Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:53, реферат
Великий предел (Тайцзи) — в китайской философии предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил инь — женской и ян — мужской. Противоположная категория — Отсутствие предела.
1. ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ 3
1.1Определение «Великого предела» 3
1.2 Внутреннее единство 3
1.3 Формула круга 4
1.4 Симметрия инь и ян 5
1.5 Взаимопорождение инь и ян 5
1.6 Увеличение и уменьшение инь и ян 6
1.7 Движение инь и ян по спирали 7
1.8 Действие от противного 7
1.9 Единство действия центробежных и центростремительных сил 8
1.10 Наполненность инь и ян 8
2. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ 9
3. ПРИНЦИП ЦЕЛОГО 9
Список использованной литературы…………………………………………………...……..11
Министерство образования Российской Федерации
Тольяттинский государственный университет
Институт финансов, экономики и управления
Кафедра
«Менеджмент организации»
Практическая работа
по дисциплине: «Диалектика управления»
на тему: Понятие «Великого предела».
Принцип «дополнительности».
Принцип «целого».
Выполнили: Студент группы МЕНб - 201Соснин В. А.
Студентка группы МЕНб – 202 Токарева А.
Проверила:
Преподаватель Зоткина Е.В.
Тольятти 2010
Содержание
"И понял я Предел Великий:
в нем
обе Формы коренятся" (Чжу Си).
Великий предел (Тайцзи) — в китайской философии предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил инь — женской и ян — мужской. Противоположная категория — Отсутствие предела.
Знак Великого предела наглядно выражает многие идеи "Книги перемен", поэтому его еще называют "Картой перемен". Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга, разделенного пополам волнистой линией на две половины - темную и светлую.
Симметрично расположенные внутри круга две точки - светлая на темном фоне и темная на светлом - говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу - когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: "Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян".
Цельное и объективное восприятие мира
- это одно из основных свойств китайской
традиционной философии. Знак Великого
предела является тому подтверждением
- он представляет собой цельную модель
мира. Он дает возможность воспринимать
мир в нерасчлененном единстве, объединяет
все явления и в то же время позволяет
увидеть место каждого явления в общей
системе. Его можно использовать как для
анализа законов всего мира, так и изучения
законов развития отдельных предметов
и явлений.
Гимнастика тайцзицюань
унаследовала основное свойство традиционной
философии Китая - ее интегральность, поэтому
наставники этого вида боевых искусств
"всегда говорили о том, что тело - это
одна семья", что мощным бывает только
то движение, в котором участвует все тело.
Они учили, что
если нет движения в пояснице, то не получится
движение руками, если нет внутреннего
движения, то не будет и внешнего. Наставник
Чэнь Чжаокуй часто повторял, что причиной
неправильного движения в тайцзицюань
является не ошибка в движении рукой или
ногой, а неправильное движение всего
тела. Правильное движение в тайцзицюань
как бы волной проходит по всему телу.
Оно зарождается в области "киноварного
поля", поднимается вверх в грудной
отдел, переходит в спину, плечи, руки и,
наконец, достигает кистей. Сила всего
тела всегда концентрируется в одной точке.
В этом состоит не только преимущество,
но и заключена большая сложность тайцзицюань.
Для того чтобы в совершенстве владеть
своим телом, требуется много усилий.
Знак Великого предела не плоский круг, а объемный шар. В тайцзицюань также все должно быть округлым, без впадин и выступов. Внутри энергия ци должна бурлить, а снаружи - образовывать сферу, упругий шар. Практически все приемы в тайцзицюань являются проявлением этого свойства упругости. Целью занятий тайцзицюань является превращение человеческого тела в такого рода шар. Конечно, тело не может стать шаром, но походить на него может. В ходе занятий следует овладеть умением управлять состояниями "пустотности" и "наполненности", научиться контролировать свой центр тяжести, превратиться в "неваляшку". Можно развалить самую крепкую и толстую стену из железобетона, но нельзя опрокинуть шар. Мастера тайцзицюань также практически невозможно опрокинуть, потому что он в совершенстве владеет искусством стабилизировать свой центр тяжести.
Третьей особенностью знака Великого
предела является симметричное расположение
в нем двух символов: инь и ян. Они противостоят
друг другу и уравновешивают друг друга.
