Понятие «Великого предела». Принцип «дополнительности». Принцип «целого»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:53, реферат

Описание работы

Великий предел (Тайцзи) — в китайской философии предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил инь — женской и ян — мужской. Противоположная категория — Отсутствие предела.

Содержание

1. ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ 3
1.1Определение «Великого предела» 3
1.2 Внутреннее единство 3
1.3 Формула круга 4
1.4 Симметрия инь и ян 5
1.5 Взаимопорождение инь и ян 5
1.6 Увеличение и уменьшение инь и ян 6
1.7 Движение инь и ян по спирали 7
1.8 Действие от противного 7
1.9 Единство действия центробежных и центростремительных сил 8
1.10 Наполненность инь и ян 8
2. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ 9
3. ПРИНЦИП ЦЕЛОГО 9
Список использованной литературы…………………………………………………...……..11

Работа содержит 1 файл

НАША_Диалектика-доклад.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Тольяттинский государственный университет

Институт  финансов, экономики и управления

Кафедра «Менеджмент организации»  
 
 
 
 
 
 

Практическая  работа

по дисциплине: «Диалектика управления»

на тему: Понятие «Великого предела».

Принцип «дополнительности».

Принцип «целого».

 
 
 

                       Выполнили: Студент группы МЕНб - 201Соснин В. А.

  Студентка  группы МЕНб – 202 Токарева А.

           Проверила: Преподаватель Зоткина Е.В. 
       
       
       
       
       

Тольятти  2010

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ

  • 1.1 Определение
    • "И  понял я Предел Великий: 

      в нем  обе Формы коренятся" (Чжу Си).  

           Великий предел (Тайцзи) — в китайской философии предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил инь — женской и ян — мужской. Противоположная категория — Отсутствие предела.

            Знак Великого предела наглядно выражает многие идеи "Книги перемен", поэтому его еще называют "Картой перемен". Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга, разделенного пополам волнистой линией на две половины - темную и светлую.

            Симметрично расположенные внутри круга две точки - светлая на темном фоне и темная на светлом - говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу - когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: "Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян".

    1.2 Внутреннее единство

            Цельное и объективное восприятие мира - это одно из основных свойств китайской традиционной философии. Знак Великого предела является тому подтверждением - он представляет собой цельную модель мира. Он дает возможность воспринимать мир в нерасчлененном единстве, объединяет все явления и в то же время позволяет увидеть место каждого явления в общей системе. Его можно использовать как для анализа законов всего мира, так и изучения законов развития отдельных предметов и явлений. 
            Гимнастика тайцзицюань унаследовала основное свойство традиционной философии Китая - ее интегральность, поэтому наставники этого вида боевых искусств "всегда говорили о том, что тело - это одна семья", что мощным бывает только то движение, в котором участвует все тело. 
            Они учили, что если нет движения в пояснице, то не получится движение руками, если нет внутреннего движения, то не будет и внешнего. Наставник Чэнь Чжаокуй часто повторял, что причиной неправильного движения в тайцзицюань является не ошибка в движении рукой или ногой, а неправильное движение всего тела. Правильное движение в тайцзицюань как бы волной проходит по всему телу. Оно зарождается в области "киноварного поля", поднимается вверх в грудной отдел, переходит в спину, плечи, руки и, наконец, достигает кистей. Сила всего тела всегда концентрируется в одной точке. В этом состоит не только преимущество, но и заключена большая сложность тайцзицюань. Для того чтобы в совершенстве владеть своим телом, требуется много усилий.

    1.3 Формула круга

            Знак Великого предела не плоский круг, а объемный шар. В тайцзицюань также все должно быть округлым, без впадин и выступов. Внутри энергия ци должна бурлить, а снаружи - образовывать сферу, упругий шар. Практически все приемы в тайцзицюань являются проявлением этого свойства упругости. Целью занятий тайцзицюань является превращение человеческого тела в такого рода шар. Конечно, тело не может стать шаром, но походить на него может. В ходе занятий следует овладеть умением управлять состояниями "пустотности" и "наполненности", научиться контролировать свой центр тяжести, превратиться в "неваляшку". Можно развалить самую крепкую и толстую стену из железобетона, но нельзя опрокинуть шар. Мастера тайцзицюань также практически невозможно опрокинуть, потому что он в совершенстве владеет искусством стабилизировать свой центр тяжести.

