Понятие, сущность и структура организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:16, реферат

Описание работы

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялось как структура любой системы. Когда «менеджмент» как наука выделалась в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме), то есть под «организацией» следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.

Работа содержит 1 файл

доклад по теории организации.docx

— 17.65 Кб (Скачать)
 

 Что такое организация?

 Понятие организации  с течением времени претерпело ряд  существенных изменений. На начальном  этапе организация представлялось как структура любой системы. Когда «менеджмент» как наука выделалась в самостоятельную область знаний, слово «организация» стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме), то есть под «организацией» следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.

 Основным  составляющим любой организации  являются люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; и управление, которое формирует, мобилизует и  приводит в движение потенциал организации  для решения стоящих перед  ней задач.

 Любая организация  может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы  из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

 Поэтому жизнедеятельность  организации состоит из трех основополагающих процессов:

 - получение  сырья или ресурсов из внешнего  окружения;

 - изготовление  продукта;

 - передача  продукта во внешнюю среду.

 Все эти три  процесса являются жизненно важными  для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация  далее уже не может существовать.

 Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или  целей. Основными составляющими  любой организации являются люди, задачи и управление. Любая организация  реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт  во внешнюю среду. 

 Общие характеристики организации

 Любая организация  имеет общие для всех организаций  характеристики. В качестве общих  характеристик рассматриваются: ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда и необходимость управления.

 Ресурсы представляют предмет труда и характеризуют  организацию. В общем случае цели всякой организации определяют достижение его желаемых результатов путем  использования и преобразования определенных ресурсов.

 Основными ресурсами, используемыми организацией, является: люди (человеческие ресурсы), капитал (финансовые ресурсы), материалы (материальные ресурсы), технологии и информация. 

 Цели  организации

 Организацию следует рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет  группе людей выполнять то, что  они не смогли бы достичь, работая  индивидуально.

 Целями называются конкретные конечные состояния или  желаемый результат ее деятельности, которого стремится добиться группа людей (администрация и персонал), работая вместе.

 Цели разрабатываются  руководством (высшим звеном управления) в ходе планирования деятельности организации  и доводится ее членам. Этот процесс  является эффективным механизмом координирования  работ в организации для достижения желаемого результата, так как  он дает возможность ее членам (администрации  и персоналу в целом) знать, к  чему они должны стремится в настоящем и будущем. Сложные организации, как правило, имеют много целей.

 Структура организации

 Структура организации  может быть представлена как совокупность и логические взаимоотношения уровней  управления и функциональных областей ее деятельности, определяемые в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

 Понятие функциональная область относится к работе, которую  выполняет подразделение для  достижения целей организации в  целом (например, маркетинг, производство, планирование финансов, обучение кадров и тому подобное).

 Структуры имеют  общие свойства: они формируются  для достижения целей, которые, в  свою очередь, всегда определяют структуру  организации.

 Каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые в значительной степени  влияют на поведение и эффективность  деятельности людей в организации. 

 Сущность  и общие характеристики организационной  структуры

 Организационную структуру в менеджменте можно  определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций  управления для достижения целей  предприятия (организации).

 Исходными данными  и обязательными условиями при  формировании организационной структуры  управления служат:

 - цели и  задачи организации;

 - производственные  и управленческие функции организации;

 - факторы  внутренней среды (внутренние  переменные);

 - факторы  внешней среды.

 Основными элементами организационной структуры предприятия  является его подразделения (отделы), уровни управления и связи между  ними. Все элементы взаимосвязаны  между собой. При этом различают  горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что подразделения или  отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации  может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней  управления, а также связей между  ними.

 Общие характеристики организационной структуры могут  быть сформулированы следующим образом:

 1) Структура  организации обеспечивает координацию  всех функций менеджмента при  осуществлении любой хозяйственной  деятельности предприятия, связанной  с достижением его целей.

 2) Структура  организации определяет права  и обязанности на всех управленческих  уровнях посредством определения  (делегирования) полномочий и  установления ответственности руководителей  всех рангов.

 3) Структура,  принятая в конкретной организации,  определяет поведение ее сотрудников  (стиль менеджмента, организационная  культуру и эффективность труда  сотрудников).

 4) Организационная  культура определяет эффективность  деятельности предприятия, его  выживание и процветание, определенная  как его успех.

 Приведенные характеристики отражают назначение и  способность организационных структур влиять на достижение ожидаемых результатов  предприятия, определяемых его целями. Кроме того, существует внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования  конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов (внешних  и внутренних), имеющих место в  конкретной организации. 
 

Информация о работе Понятие, сущность и структура организации