте.
В заключение следует остановиться
на тех моментах, которые определяют
эффективность работы менеджера.
Ряд из них зависит от него самого
и связан либо с умением управляющего
организовать свою деятельность и деятельность
подчиненных, либо с его отношением к ним.
Так, положительно влияет на эффективность
деятельности умение ее планировать, правильно
определять порядок важности и срочности
дел, последовательность выполнения операций,
количество принимаемых решений. На эффективность
работы менеджера влияет умение использовать
возможности подчиненных, знание их, вера
в сотрудников, способность откровенно
с ними разговаривать, постановка задач
вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность
работы менеджера отсутствие уважения
коллег при обсуждении и решении
важнейших вопросов, присвоение себе
результатов работы коллектива, пристрастное
отношение к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность
работы руководителя зависит от подчиненных.
Например если они плохо проработали вопрос
или боятся сами принимать решение, то
часто бегают за консультацией к шефу,
отвлекая его от других более важных дел.
То же бывает, если подчиненные не знают
точно своего задания и взваливают на
себя работу, с которой не могут справиться,
и руководитель вынужден им помогать,
чтобы не "завалить" дело. Во многом
это происходит, кстати, от неумения планировать.
Сложности для руководителя возникают
и в том случае, когда подчиненный не умеет
с ним разговаривать, толком объяснить
свои проблемы и желания, но постоянно
ожидает указаний и инструкций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Веснин В.Р. Менеджмент для
всех . - М.: Знание, 1994. - 173 с. 2 Кузьмин И.
А. Психотехнология и эффективный менеджмент
. - М.: Россмен, 1995. - 491 с. 3 Мескон М. Х. Основы
менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275 с.