"Книга перемен" основана на сопряжении
дуальных понятий: каждый предмет или
явление могут быть описаны с помощью
контрарных определений. Например: небо
- земля, высокий - низкий, движение - покой,
темное - светлое, жесткое - мягкое, добро
- зло, естественное - искусственное и т.
д. Члены этих пар не существуют друг без
друга и неотделимы друг от друга, они
находятся во взаимозависимости. Диалектическое
единство противоположностей очень наглядно
отражено в знаке Великого предела.
Жизнь - это взаимодействие
противоположностей. Нет движения без
покоя и наоборот. Дао - это одно инь и одно
ян. Все рождается из взаимодействия инь
и ян. Симметрия и гармония - это один из
основных законов мироздания и один из
основных принципов тайцзицюань. В тайцзицюань
жесткость и мягкость друг друга уравновешивают,
пустота и наполненность друг друга сменяют,
быстрые движения следуют за медленными
т. д. Гармония должна царить и в теле, и
в сознании.
Четвертой особенностью знака Великого
предела является проникновение инь в
ян и ян в инь. В черной половине круга
есть белая точка, в белой половине есть
черная. Эта сторона взаимоотношений инь
и ян очень .ярко отражена в "Книге перемен".
Все "счастливые" триграммы непременно
включают в себя черты инь и черты ян. Принцип
взаимосвязи инь и ян нашел отражение
во многих областях китайской культуры,
например, эстетика с древнейших времен
учила, что жесткость ян должна уравновешиваться
мягкостью инь, что они должна проникать
друг в друга и порождать друг друга.
Каким образом
взаимоотношения инь и ян отражаются в
тайцзицюань? В тайцзицюань всегда в "открытии"
имеется "закрытие", в "закрытии"
- "открытие". Например, в движении
"белый журавль расправляет крылья"
руки выполняют "раскрывающее" движение,
а кисти - "закрывающее", ноги выполняют
"раскрывающее" движение, а область
паха "закрывается", колени "раскрываются",
а стопы "закрываются". Это наглядно
демонстрирует принцип: "Всегда есть
то, что открывается, и есть то, что закрывается".
"Раскрытие" - это ян, "закрытие"
- это инь.
Пятой особенностью знака Великого предела
является взаимное вытеснение инь и ян:
постепенное увеличение объема инь приводит
к постепенному уменьшению объема ян и
наоборот.
Для того чтобы
овладеть тайцзицюань, надо очень хорошо
представлять себе закономерности перехода
из состояния инь в состояние ян и обратно.
Особенно наглядно необходимость этих
навыков проявляется в парных упражнениях.
Надо уметь "выплюнуть и проглотить",
"привлекать" и наступать, "поднимать"
и "опускать". В наставлениях по парным
упражнениям тайцзицюань говорится: "Если
слева тяжесть, то здесь нужно создать
пустотность и уйти вправо; если тяжесть
справа, то пустотность надо создать справа,
а уйти влево". В этом проявляется закон
увеличения и уменьшения инь и ян. Там,
где противник создает больше ян, ему нужно
противопоставить больше инь, а там, где
у противника больше инь, туда следует
направить ян. Говорится: "Встретил
сверху - уходи вниз, встретил внизу - уходи
вверх", "встретил слева - уходи вправо,
встретил справа - уходи влево". Если
рука опускается вниз, то в ноге должна
образоваться "пустотность", если
какая-то часть тела опускается, то другая
часть тела должна подниматься. Это очень
наглядно видно в таких движениях, как
"стойка золотого петуха на одной ноге",
"алмаз разбивает ступу".
Шестой особенностью знака Великого предела является S-образная конфигурация символов инь и ян. Это обозначает спиралевидное движение инь и ян. В тайцзицюань, особенно в стиле Чэнь, все движения выполняются по спирали. Переход от "пустотности" к "наполненности", от быстрого движения к медленному происходит по спирали. Наставник Чэнь Чжаокуй учил, что "открытие" и "закрытие" также происходит не по прямой линии, а по спирали.
Еще Лао-цзы говорил, что противоположности
движут Дао. Если хочешь ослабить, укрепи,
если хочешь закрыть, открой, если хочешь
упадка, добейся расцвета, если хочешь
отнять, то сначала дай. Эта идея отражена
и в "Книге перемен": когда вещь достигает
предела своего развития, она превращается
в свою противоположность. Это, можно сказать,
одна из основополагающих идей традиционной
китайской философии, особенно даосской.
