Понятие лидерства, стили лидерства, структурное лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:48, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть понятие, стили лидерства. Для раскрытия цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Раскрыть понятие лидерства.
3. Рассмотреть стили лидерства, охарактеризовать структурное лидерство.

Содержание

Введение 3
1 Понятие лидерства. 4
2 Стили лидерства 6
3 Ситуационное лидерство……………………………………………………….8
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

реферат Понятие лидерства, стили лидерства, структурное лидерство КузГПА.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1 Понятие лидерства. 4

2 Стили лидерства 6

3 Ситуационное лидерство……………………………………………………….8

Заключение 11

Список  литературы 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

      Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с

управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

     Цель  работы – рассмотреть понятие, стили  лидерства. Для раскрытия цели работы необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Раскрыть понятие лидерства.
  3. Рассмотреть стили лидерства, охарактеризовать структурное лидерство.
 
 

1 Понятие  лидерства

      Лидерство – это управленческие взаимоотношения  между руководителем  и последователями, основанные на эффективном  для  данной  ситуации  сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к  достижению общих целей.

       Обязательное условие  лидерства  -  обладание  властью  в   конкретных

формальных  или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба  от государства  и  даже  группы  государств  до  правительственных  учреждений, местного самоуправления  или  народных  и  общественных  групп  и  движений. Формализованная власть лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех  случаях лидер имеет социальную и психологическую,  эмоциональную  опору  в  обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.1

       Выделяют формальное и неформальное  лидерство. В первом случае  влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности.  Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил  название неформального лидерства.

       Считается, что идеальным для  лидерства является сочетание  двух  основ

власти: личностной и организационной.

       Проблемы лидерства являются  ключевыми для достижения  организационной эффективности. С одной стороны,  лидерство рассматривается  как  наличие определенного набора  качеств,  приписываемых  тем,  кто  успешно  оказывает влияние или воздействует на  других,  с  другой,  лидерство  -  это  процесс преимущественно не силового воздействия  в  направлении  достижения  группой или организацией своих целей.  Лидерство  представляет  собой  специфический тип  управленческого  взаимодействия,  основанный  на  наиболее  эффективном

сочетании различных источников власти и направленный на побуждение  людей  к достижению общих целей.

       Лидерство  как  тип  отношений   управления  отлично   от   собственно

управления  и строится больше на отношении типа «лидер - последователь»,  чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует  лидерство  в  своем поведении.  Продуктивный  менеджер  не  обязательно   является   эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

       Подходы к изучению лидерства  различаются  комбинацией   трех  основных переменных, привлекающих внимание  исследователей  по  сей  день:  лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер.  Важную роль при этом играют характеристики и поведение  последователей.  Каждый  из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

       Ранние  традиционные  концепции   предлагали  определять   эффективное лидерство на основе  либо  качеств  лидера,  либо  образцов  его  поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась.  Эти  концепций,  в конечном  счете,  утонули  в  бесконечном  множестве  выявленных  качеств   и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.2

       Подходы, основанные на ситуационности  лидерства, предлагали  объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е.  через влияние внешних факторов, не  принимая  при  этом  во  внимание  лидера  как личность. Новые концепции попытались объединить  преимущества  и  достижения как  традиционного,  так  и  ситуационных  подходов.  В  своих  выводах  эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его  взаимосвязи  с имеющейся ситуации.

      Таким образом, в современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

2 Стили лидерства

      Понятие стиля используется в различных  научных дисциплинах. Принято говорить  стиль жизни, стиль живописи, стиль эпохи, архитектурный стиль и т.п. Понятие стиль используют, когда хотят подчеркнуть, чем данное явление отличается от других сходных.

