Понятие и виды тактического планирования

Автор: t**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Это определило актуальность и цель контрольной работы: рассмотрение места тактического планирования в системе менеджмента.
Поставленная цель определяет задачи работы:
- определить сущность, виды тактического планирования,
- определить состав и порядок разработки тактических планов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты тактического планирования на предприятии 4
1.1. Планирование как важнейшая функция управления 4
1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования 8
1.3. Состав и порядок разработки тактических планов 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды тактического планирование..docx

— 79.43 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Понятие и виды тактического планирования» 
 
 
 
 

                Студент:  Браим М. В.

                Группа:  671- 1109В

                Шифр: 0967028

                Преподаватель: Лужанская Т.В.      
                 
                 
                 
                 

ПСКОВ

2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты тактического планирования на предприятии 4

1.1. Планирование как важнейшая функция управления 4

1.2. Понятие, сущность и функции тактического планирования 8

1.3. Состав и порядок разработки тактических планов 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В современной России скорость изменений  столь велика, что традиционные методы разработок не годятся. Нужны методы, которые дадут возможность сформировать более гибкую стратегию, позволяющую предприятию приспосабливаться к существующим и будущим изменениям [7].

     Это определило актуальность и цель контрольной работы: рассмотрение места тактического планирования в системе менеджмента.

     Поставленная  цель определяет задачи работы:

- определить  сущность, виды тактического планирования,

- определить  состав и порядок разработки  тактических планов.

      Работа  состоит из введения, 1 главы, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Теоретические  аспекты тактического  планирования на  предприятии

1.1 Планирование как  важнейшая функция  управления 

     Потребность в управлении возникает в том  случае, когда необходима координация  действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих  целей. Такими целями могут быть: обеспечение  устойчивости функционирования или  выживания предприятия в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на международный рынок  и т.д. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения  они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций [2].

     Система управления представляет собой совокупность объекта управления - предприятия  и субъекта управления - управленческого аппарата. Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.

     Именно  планирование занимает в теории принятия управленческих решений центральное место и представляет собой ориентированный в будущее регулярно повторяющийся процесс принятия решений, в котором соединяются вместе различные виды управленческой деятельности: волеизъявление (волеобразование) и претворение в жизнь этой воли.

     Назначение  планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно  учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и в целом предприятием. Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

     Потребность в планировании на современном предприятии  вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в  международном масштабе; специализации  и кооперирования производства в  рамках обширных хозяйственно-производственных комплексов; наличия многочисленных структурных подразделений в  рамках крупного предприятия; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать  новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует  такой фактор, как стремление предприятия  подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

     Исследования  показывают, что эффективность управленческих решений и менеджмента в целом  связаны с планированием и  прогнозированием, которые приносят большую пользу. Наблюдается тесная связь между успехом организации  и планированием. В одном исследовании подробно проанализированы ответы на вопросы анкеты, полученные от 217 вице-президентов 109 крупнейших американских корпораций. Было установлено, что руководители, составляющие планы своей работы, добились большего успеха по показателям  отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал. Другие исследователи  проанализировали деятельность 105 крупнейших компаний США и 105 средних и малых  фирм. Они обнаружили, что фирмы, применяющие у себя формальное планирование, имеют самые высокие темпы роста [2].

     Планирование  не является отдельным одноразовым  событием в силу двух причин. Во-первых, большинство организаций стремятся  продлить свое функционирование как  можно дольше, изменяя цели деятельности в соответствии с изменением внешних  или внутренних условий. Во-вторых, планирование должно осуществляться непрерывно в силу неопределенности будущего.

     Планирование  определяет направления, цели, пропорции, темпы конкретных количественных и  качественных показателей развития тех или иных процессов на предприятии. Посредством реализации функции  планирования составляется план действия на определенный отрезок времени (долгосрочный или краткосрочный).

     Главный смысл планирования состоит в  повышении производительности и  эффективности работы предприятия  посредством:

  • целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
  • выявления рисков и снижения их уровня;
  • разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
  • повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

     Плановое  решение - один из наиболее часто встречающихся  видов управленческих решений. Разработка таких решений - это разработка планов. Разработка планов тесно связана  с другими видами управленческой деятельности.

     Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие управленческого решения  осуществляется по некоторым критериям. Используя эти критерии, альтернативы оценивают с точки зрения достижения одной или нескольких целей. Критерии отражают цели, которые ставят лица, принимающие управленческие решения.

     Решения о принятии и утверждении планов, как правило, являются не только сложными из-за множественности критериев, но и просто трудными по причинам неопределенности, ограниченности информации и высокой  ответственности. Стремление к выявлению  лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется посредством  применения методов оптимизации. Однако окончательные решения об утверждении  планов осуществляются путем эвристического, интуитивного выбора из ограниченного  числа подготовленных альтернатив.

     Развитие  внутрифирменного планирования непосредственно  связано с усилением тенденции  централизации в управлении крупным  предприятием и призвано увязать  деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное  планирование в рамках предприятия  должно охватывать как стратегическое, так и текущее планирование.

     При этом стратегическое планирование призвано определять общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы  и этапы решения поставленных задач. Разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий  и состояния рынка на каждом этапе  развития предприятия. Текущие планы  дополняют, развивают и корректируют стратегические направления развития с учетом конкретной обстановки.

     Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики предприятия; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение  основы для принятия последующих  долгосрочных решений.

     Заканчивается планирование перед началом действий по реализации плана и является начальным  этапом управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

     Планирование  направлено на оптимальное использование  имеющихся возможностей для эффективного развития предприятия, в том числе  наилучшее использование всех видов  ресурсов и предотвращение ошибочных  действий, могущих привести к снижению результативных показателей. Таким образом, содержание планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных и финансовых источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей всего предприятия и каждого его подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. 

1.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования 

     Тактическое планирование занимает промежуточное  положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным) (рис. 1).

     

     Рис. 1. Виды планирования на предприятии.

     Стратегическое  планирование предполагает длительный плановый горизонт на 10-15 лет. Однако с  учетом нестабильности рыночной среды  в российских условиях на многих предприятиях стратегия разрабатывается на среднесрочный  период не более 5 лет. В свою очередь  тактическое планирование, как правило, охватывает плановый горизонт на 1-2 года и является периодическим планированием [5].

     Суть  хорошо поставленного тактического планирования в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения  в количественные показатели тактического плана, обеспечивающие постоянную координацию  производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как  бы тщательно он ни был разработан, без стратегического плана эффекта  не даст. Здесь проявляется так  называемый синергетический эффект, суть которого в том, что эффективные  хозяйственные решения лежат  на «стыке» различных планов. К  сожалению, такое положение на производственных предприятиях встречается редко.

     Тактическое планирование выступает как средство реализации стратегического плана  предприятия. В рамках тактического планирования, исходя из имеющегося ресурсного потенциала предприятия, с учетом реализуемой  стратегии развития определяются и  утверждаются ведущие к достижению генеральных целей в среднесрочном  и краткосрочном периодах:

Информация о работе Понятие и виды тактического планирования