Понятие системы менеджмента качества в соответствии с ИСО

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:02, реферат

Описание работы

Назначение системы менеджмента качества заключается в том, чтобы обеспечить качество продукции, производимой предприятием. Качество продукции должно соответствовать ожиданиям потребителей или быть максимально приближенным к ним. На сегодняшний день нет необходимости проверять каждую единицу продукции, выпускаемой на заводе. Для контроля за качеством достаточно настроить систему таким образом, чтобы обеспечивалась бесперебойная и безошибочная работа как оборудования, так и рабочего персонала. Ведь именно причинами низкого качества продукции или оказываемой услуги являются неправильные действия со стороны руководства предприятия и работников.

Работа содержит 1 файл

Понятие системы менеджмента качества в соответствии с ИСО.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Понятие системы менеджмента качества в  соответствии с ИСО

На сегодняшний  день существует довольно большое количество определений системы менеджмента  качества, разработанных ISO. Если их объединить, то можем получить следующее определение  термина система менеджмента качества по исо – это система, созданная в организации для формирования политики в области качества и достижения поставленных задач.

Таким образом, можно сказать, что система  менеджмента качества, в первую очередь, это система. И ей характерны такие признаки, как определенное назначение, собственная структура, наличие определенных элементов и, конечно, их взаимосвязь.

Назначение системы менеджмента качества заключается в том, чтобы обеспечить качество продукции, производимой предприятием. Качество продукции должно соответствовать ожиданиям потребителей или быть максимально приближенным к ним. На сегодняшний день нет необходимости проверять каждую единицу продукции, выпускаемой на заводе. Для контроля за качеством достаточно настроить систему таким образом, чтобы обеспечивалась бесперебойная и безошибочная работа как оборудования, так и рабочего персонала. Ведь именно причинами низкого качества продукции или оказываемой услуги являются неправильные действия со стороны руководства предприятия и работников. Для того, чтобы избежать данных последствий, достаточно разработать инструкции, которые позволят добиться высокого качества продукции либо услуг, и выполнять их.

Система менеджмента качества по исо также должна обладать определенной структурой. Данная система должна содержать в себе следующие элементы: организация, документы, процессы, ресурсы. Первым элементом является организация, которая заключается в том, что на предприятии действует определенная группа сотрудников, обладающим специальными познаниями в сфере данной деятельности, следовательно, идет дифференциация полномочий и обязанностей, их взаимоотношений. Следующим обозначенным элементом является документация. Сегодня без ведения бухгалтерской и иной документации просто невозможно представить деятельность любой организации. Помимо этого в систему менеджмента качества также входят иные документы, носящие организационно-распорядительный характер. В качестве примера можно привести различные должностные инструкции, положения о структурных подразделениях и тому подобное.

Также незаменимым  элементом системы менеджмента качества являются процессы, под которыми понимаются взаимосвязь и взаимодействие элементов деятельности. При этом необходимо от процессов отличать процедуры, под которыми понимается способ установления и осуществления деятельности или процесса.

И, наконец, для правильной организации системы менеджмента качества исонеобходимы ресурсы, под которыми понимается все то, что обеспечивает деятельность данной системы. В качестве примера можно привести людские ресурсы – это работники предприятия, временные ресурсы – это время затраченное на производства продукции либо услуги и тому подобное.

Итак, в  заключение хотелось бы отметить, что  организация ISO занимается разработкой  международных стандартов для деятельности организаций. Соблюдение данных стандартов позволяет оптимизировать деятельность субъектов бизнеса, добиться максимальной эффективности от использования ресурсов. Кроме того, соблюдение данных нормативов позволяет России еще на шаг приблизиться к европейскому уровню развития.

Стандарт  охсас 18001 и преимущества его внедрения

Несколько лет ведущиеся разговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию заставляют отечественных производителей продукции самого разного назначения задуматься о соответствии ее качества европейскому уровню. А потому все чаще компании обращаются к организациям, занимающимся сертификацией систем менеджмента на предприятии. И все большее число менеджеров понимает, что создание на предприятии такой системы станет не только дверью для выхода на рынки стран Европы, но и будет полезно самому руководству. Самым оптимальным подходом к решению данной проблемы является внедрение комплексной системы, способной оказать мощный синергетический эффект и вывести производство на новый уровень развития. Подобная комплексная система должна включать сертификацию по ИСО 9000, ИСО 14000 и охсас 18001. Эти три кита позволят осуществлять контроль над качеством продукции, влиянием работы предприятия на экологию, а также установить требования и контролировать их выполнение в сфере охраны труда и здоровья персонала. Именно эти составляющие позволят обеспечить конкурентоспособность продукции на рынке членов ВТО.

Что касается ИСО  серий 9000 и 14000, то тут все достаточно ясно и прозрачно, поэтому остановимся  подробнее на серии 18000. Этот набор  стандартов был разработан специально для формирования на производстве таких условия труда, которые способствовали максимальному сохранению здоровья всех категорий персонала. Последняя редакция стандарта была выпущена в 2007 году и является самой актуальной на настоящий момент. Центральным документом набора является стандарт OHSAS 18001, в котором установлены требования к создаваемой системе менеджмента охраны труда. В документе 18002 перечислены указания по внедрению созданной системы.

