Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:37, реферат
Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Понятие конфликта и его функции.
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций,
взглядов субъектов взаимодействия.
Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Большинство социологов склонны считать, что существование общества без
конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным,
восприимчивым к прогрессу.
Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом – полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут
достигать более
эффективных результатов в
закрывать глаза
на конфликты и конфликтные
определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.
В
научной литературе и в публицистике,
конфликт трактуется неоднозначно. Существует
множество определений этого
термина. Наиболее распространенный подход
состоит в определении
Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона конфликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник.
Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
Субъектом
социального конфликта является
отдельный человек или
Посредник - нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров.
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
Еще одна позитивная функция конфликта проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Но
нередко конфликты могут
Элементы конфликтной ситуации
Объект конфликта
- это неравный ресурс, который приобретает
свойство неделимости либо как физический
объект, либо в результате притязаний
участников конфликта. Среди участников
конфликта выделяют оппонентов (т.е.
непосредственно противостоящих субъектов),
вовлеченные группы и заинтересованные
группы (которые косвенно влияют на ход
конфликта).
Классификация конфликтов.
Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни: конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т.д.
Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий:
Личностный конфликт - включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.
Межличностный конфликт - разногласия между двумя ил более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
Межгрупповой конфликт - конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт.
Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт
с внешней средой - индивиды, составляющие
группу, испытывают давление извне, прежде
всего со стороны административных и экономических
норм и предписаний. Они вступают в конфликт
с институтами, поддерживающими эти нормы
и предписания.
Этапы протекания конфликта
выигрыш - проигрыш
выигрыш - выигрыш
проигрыш - проигрыш
Причины и последствия конфликтов.
Причиной социального конфликта может оказаться:
1. несовпадение интересов и целей индивидов или социальных групп.
Все
поведение человека упрощенно можно
представить как ряд
Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может быть:
1)
отступление - избежание фрустрации
путем кратковременного или
2)
агрессивное поведение,
Однако далеко не всякое состояние фрустрации приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий.
2. различные формы экономического и социального неравенства.
Этот
тип причин связан со значительным
различием в распределении
3. отношения между элементами социальной структуры.
Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами, во-вторых, с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфлик-
ты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значи-
тельным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем
механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает
группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социаль-
ной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конф-
ликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов,
или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения
по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
Так многие считают, что общество и отдельные его составные части
развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого
предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный,
разрушительный характер.
Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалекти-
ческого метода. Они признают конструктивное, полезное содержание вся-
кого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые ка-
чественные определенности.
Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегратив-
ные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты.
Конфликт способен разрушать социальные общности. Кроме того,
внутренний конфликт разрушает групповое единство.