Она нашла свое отражение во многих сферах
культуры, например в каллиграфии: если
хочешь провести линию вверх, то сначала
кисть надави книзу, если линию хочешь
провести вправо, то начинай ее вести слева.
Принцип действия
от противного является основным и в тайцзицюань.
Если хочешь пойти влево, то сначала сделай
шаг вправо, если хочешь выпрямить руку,
то сначала согни ее, если хочешь наступать,
то сначала отступи. Роль этого принципа
особенно возрастает в парных упражнениях.
Наставники стиля Чэнь для наглядности,
объясняя действие этого принципа, использовали
образы мяча и качелей. Для того чтобы
мяч высоко подпрыгнул, его надо с силой
бросить вниз, для того чтобы качели качнулись
вправо, их надо сначала как следует качнуть
влево. Во всех движениях стиля Чэнь заложена
идея действия от противного: когда противник
наступает, надо отступить, когда он отступает,
надо наступать, когда он атакует справа,
надо уходить влево.
Восьмой особенностью знака Великого
предела является изображение взаимодействия
центростремительных и центробежных сил
- головы "рыбок" инь и ян устремлены
к центру круга, а их хвосты от центра.
За счет взаимодействия этих сил и происходит
вращение. Что касается тайцзицюань, то
взаимодействие этих сил составляет одну
из его тайн. В стиле Чэнь на взаимодействии
центробежных и центростремительных сил
основаны принципы дыхания и управления
"внутренней ци".
Рассмотрим дыхание.
На выдохе легкие сокращаются - образуется
центробежная сила. "Внутренняя ци"
опускается в "киноварное поле", живот
выпячивается - возникает действие центростремительной
силы. На вдохе силы как бы меняются своими
местами.
Если говорить о конечностях
и туловище, то это взаимодействие также
реализуется очень наглядно. Во время
"толчка ладонями" руки выпрямляются
и отводятся от тела, это действие можно
назвать центробежным, но одновременно
с этим колено сгибается, живот втягивается,
производится вдох, втягивается анус -
это все центростремительные действия.
Этот пример наглядно демонстрирует взаимодействие
и взаимосвязь двух сил: если верх удаляется
от центра, то низ приближается к центру.
На смену этому движению придет движение
с другим соотношением центробежных и
центростремительных сил. Такое соотношение
является обязательным, его нарушение
ведет к ошибкам.
Девятой особенностью знака Великого предела является гармоничное и тесное соединение символов инь и ян. О таком взаимодействии инь и ян говорится в "Книге перемен": "Все в мире рождается от соединения инь и ян. Если они не взаимодействуют и расходятся, наступает смерть". В тайцзицюань силы инь и ян также объединены и находятся в гармонии: например, жесткость и мягкость, "раскрытие" и "закрытие", "пустотность" и "наполненность". Взаимодействуют сердце и почки, соединены меридианы жэньмай и думай.
Принцип, который очень точно и емко Бор назвал дополнительностью, — одна из самых глубоких философских и естественно-научных идей настоящего времени, сформулированная в 1927 г. С ним можно сравнить лишь такие идеи, как принцип относительности или представление о физическом поле.
Согласно этому принципу, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект (элементарную частицу, атом, молекулу), неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.
Для того, чтобы почувствовать, что такое принцип дополнительности приведем пример дополнительности в культуре человечества: в далёком 1910 году, ещё до начала квантовомеханической эры, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд в эссе «Антитетическое значение первобытных слов» (Antithetical meaning of primal words) писал, что в таких древних языках, как египетский, слова могут иметь два диаметрально противоположных значения. Таким образом, предвестником принципа дополнительности было осознание людьми того факта, что нечто может являться чем-то, и одновременно им не являться, понимание того, что значения взаимосвязаны, и во многих случаях эта связь является связью противоположностей.
Принцип целого - Концепция, рассматривающая все предметы, процессы и явления как единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию жизненно важного целого.
Холизм - учение о целостности. Целостность мира считается высшей и всеохватной.
Элементаризм (атомизм) - механистическая версия принципа целостности, предполагающая составленность целого (системы) из элементов и возможность разложения системы в набор (несвязное множество) исходных элементов. Такая трактовка целостности находится в противоречии с принципами взаимодействия, системности, субъектности и др.
Информация о работе Понятие «Великого предела». Принцип «дополнительности». Принцип «целого»