Понятие управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 09:34, реферат

Описание работы

В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели.[9;23 ] Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

Работа содержит 1 файл

Понятие управления.docx

— 37.50 Кб (Скачать)

Накопленный человечеством  опыт убеждает, что объективная необходимость управления каждый раз воспроизводится на более высоком уровне обобществления собственности и власти. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и современной электроники с искусственным интеллектом.

 

 4.Управленческие революции в истории человечества.

 

 В своем развитии  практика менеджмента претерпела  немалые изменения. Подчас менеджмент менялось настолько радикально, что можно изрекать об управленческих революциях, когда осуществляется переход от одного качественного состояния менеджмента к другому[9;54]Все управленческие революции представляют собой примеры выделения новых видов деятельности и их обособления.

Первую из них обычно связывают  с шумерской и египетской цивилизациями, когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-управленцев. Со временем богам стали приносить не человеческие, а символические жертвы. Все это скапливалось в руках жрецов, которые, помимо соблюдения религиозных обрядов, ведали сбором налогов, управляли государственной казной, занимались имущественными делами. Постепенно жрецы стали контролировать большое имущество и ценности, что потребовало системного осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена. При строительстве, например, сооружений древнего Египта ослепительно проявилось управленческое искусство, умение планировать и организовывать долгосрочные работы, результативно использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате случилось известное обособление менеджмента и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор плодов) и переход к принципиально новому типу обеспечения продуктами - к организации их производства (земледелию, животноводству), что стало импульсом в развитии хозяйственного менеджмента.

Таким образом, в результате первой управленческой революции, которую иногда называют религиозно-коммерческой, менеджмент оформилось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позднее превратившись в социальный институт и профессиональное дело.

 Вторая управленческая  революция носила по преимуществу  административно-светский характер. Обычно ее связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) [16;56] При нем был создан популярный кодекс, содержавший 285 законов, которые позволяли выстроить эффективную систему менеджмента обширными владениями и регулировать отношения между социальными группами, опираясь не на личный произвол и племенные традиции, а на сформулированные в письменной форме правовые нормы. Хаммурапи ввел новый лидерский стиль, который, в отличие от предыдущих правителей, демонстрировал его стремление быть заботливым "отцом" и защитником своих подданных, формируя тем самым определенную социальную атмосферу и мотивацию поведения.

 Так в результате  второй управленческой революции  появляется светский тип менеджмента, оформляется формальная система организации и регулирования человеческих взаимоотношений, зарождаются основы лидерского стиля менеджмента и поведенческой мотивации.

 Третья управленческая революция носила производственно-строительный характер и связана с именем вавилонского царя Навуходоносора и (605 - 562 гг. до н.э.).[16;97] Эту революцию отличает применение методов менеджмента в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов менеджмента и контроля качества продукции.

 

 Четвертая управленческая  революция по времени совпала  с промышленной революцией XVIII - XIX веков, явившись как бы ее следствием. Управление отделяется от собственности и превращается в самостоятельный вид деятельности. Появляется слой профессиональных управляющих, не связанных непосредственно с собственностью на средства производства. Переход от мануфактуры к фабрике ознаменовал разделение труда с закреплением за работниками и производственными подразделениями частных функций, что вы звало появление армии работников, чьей единственной функцией стала координация деятельности людей, занятых на определенном участке, с поставленной задачей произвести продукт при наименьших затратах.

Наконец, пятая управленческая революция, которая приходится на ХХ век, - превращение управленцев сначала  в профессиональную страту, а далее  в социальный класс.[17;145] Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управляющие становятся важнейшими участниками хозяйственно-экономических процессов. Управление превращается в специфическую отрасль социальной практики, знаний и умений, которые надобно накапливать, приумножать и передавать нуждающимся в них работникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Андреев С. С. "Теория социального менеджмента. Объективная необ -ходимость и сущность социального управления" / С.С.Андреева .-М.:Социально-гуманитарные знания, 2000 г.-245с.
  2. Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник/А.И. Войтенко, Е.И. Комаров.- М.:РИОР: Инфра-,2008.-207с.
  3. Гапоненко А.Л.  Общий и специальный менеджмент:учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин.-М.: Мир, 2001.-С.164.
  4. Кабушкин  Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие/ Н. И. Кабушкин. – 4-е изд.- Мн.: Новое здание,2001.- 284с.
  5. Калигин Н.А. Принципы организационного управления/Н. А.Калигин. - М.,2003 .-С.209.
  6. Кнорринг В.И. "Теория, практика и искусство управления"/ В.И. Кноринг.- М., 2001 г.-321с.
  7. Комарова Е.И. Менеджмент социальной работы: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений/под ред. Е.И. Комарова и А. И. Войтенко.-М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС,2001.-288с.
  8. Кондратьева В.В. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя/ В.В. Кондратьева.- М.: Эксмо, 2007.-832с.
  9. Кравченко А.И. "История менеджмента"/А.П.Кравченко.- М., 2003.-365с.
  10. Лукичева Л.И. Управление организацией: учеб. Пособие по специальности «Менеджмент организации»/ Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина.-3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006.-360с.
  11. Можаев А.В. Административный менеджмент: учеб. Пособие для вузов/А.В. Можаев, В.С. Мингалиев.-М.: Гардарика, 2008.-207с.
  12. Огаров А.А. Управление организацией :учебник/ А.А. Огарков.- М.,2006г.- С.298.
  13. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела /Ю.М. Осипов.-М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2008. – 512с.
  14. Сацков Н.Я. Практический менеджмент:методы и приемы деятельности руководителя / Н.Я. Сацков.- Д., 2008.-346с.
  15. Семенов А.К. Основы менеджмента: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ А.К. Семенов, В.И. Набоков.-М., 2004. - 298с.
  16. Ткаченко В.С. Организационно-административная работа в системе соц. служб: учеб. пособие/ В.С. Ткаченко.-М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр,2009.-264с.
  17. Удальцова М.В. "Социология управления"/М.В.Удальцова.- М.-Новосибирск, 1999 г.-345с.
  18. Холостова  Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учеб. для бакалавров/под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой.-М.: Издательство Юрайт,2011.-425.
  19. Чуркина  М. Управленческая эффективность руководителя/  Чуркина, Н.Жадько.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-235с.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие управления