      Таким образом, данное понятие дифференцирующее. В VIII в. французский натуралист Г.  де  Бюффон  говорил: «Стиль – это  человек!»  Другие  ученые  считали  данное определение недопустимым. Они отстаивали точку зрения, что стиль – это формальная характеристика, придающая поведению и деятельности лишь форму, никак не связанную с  сущностью  личности.  В  современном  понимании  в  стиле  находят  отражение  как объективные, так и субъективные факторы жизни человека. Г. Оллпорт дает следующее определение: «Стиль – это  характеристика  системы  операций,  к  которой  личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств».3

      Стиль  лидерства – типичная  для  лидера (руководителя)  система  приемов воздействия  на  ведомых ( подчиненных).  Стиль лидерства – предпосылка и следствие уровня группового развития.  Понятие о стилях лидерства предложил К.Левин, который вместе с Р. Липпитом и Р. Уайтом изучали особенности руководства детских коллективов. Ими были выделены

две стороны лидерства: 

1. Содержание решений, предложенных лидером в группе, и 

2. Техника их осуществления.

      С точки зрения А.А. Русалиновой стиль  лидерства – это стабильно  проявляющиеся особенности  взаимодействия  лидера  и  коллектива,  формирующиеся под влиянием объективных и субъективных условий управления, личных особенностей лидера. Выделяют  различные  классификации  стилей  лидерства.  Наиболее распространенная  классификация,  как  мы  уже  указывали,  уходит  корнями  в

представления К. Левина. Согласно данной классификации выделяют автократический или  авторитарный,  демократический,  либеральный  или попустительский стили.

      Перечисленные стили лидерства различаются  по степени сосредоточенности у лидера функций, участии его и руководимого им коллектива в принятии решений. Автократический или авторитарный стиль подразумевает жесткое руководство – распоряжения,  инструкции,  требующие  от  группы  четкого  выполнения.  Лидер определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия. Для  этого  стиля  характерны  четкая  постановка  целей  деятельности,  энергичная форма отдачи  распоряжений,  приказаний, нетерпимость  ко всему, что идет вразрез с мнением  лидера.  Члены  группы  постоянно находятся  в  состоянии  неопределенности относительно своих будущих действий, знают только частные задачи. Связи  между  членами  группы  сводятся  до  минимума,  они  осуществляются непосредственно через посредничество лидера или под его наблюдением. Лидер при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах

и критике лидер придерживается только своего мнения. К.  Левин  считал,  что  авторитарный  стиль  лидерства – это  обезличенность  и отчужденность, но не откровенная враждебность.

      При демократическом стиле лидерства  группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Лидер приветствует участие членов группы в определении содержания  деятельности,  распределяет  между  ними ответственность,  поощряет  и развивает  отношения  между  подчиненными,  стремясь  уменьшить  внутригрупповое напряжение, создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Когда кто-то просит  совета,  лидер  предлагает  не  один,  а  несколько  способов  достижения  цели. Сотрудники  разбиваются  на  группы  по  своему  желанию.  Лидер  старается  быть объективным в своей похвале и критике их участников. Позицию  лидера  демократического  стиля  можно  охарактеризовать  как « первого среди  своих».  Его  власть  необходима для рационального выполнения  стоящих  перед группой  задач,  но  не  основывается  на  приказах  и  репрессиях.  Такой  лидер  более доступен для группы, которая с ним чувствует себя комфортно, и общаются охотно. Отсутствие  жесткости  и  агрессивности  лидер  должен  компенсировать  большей включенностью в работу. Необходимые условия для успешного лидера такого стиля – это последовательность и такт.

      При  либеральном  или  попустительском  стиле  лидер вмешивается,  участвует  в организации деятельности группы только в том случае, когда члены группы обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета или объяснения. Членам группы  дается  полная  свобода  принимать  решения.  Материалы  и  информация предоставляется им  тогда,  когда  об  этом  они  просят  сами.  Лидеры  такого стиля,  как правило, делают редко замечания.4

3 Ситуационное лидерство

Существует  несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах  лидера и на ситуации, в которой  он действует. Наиболее известная  — это ситуационная теория лидерства Фреда Фидлера. Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго — на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу, больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля — это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения, в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников.  Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д.

      Фидлер  утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств  и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. Это краеугольный камень его  ситуационной теории. В ситуации «высокого  контроля» у лидера прекрасные межличностные  отношения с подчиненными, его  положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и  главенствующее, а работа, которую  выполняет группа, хорошо структурирована  и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место  обратное — у лидера плохие взаимоотношения  с подчиненными, и работа, которую  должна выполнить группа, определена неясно.

Информация о работе Понятие лидерства, стили лидерства, структурное лидерство