    1.4 Симметрия инь и ян

            Третьей особенностью знака Великого предела является симметричное расположение в нем двух символов: инь и ян. Они противостоят друг другу и уравновешивают друг друга. "Книга перемен" основана на сопряжении дуальных понятий: каждый предмет или явление могут быть описаны с помощью контрарных определений. Например: небо - земля, высокий - низкий, движение - покой, темное - светлое, жесткое - мягкое, добро - зло, естественное - искусственное и т. д. Члены этих пар не существуют друг без друга и неотделимы друг от друга, они находятся во взаимозависимости. Диалектическое единство противоположностей очень наглядно отражено в знаке Великого предела. 
            Жизнь - это взаимодействие противоположностей. Нет движения без покоя и наоборот. Дао - это одно инь и одно ян. Все рождается из взаимодействия инь и ян. Симметрия и гармония - это один из основных законов мироздания и один из основных принципов тайцзицюань. В тайцзицюань жесткость и мягкость друг друга уравновешивают, пустота и наполненность друг друга сменяют, быстрые движения следуют за медленными т. д. Гармония должна царить и в теле, и в сознании.

    1.5 Взаимопорождение инь и ян

            Четвертой особенностью знака Великого предела является проникновение инь в ян и ян в инь. В черной половине круга есть белая точка, в белой половине есть черная. Эта сторона взаимоотношений инь и ян очень .ярко отражена в "Книге перемен". Все "счастливые" триграммы непременно включают в себя черты инь и черты ян. Принцип взаимосвязи инь и ян нашел отражение во многих областях китайской культуры, например, эстетика с древнейших времен учила, что жесткость ян должна уравновешиваться мягкостью инь, что они должна проникать друг в друга и порождать друг друга. 
            Каким образом взаимоотношения инь и ян отражаются в тайцзицюань? В тайцзицюань всегда в "открытии" имеется "закрытие", в "закрытии" - "открытие". Например, в движении "белый журавль расправляет крылья" руки выполняют "раскрывающее" движение, а кисти - "закрывающее", ноги выполняют "раскрывающее" движение, а область паха "закрывается", колени "раскрываются", а стопы "закрываются". Это наглядно демонстрирует принцип: "Всегда есть то, что открывается, и есть то, что закрывается". "Раскрытие" - это ян, "закрытие" - это инь.

    1.6 Увеличение и уменьшение инь и ян

            Пятой особенностью знака Великого предела является взаимное вытеснение инь и ян: постепенное увеличение объема инь приводит к постепенному уменьшению объема ян и наоборот. 
            Для того чтобы овладеть тайцзицюань, надо очень хорошо представлять себе закономерности перехода из состояния инь в состояние ян и обратно. Особенно наглядно необходимость этих навыков проявляется в парных упражнениях. Надо уметь "выплюнуть и проглотить", "привлекать" и наступать, "поднимать" и "опускать". В наставлениях по парным упражнениям тайцзицюань говорится: "Если слева тяжесть, то здесь нужно создать пустотность и уйти вправо; если тяжесть справа, то пустотность надо создать справа, а уйти влево". В этом проявляется закон увеличения и уменьшения инь и ян. Там, где противник создает больше ян, ему нужно противопоставить больше инь, а там, где у противника больше инь, туда следует направить ян. Говорится: "Встретил сверху - уходи вниз, встретил внизу - уходи вверх", "встретил слева - уходи вправо, встретил справа - уходи влево". Если рука опускается вниз, то в ноге должна образоваться "пустотность", если какая-то часть тела опускается, то другая часть тела должна подниматься. Это очень наглядно видно в таких движениях, как "стойка золотого петуха на одной ноге", "алмаз разбивает ступу".

    1.7 Движение инь и ян по спирали

            Шестой особенностью знака Великого предела является S-образная конфигурация символов инь и ян. Это обозначает спиралевидное движение инь и ян. В тайцзицюань, особенно в стиле Чэнь, все движения выполняются по спирали. Переход от "пустотности" к "наполненности", от быстрого движения к медленному происходит по спирали. Наставник Чэнь Чжаокуй учил, что "открытие" и "закрытие" также происходит не по прямой линии, а по спирали.