Главным понятием всей деятельности по разработке и внедрению системы управления в области охраны труда и здоровья, является оценка рисков. В качестве риска здесь выступает вероятность нанесения вреда здоровью кадровой единицы или понижения уровня ее безопасности до недопустимого во время выполнения служебных обязанностей. Первичной задачей создаваемой системы должно стать вычисление этой вероятности, далее необходимы меры для снижения уровня риска. Одним из правил успешного прохождения процедуры сертификации служит формулировка политики организации в сфере охраны труда и здоровья, а также постановка целей, которые должна достичь компания для соблюдения политики. Во время сертификации на это обращается огромное внимание, так как это является одним из требований стандарта охсас 18001.

Кроме политики и целей совершенно прозрачной для аудиторов должна быть организационная  структура, так как именно в соответствии с ней происходит разграничение сфер деятельности, и назначаются ответственные лица. Кроме того, должны быть разработаны четкие меры по совершенствованию системы, и менеджмент организации должен следовать графику исполнения этих мер. Следует отметить, что требования стандарта являются общими для всех отраслей. Детализация производится на месте в зависимости от специфики организации.

Стандарт OHSAS 18001 в первозданном виде является пригодным для использования только в зарубежных странах. Его применимость в России обеспечивается частичной переработкой и формулированием положений действующего в нашей стране ГОСТ Р 12.0.006–2002. Внедрение стандарта станет отличным дополнением уже разработанной общей системы управления, так как гармонирует с ISO 9001 и ISO 14001, частично перекрывая их требования. Главными преимуществами его использования станет сокращение издержек на производство продукции в результате снижения числа несчастных случаев и производственных травм, документальное фиксирование деятельности предприятия с точки зрения охраны труда, а также улучшения трудового климата в коллективе, не говоря уже об увеличении управляемости и прогнозируемости производственной деятельности.

Процесс сертификации после создания систем менеджмента качества

В последнее  десятилетие с каждым годом растет число компаний, желающих внедрить на своем производстве систему менеджмента  качества продукции. И это не просто дань моде. Эта тенденция показывает, что все большее число компаний стремится заработать хорошую репутацию, привлечь дополнительных покупателей за счет повышения качества товара, а также стать привлекательными с точки зрения инвестиций. Затраты на разработку системы управления качеством окупаются за достаточно короткий срок, при условии, что компания сумеет грамотно применить нововведения. Некоторые организации на самом деле лишь следуют моде, и внедренная система станет для них дополнительной помехой. Поэтому крайне важно пройтисертификацию системы менеджмента качества, а не просто создать ее.

По сути, сертификация – это процесс проверки на предмет соответствия набору установленных  требований. Применительно к организации, проверку проходит продукция или оказываемые ей услуги, то есть конечный продукт. Набор стандартов, в соответствии с которыми проводятся сертификационные мероприятия на территории Российской Федерации, соответствуют международной практике, адаптированной к российской действительности. Особенно это касается области законодательства. Процедуры сертификации также проводятся в четком соответствии с правилами и порядком, прописанными в законодательных актах.

Системы менеджмента качества, а также наборы применяемых в них стандартов, различаются в зависимости от сферы деятельности организаций. Соответственно, будут различаться и сертификаты соответствия – результирующие документы проведения комплекса сертификационных мер. Применительно к продукции и системам менеджмента, эти документы также будут различаться. Общей характеристикой, объединяющей сертификаты, будет указание органа, проводившего сертификацию. При возникновении подозрений на подделку документа, можно обратиться в указанную организацию и подтвердить или опровергнуть свои сомнения.

Сертификация системы менеджмента качества направлена, прежде всего, на подтверждение соответствия системы требованиям стандарта ИСО серии 9000. Именно эта серия применяется в сфере управления качеством продукции. Ряд документов, входящих в ИСО 9000, включает стандарт ISO 9001 – главный документ для СМК, а также ряд вспомогательных стандартов, дающих указания и рекомендации для проведения сертификации СМК. Грамотно построеннаясистема управления качеством способна очень много дать предприятию не только с точки зрения внешнего окружения. Руководство организации будет также в большом плюсе, так как получит информацию о реальном положении дел в каждом отделе, в каждом подразделении при распределенной корпоративной структуре, а значит, сможет осуществлять более гибкое управление имеющимися возможностями и ресурсами, ставить более четкие цели и с большей долей вероятности достигать их. Существенно повысится доверие к производимой продукции благодаря снижению рисков, связанных с производством, и, как следствие, с потреблением некачественных товаров. Ответственность за результат будет распределена между всеми участниками производственного процесса в рамках их сферы влияния. Таким образом, каждый член коллектива организации будет чувствовать значимость своего труда и начнет стремиться к наилучшему его исполнению.

Процесс создания СМК и получение сертификата занимают достаточно много времени, а потому некоторые компании в своем стремлении стать наравне с сертифицированными производствами покупают готовый пакет документов и заявляют, что прошли все необходимые процедуры. Однако самсертификат соответствия служит гарантией высокого качества лишь для потребителя. Система управления качеством на предприятии покупателю не нужна, она является серьезным подспорьем в достижении успеха в первую очередь для руководителей производства. Да и законы рынка таковы, что потребитель быстро «раскусит» хитрого производителя, и тогда затраты на покупку сертификата потеряют смысл.


Информация о работе Понятие системы менеджмента качества в соответствии с ИСО