Понятие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:23, доклад

Описание работы

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночный условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночный условиях, намеченных целей путем рационального  использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Решающая  задача менеджмента – вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.

Задачи менеджмента:

  1. Сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность;
  2. Постановка простых, четких и видимых задач;
  3. Предприятие и каждый работник могут развить как свои потребности, так и возможности их удовлетворения;
  4. Персонал.

Сфера деятельности менеджмента:

  1. Производственная;
  2. административная;
  3. социально-политическая;
  4. финансово-экономическая;
  5. маркетинговая;
  6. персонал.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запрос конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Если  речь идет о хозяйствующих субъектах, целью которых является получение  финансовых результатов, то здесь вполне приемлемо понятие менеджмента - управление коллективами, группами людей  с целью получения прибыли. Менеджмент ориентируется на многосторонний анализ ситуации, принятие неординарных решений, постоянное творчество. Однако это отнюдь не исключает наличия глубоких научных основ менеджмента и необходимости умелого пользования им.

Термин "менеджмент" по сути, является аналогом термина "управление", который применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Решающая  задача менеджмента – вначале  сделать желаемое возможным, а потом  реальным.

Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании]. Основные функции менеджмента: планированиеорганизациямотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.

   Методы  управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

   В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

   Экономические методы управления представляют собой  совокупность способов воздействия  на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

   * методы, используемые федеральными  и региональными органами;

   * методы, используемые предприятиями  (организациями).

   К первой группе относятся налоговые  системы и кредитно-финансовые механизмы  страны и региона, т.е. экономические  факторы внешней среды предприятия.

   Вторую  группу составляют:

   * система материального поощрения  работников;

   * система ответственности за качество и эффективность работы;

   * экономические нормативы функционирования  предприятия (фондовооруженность  и производительность труда, нормы  рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

   Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К формам экономического стимулирования относятся:

   * формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

   * бонусы в виде дополнительных  вознаграждений, премий, надбавок к  основной заработной плате;

   * участие работника в распределении  прибыли организации;

   * предоставление работнику льгот  и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставление ему льгот в оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

   * предоставление работнику льготных  кредитов;

   * льготное страхование жизни работника  и др.

   Наряду  с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов  и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных выше льгот.

   Административные  методы управления включают:

   * систему законодательных актов  страны и региона;

   * систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов  предприятия;

   * систему оперативного управления (систему власти).

   В систему законодательных актов  страны и определенного региона  входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными  органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.

   Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретного предприятия.

   Важное  значение имеет и система оперативного управления. Существуют четыре способа  реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне  от ее прямого использования до практически  полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

   Социально-психологические  методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

   Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

   * личностные характеристики работников, а также их психические и  психофизиологические особенности;

   * способы организации труда и  рабочих мест;

   * система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

   * информационное обеспечение и  его использование;

   * система стимулирования работников;

   * морально-психологический климат  в коллективе;

   * социально-бытовые условия работников;

   * инфраструктура региона.

   Управление  социально-психологическими процессами включает:

   * анализ, учет и контроль выполнения  норм и нормативов социально-психологических  процессов;

   * организацию выполнения поставленных  задач;

   * регулирование социально-психологических  процессов.

   Важнейшей задачей социально-психологических  методов является обеспечение благоприятного морально-психологического климата  в коллективе. Важнейшие признаки его:

   * отсутствие давления руководителей  на подчиненных;

   * достаточная информированность  членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

   * взаимная требовательность и  общая ответственность;

   * удовлетворенность принадлежностью  к коллективу;

   * доброжелательная и деловая критика;

   * свободное выражение мнения при  обсуждении вопросов;

   * высокая степень взаимопомощи и пр.

   Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются  специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует  использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую  аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

   При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется  составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определить отношение  членов группы друг к другу и степень  сплоченности коллектива, выявить лидера, а также установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.

   Необходимо  отметить, что на практике методы управления постоянно изменяются. Так, при переходе от плановой экономики к рыночной чаще применяются экономические  методы управления. Кроме того, в процессе демократизации общественной жизни и экономики возрастает роль человеческого фактора, поэтому больше внимания уделяется социально-психологическим методам.

Информация о работе Понятие менеджмента