Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:13, реферат
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
1.1
Понятие и сущность лидерства
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Практика
показывает, что ни один фактор не обеспечивает
большую выгоду и пользу для организации,
чем эффективное лидерство. Лидеры
нужны для определения целей
и задач, для организации, координации,
обеспечения межличностных
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера.
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл). Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и, прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):
1.
Деловое лидерство. Оно
2.
Эмоциональное лидерство. Оно
возникает в социально-
3.
Ситуативное лидерство. Строго
говоря, по своей природе оно
может быть и деловым, и
Имеются
и другие классификации лидерства
в зависимости от типов лидера.
Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов
(ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет
функцию групповой интеграции); лидер-инициатор
(главенствует при решении новых проблем,
выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального
настроя (доминирует в формировании настроения
группы); лидер-эрудит (отличается обширностью
знаний); лидер-эталон (является центром
эмоционального притяжения, соответствует
роли "звезды", служит образцом, идеалом);
лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то
виде деятельности).
1.2
Подходы к лидерству
1.2.1 Поведенческий подход
Согласно поведенческому подходу к лидерству его эффективность зависит не от личных качеств лидера, а, прежде всего, от его манеры поведения и отношений с подчиненными.
Поведенческий подход стал основой для классификации стилей лидерства или моделей поведения, сделавшей серьезный вклад в понимание сложностей лидерства.
В
социально - психологической литературе
существует также классификация
типов лидерства по стилям руководства.
Здесь допускается
В
книге Р.Л. Кричевского " Если вы -
руководитель" приводится пример данных
типов лидерства.
Авторитарный тип
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Деловые краткие распоряжения | Дела в группе планируются заранее ( во всем их объеме) |
Запреты без снисхождения, с угрозой | Определяются лишь непосредственные цели, дальние-неизвестны |
Четкий язык, неприветливый тон | Голос руководителя решающий |
Похвала и порицание субъективны | |
Эмоции в расчет не принимаются | |
Позиция руководителя - вне группы |
Демократический тип
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Инструкция в форме предложений | Мероприятия планируются не заранее, а в группе |
Не сухая речь, а товарищеский тон | За реализацию предложений отвечают все |
Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями | Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Позиция руководителя - внутри группы |
Нейтральный тип
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Тон - конвенциальный | Дела в группе идет сами собой |
Отсутствие похвалы, порицаний | Руководитель не дает указаний |
Никакого сотрудничества | Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп |
Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы |
Для
лидера авторитарного типа характерно
жесткое, единоличное принятие решений,
касающихся группы, слабый интерес
к работнику как к личности.
Лидер демократического типа стремится
к выработке конкретных решений,
демонстрируя при этом интерес к
неформальному человеческому
Поведенческий
подход сильно продвинул развитие теории
лидерства, сосредоточив внимание на фактическом
поведении лидера, благодаря которому
он может побудить людей к достижению
организационных целей, но он имел один
серьезный недостаток: в его основе
лежала предпосылка о существовании
одного наилучшего стиля лидерства.
1.2.2 Ситуационный подход
В
соответствии с ситуационным подходом
управление есть ответ на воздействие
обстоятельств, которые в настоящее
время или в будущем
Ситуационный подход может быть проиллюстрирован на примере действий пожарных, которые в зависимости оттого, что горит, применяют различные способы тушения огня: воду, углекислоту, песок, встречный огненный вал и т. п.
Понятно, что реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, организовывать подчиненных.
Ситуационный
подход пытается увязать конкретные
приемы и концепции с определенными
конкретными ситуациями для того,
чтобы достичь целей
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
1.Руководитель
должен быть знаком со
2.Каждая
из управленческих концепций
и методик имеет свои сильные
и слабые стороны, или
3.Руководитель
должен уметь правильно
1.2.3
Подход с позиции личных
Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.