Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 01:31, контрольная работа
Слово «метод» - греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения конечной цели. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействий субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Под методами управления персоналом понимают способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности для достижения целей организации.
Понятие о методах управления………………………………………3
Сущность методов управления персоналом……………………….5
Экономические методы……………………………………………….8
Организационно-административные методы…………………….14
Социально-психологические методы………………………………19
Список используемых источников………………………………………..25
Содержание
Список используемых источников………………………………………..25
Слово
«метод» - греческого происхождения, что
в переводе означает способ достижения
конечной цели. Под методом управления
обычно понимается совокупность способов
и приемов воздействий субъекта
управленческой деятельности на управляемый
объект для достижения поставленных
целей. Под методами управления персоналом
понимают способы воздействия на
коллективы и отдельных работников
с целью осуществления
Методы управления тесно связаны с принципами управления.
Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей.
В литературе по теории управления проблеме принципов уделяется большое внимание. Говоря о принципах управления, нельзя не остановиться на принципе системного, комплексного подхода. Сущность системного подхода состоит в том, что нельзя произвольно вырывать то или иное явление из контекста, рассматривать его изолированно от других. Каждое явление, каждый предмет следует рассматривать во взаимосвязи, в единстве с другими явлениями и предметами.
Необходимо отметить, что хотя между комплектностью и системностью есть много общего, эти понятия нельзя полностью отождествлять. Системность – это, прежде всего, взаимосвязь частей, составляющих единое целое. Комплексность же предполагает учет всех аспектов явления, полноту их охвата. «Комплексный подход позволяет учесть всю совокупность факторов, воздействующих на течение общественных процессов, определить место и значение каждого из них в общественной системе, выделить основные задачи, решив которые возможно успешно разрешить все многообразие управленческих задач» [1].
Системный подход в управлении находит свое выражение в том, что невозможно совершенствовать какое-то одно звено системы или улучшать какую-то одну сторону управления, забывая при этом о других звеньях.
Методы выступают в качестве способов реализации принципов. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Методы управления также существуют объективно, их нельзя произвольно придумать, изобрести, они вытекают из принципов управления, обусловлены ими. Однако методы управления в отличие от принципов более вариативны. Задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управляемых объектов выбрать оптимальный путь, обеспечивающий наиболее полную реализацию принципов управления.
Различают общие методы управления и частные, локальные, которые характерны только для данной отрасли, данного органа управления. Частные методы управления иногда называют приемами управленческой деятельности. [4]
Методы управления можно рассматривать в разных аспектах, с разных точек зрения: по содержанию, по направленности, по организационной форме. Эти аспекты в каждом конкретном методе определенным образом сливаются, сочетаются, взаимодействуют.
Необходимо
различать методы управления и методы
руководства. Методы управления - это
способы воздействия того или
иного звена системы управления
на другие, нижестоящие звенья или
управляемые объекты для
Как видно из приведенных выше определений, методы управления и методы руководства взаимосвязаны, они имеют общую основу, реализуют общие цели и задачи. Однако было бы неправильно отождествлять обе группы методов, ставить между ними знак равенства. Методы управления и методы руководства не только взаимосвязаны, им присущи и своя специфика. Первые нацелены на звено системы, на управляемый объект, вторые - на конкретных исполнителей, обладающих своими индивидуальными особенностями. Следовательно, можно сказать, что там, где речь идет о непосредственной работе с людьми, применяются главным образом методы руководства.
Методы, которые используются руководителями, при всем их разнообразии можно разделить на две большие группы: методы организационного воздействия (администрирования) и методы стимулирования (материального, социального, морального). Ведущим в работе руководителя организации являются методы стимулирования. При этом особую роль играет социальное и моральное стимулирование, использование методов убеждения. [9]
Следует отметить, что нет и не может быть каких-то абсолютных, универсальных методов руководства, пригодных, так сказать, на все случаи жизни, безотказно действующих в любых ситуациях. Речь должна идти не об абсолютизации отдельных методов и приемов руководства, а о комплексном использовании различных методов с учетом конкретных условий и обстановки.