    1.8 Действие от противного

            Еще Лао-цзы говорил, что противоположности движут Дао. Если хочешь ослабить, укрепи, если хочешь закрыть, открой, если хочешь упадка, добейся расцвета, если хочешь отнять, то сначала дай. Эта идея отражена и в "Книге перемен": когда вещь достигает предела своего развития, она превращается в свою противоположность. Это, можно сказать, одна из основополагающих идей традиционной китайской философии, особенно даосской. Она нашла свое отражение во многих сферах культуры, например в каллиграфии: если хочешь провести линию вверх, то сначала кисть надави книзу, если линию хочешь провести вправо, то начинай ее вести слева. 
            Принцип действия от противного является основным и в тайцзицюань. Если хочешь пойти влево, то сначала сделай шаг вправо, если хочешь выпрямить руку, то сначала согни ее, если хочешь наступать, то сначала отступи. Роль этого принципа особенно возрастает в парных упражнениях. Наставники стиля Чэнь для наглядности, объясняя действие этого принципа, использовали образы мяча и качелей. Для того чтобы мяч высоко подпрыгнул, его надо с силой бросить вниз, для того чтобы качели качнулись вправо, их надо сначала как следует качнуть влево. Во всех движениях стиля Чэнь заложена идея действия от противного: когда противник наступает, надо отступить, когда он отступает, надо наступать, когда он атакует справа, надо уходить влево.

    1.9 Единство действия центробежных и центростремительных сил

           Восьмой особенностью знака Великого предела является изображение взаимодействия центростремительных и центробежных сил - головы "рыбок" инь и ян устремлены к центру круга, а их хвосты от центра. За счет взаимодействия этих сил и происходит вращение. Что касается тайцзицюань, то взаимодействие этих сил составляет одну из его тайн. В стиле Чэнь на взаимодействии центробежных и центростремительных сил основаны принципы дыхания и управления "внутренней ци". 
           Рассмотрим дыхание. На выдохе легкие сокращаются - образуется центробежная сила. "Внутренняя ци" опускается в "киноварное поле", живот выпячивается - возникает действие центростремительной силы. На вдохе силы как бы меняются своими местами. 
           Если говорить о конечностях и туловище, то это взаимодействие также реализуется очень наглядно. Во время "толчка ладонями" руки выпрямляются и отводятся от тела, это действие можно назвать центробежным, но одновременно с этим колено сгибается, живот втягивается, производится вдох, втягивается анус - это все центростремительные действия. Этот пример наглядно демонстрирует взаимодействие и взаимосвязь двух сил: если верх удаляется от центра, то низ приближается к центру. На смену этому движению придет движение с другим соотношением центробежных и центростремительных сил. Такое соотношение является обязательным, его нарушение ведет к ошибкам.

    1.10 Наполненность инь и ян

            Девятой особенностью знака Великого предела является гармоничное и тесное соединение символов инь и ян. О таком взаимодействии инь и ян говорится в "Книге перемен": "Все в мире рождается от соединения инь и ян. Если они не взаимодействуют и расходятся, наступает смерть". В тайцзицюань силы инь и ян также объединены и находятся в гармонии: например, жесткость и мягкость, "раскрытие" и "закрытие", "пустотность" и "наполненность". Взаимодействуют сердце и почки, соединены меридианы жэньмай и думай.

    2. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

            Принцип, который очень точно и емко Бор назвал дополнительностью, — одна из самых глубоких философских и естественно-научных идей настоящего времени, сформулированная в 1927 г. С ним можно сравнить лишь такие идеи, как принцип относительности или представление о физическом поле.

            Согласно этому принципу, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект (элементарную частицу, атом, молекулу), неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.

            Для того, чтобы почувствовать, что такое принцип дополнительности приведем пример дополнительности в культуре человечества: в далёком 1910 году, ещё до начала квантовомеханической эры, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд в эссе «Антитетическое значение первобытных слов» (Antithetical meaning of primal words) писал, что в таких древних языках, как египетский, слова могут иметь два диаметрально противоположных значения. Таким образом, предвестником принципа дополнительности было осознание людьми того факта, что нечто может являться чем-то, и одновременно им не являться, понимание того, что значения взаимосвязаны, и во многих случаях эта связь является связью противоположностей.

    3. ПРИНЦИП ЦЕЛОГО

            Принцип целого - Концепция, рассматривающая все предметы, процессы и явления как единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию жизненно важного целого.

            Холизм - учение о целостности. Целостность мира считается высшей и всеохватной.

            Элементаризм (атомизм) - механистическая версия принципа целостности, предполагающая составленность целого (системы) из элементов и возможность разложения системы в набор (несвязное множество) исходных элементов. Такая трактовка целостности находится в противоречии с принципами взаимодействия, системности, субъектности и др.

    Информация о работе Понятие «Великого предела». Принцип «дополнительности». Принцип «целого»