Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 14:07, контрольная работа
Это определило актуальность и цель контрольной работы: рассмотрение места тактического планирования в системе менеджмента.
Поставленная цель определяет задачи работы:
- определить сущность, виды тактического планирования,
- определить состав и порядок разработки тактических планов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты тактического планирования на предприятии 4
1.1. Планирование как важнейшая функция управления 4
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования 8
1.3. Состав и порядок разработки тактических планов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на достижение генеральных целей стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.
Особое
внимание в тактическом плане
должно уделяться показателям
Рис. 2. Основные элементы текущего планирования
В условиях перехода к рынку существенно меняется природа тактического, как правило, годового плана. Из инструмента балансовой увязки ресурсов он должен превратиться в эффективную плановую систему принятия управленческих решений на предприятии. Любые просчеты в оценке потребностей рынка и собственных возможностей предприятия грозят убытками или даже банкротством.
Отличительная особенность тактического плана заключается в том, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск путей реализации целей и задач стратегического плана [6].
Управленческие решения, принимаемые при тактическом планировании, базируются на более объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании. Эти решения более детальны и конкретны, связаны с меньшим риском, так как разрабатываются на меньший временной период. Кроме того, текущие плановые решения легче количественно оценивать, ранжировать по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.
Тактический план выполняет функции координации и контроля.
Функция координации действий предполагает, что план устанавливает определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности предприятия. Координация требует интеграции всех разделов текущего плана. Поэтому на крупных предприятиях процесс планирования носит повторяющийся характер и требует создания сложной плановой системы. На протяжении всего процесса планирования должна осуществляться проверка согласованности планов с учетом реализуемости и эффективности предлагаемых управленческих решений. Кроме того, необходимо применение в тактическом планировании различных оптимизационных методов.
Важнейшей
функцией тактического планирования является
обеспечение эффективного контроля.
Точность реализации целевых установок
плана, зависит от того, как налажен
контроль за его выполнением. Система
отчетности о выполнении плана, методы
оценки и измерения результатов
деятельности всех структурных подразделений
предприятия должны позволить организовать
управление по отклонениям. Это дает
возможность высшему
Основными задачами тактического планирования являются:
При тактическом планировании руководствуются блоком показателей выручки и издержек (себестоимости) продукции, рассчитанных на базе текущих цен, т.е. с учетом ценовой динамики и инфляции.
В зависимости от вида и объема применяемых на предприятии расчетных моделей (моделей планирования продуктовых программ, финансовых моделей) возникают различные степени свободы и проблемы при тактическом планировании в подразделениях. Так, показатели объемов снабжения, производства и сбыта всех подразделений должны быть согласованны для достижения желаемого объема продаж и создания необходимых запасов, чтобы поддерживать экономически выгодные объемы производства.
Составление,
координация и утверждение
Вид
и число подразделений
Тактические планы содержат детальные данные по всем целевым показателям подразделения (для отдела сбыта – ожидаемый объем сбыта, величину оборота, рост оборота по отдельным продуктам и рынкам), объединенные в одну целевую программу, и необходимые для реализации этой программы мероприятия. План мероприятий включает данные о сроках и исполнителях.
Тактические планы мероприятий дополняются стоимостными планами, которые содержат данные об издержках (себестоимости) в рамках подразделений, а также данные о необходимых для проведения запланированных мероприятий средствах производства и используемых ресурсах.
Краткосрочное
планирование издержек подразделений
и предприятия в целом
Бюджет – план затрат (издержек) по подразделениям, то есть разбитый на планы мест возникновения затрат (МВЗ).
Рис. 3. Планирование бюджета
Издержки (затраты) должны планироваться по каждому месту их возникновения раздельно по видам издержек и, по возможности, по их важности и зависимости от объемов деятельности данного подразделения (МВЗ). Они могут планироваться по подразделениям в форме жесткого1 или гибкого бюджета.
Для
МВЗ, зависящих от объемов производства
(производственные подразделения, складское
хозяйство, иногда управленческие службы).
Затраты на период планируются на
базе объемов производства данного
периода. Дополнительно задаются нормативы
соотношения объемов
Принятые
краткосрочные планы
На нижних уровнях управления контролируются как стоимостные, так и натуральные показатели, например, потребление материальных ресурсов, затраты времени, объемы производства.
На уровне подразделений и предприятия в целом контроль осуществляется на базе бюджетов. Наряду с плановыми и фактическими значениями показателей в бюджете задаются прогнозные значения (ожидаемое выполнение плана). В этом случае руководство может заранее узнать о негативном развитии событий и своевременно принять упреждающие меры.
Целеориентированное управление предприятием возможно лишь в том случае, когда есть соответствующая система управленческого учета.
В
плане сбыта общие для
Далее разрабатывается план мероприятий, которые необходимы для достижения поставленных целей сбыта2. Отобранные мероприятия представляют в совокупности комплекс маркетинга на плановый период.
Важнейшим
разделом плана предприятия является
план производства и реализации продукции
или производственная программа, определяющая
необходимый объем производства
продукции в плановом периоде, соответствующий
по номенклатуре, ассортименту и качеству
требованиям плана продаж. На основе
производственной программы в дальнейшем
планируется ввод в действие новых
производственных мощностей, определяется
потребность в материально-
Производственная
программа предприятия
Анализ
выполнения плана производства в
предшествующие периоды позволяет
определить степень выполнения плана
выпуска и реализации продукции
по всем показателям; выявить причины
отклонений и резервы дальнейшего
роста и повышения
а) анализ объема производства (исследование динамики товарной и валовой продукции, определение базисных и цепных темпов роста и прироста);
б) анализ выполнения плана по номенклатуре (сравнение фактического и планового уровней производства продукции в разрезе изделий);
в) анализ выполнения плана по ассортименту (определение удельного веса в общем перечне наименований продукции, определение наименьшего или среднего процента);
г) анализ ритмичности (равномерности) производства (определение коэффициента ритмичности и аритмичности) [1].
После
достижения баланса между производственной
мощностью и проектом программы
дается экономическая оценка проекта
плана производства. В первую очередь
проверяется, находится ли планируемый
объем производства в пределах точек
безубыточности. Для этого производится
укрупненный расчет постоянных и
переменных издержек, совокупного дохода
от реализации продукции и прибыли
для различных объемов
Эффективность
плана оценивается также с
помощью показателей
Кроме того, определяют рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность капитала.
В заключение составляется план выполнения производственной программы.
Годовой объем производства и реализации продукции распределяется по кварталам и месяцам. Затем производственная программа доводится до структурных подразделений в виде заданий выпускающим, обрабатывающим и заготовительным подразделениям. В зависимости от организации производственного процесса в пространстве и времени определяется метод изготовления запланированных изделий (поточный, партионный, единичный). По каждому агрегату, станку рассчитывается загрузка оборудования в соответствии с производственной программой, что позволяет выявить «узкие места» и незагруженное оборудование. На основе сравнения действительного фонда времени работы оборудования и времени, необходимого для выполнения плана, определяются: коэффициент загрузки оборудования; его пропускная способность; резерв (дефицит) оборудования.
Информация о работе Понятие и виды тактического планирования