Управление - это целенаправленный, сознательный процесс. Оно всегда предполагает постановку определенной цели, выбор оптимальных путей и средств для их достижения.
Выбор цели - исходная точка, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. Цели управления можно классифицировать по их содержанию, уровням управления, значимости и временной протяженности (стратегические, долговременные, тактические, краткосрочные, цели-задачи). Формулировки целей могут выражаться в общем виде или быть количественными, поддающимися точному измерению.
Значение имеет определение значимости целей, их ранжирование, установление приоритетов, соподчиненности целей.
Проблема определения целей управления тесно связана с проблемой оценки их выполнения, с критериями эффективности управленческой деятельности. Критерием эффективности является степень реализации, осуществления намеченной цели. «…Эффективность работы органов управления будет представлять собой строго определенную степень соотношения между ее целью, нормативно установленными функциями, управленческими действиями и результатами» [3].
Одни
и те же цели могут быть достигнуты
различными методами, различными средствами.
Важнейшая задача управления заключается
в том, чтобы из множества вариантов
решения проблемы, из множества путей,
ведущих к намеченной цели, выбрать
те, которые обеспечивают наилучшие
результаты при минимальных затратах
времени, сил, материальных ресурсов. Знание
методов управления позволяет разобраться
в громадном количестве конкретных
приемов и частных способов управления.
Социология управления описывает и
интерпретирует большое количество
методов, применяемых в управленческой
деятельности как общенаучных, свойственных
любой сфере познания и преобразования
действительности, специфических, свойственных
только управленческим взаимодействиям.
Многообразие
методов управления вызывает необходимость
упорядочения всей их совокупности путем
классификации. Разные авторы учебных
и научных работ предлагают различные
подходы к определению
Наиболее часто все методы управления классифицируются на общенаучные и специальные (частные).
Общенаучные
методы применяются не только в науке
управления, но и в других отраслях
знаний. Они составляют основу системы
методов управления персоналом, образуя
его общенаучную методологию. К
числу общенаучных методов
1. диалектический метод;
2. системный метод;
3. комплексный метод;
4. метод историзма;
5.
метод социального
6. метод моделирования;
7.
мысленно-логические методы (дедукции,
анализа, синтеза, методы
8. метод математизации;
9. эвристические методы;
10. метод эксперимента;
11.
метод социологического
Методы
управления существуют объективно и
вытекают из принципов управления.
Вместе с тем, методы в отличие
от принципов более вариативны, предполагают
определенную свободу выбора для
достижения намеченной цели. Задача органов
управления и самих руководителей
образовательных учреждений состоит
в том, чтобы с учетом конкретных
условий и специфики
Между принципами и методами управления существует определенная связь. Методы - это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. В теории управления методы выделяются по содержанию, направленности воздействия и организационным формам. Методологической основой методов управления являются принципы системности, оптимальности и эффективности, соотношения государственных и общественных начал в управлении и др.
Метод управления есть, прежде всего, организация, идея и способ объединения, сплочения людей в рабочую группу (команду) в соответствии с объективными требованиями и возможностями вне и независимо от руководящего лица. «Стиль, управления - это устойчивая совокупность личностных, субъективных, психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуется тот или иной метод управлении» [5]. Метод и стиль управления тесно связаны между собой и влияют друг на друга в различных отношениях. Каждому из сложившихся методов управления адекватен вполне определенный стиль управления, т.е. каждый метод для своей реализации нуждается в личностях обладающих вполне определенной направленностью его индивидуальной активности, приобретающей форму устойчивого стереотипа.
Вторая точка зрения, которую разделяем и мы, представляет методы управления как способы воздействия субъекта иерархической структуры взаимодействия, которые, обеспечивая организационно-психологическое единство педагогической системы, способствуют повышению эффективности и качества управленческого процесса. Таким образом, система управления представляется как определенная целостность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой субъекта и объекта (людей и процесса).
Особая
роль в управлении на сегодняшний
день принадлежит социально-
Деятельность
руководителя в системе управления
особая. Он реализует интересы и
установки государства и
Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль управления, стиль руководства [3].
Информация о работе Понятие и сущность методов управления персоналом