Понятие централизации децентрализации, их преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:40, реферат

Описание работы

От грамотно организованного управления во многом зависит успешная деятельность организации.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Понятие централизации и децентрализации в менеджменте……………….4
3.Преимущества централизации …………………………………..………..….9
4.Недостатки централизации…………………………………………...….….…10
5.Преимущества децентрализации………………………………………….…..12
6.Недостатки децентрализации………………………………………………….12
7.Заключение……………………………………………………………………..14
8.Список используемой литературы………………………………...………….15

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 40.96 Кб (Скачать)

Иногда  в крупных компаниях с централизованной формой управления создается комитет управляющих при совете директоров или исполнительный комитет. В обязанности этого комитета входят определение основных принципов руководства компанией, выработка главного направления развития фирмы, рассмотрение проектов финансирования нового капитального строительства, санкционирование назначений управляющих, оказание консультаций и советов высшей администрации фирмы.

Итак, организационный  механизм управления построен на гибком сочетании принципов централизации  и децентрализации. Рост масштабов и сложности производства, территориальной рассредоточенности предприятий, диверсификации выпускаемой продукции объективно вызывает необходимость увеличения числа организационных подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности, что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные изменения в условиях производства, связанные с развитием научно-технической революции, ориентация производства на определенный рынок и конкретного потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления жестких контроля и координации деятельности всех подразделений. В этом проявляется объективная потребность усиления централизации управленческой деятельности.

Преимущества  централизации.

Преимуществам централизации можно считать следующие:

1. Высокие  мобилизационные способности. 

Поскольку в централизованной системе принятое на высоком уровне решение является обязательным для всех нижестоящих  подсистем, система может мобилизовать все свои ресурсы на решение сложных  задач, требующих мощной реакции, - например, на отражение агрессии или решение  в кратчайшие сроки таких задач, которые требуют напряжения и  согласованной работы гигантского  количества подсистем.

2. Относительно  малое время реакции на воздействия  (внутренние или внешние).

В основном это определяется тем, что в централизованной структуре относительно невелико «расстояние» от подсистемы нижнего уровня до центра, принимающего решения, обязательные для  всех подсистем. Правда, сказанное верно  не для любых централизованных систем. Если число уровней велико, то, во-первых, путь, проходимый информацией по направлению  к центру, немал, а, во-вторых, на каждом уровне подсистемами вносится свой «шум»  и информация хотя бы в малой части  искажается. Поэтому дошедшая до центрального управляющего звена информация может  не соответствовать действительному  положению дел и, соответственно, центр может принять решения, неадекватные ситуации и способные  нанести вред всей системе вследствие отдачи неправильных или просто бестолковых команд. Можно сказать, что иерархические структуры более, чем с пятью-семью уровнями, являются неустойчивыми именно из-за слишком большого искажения информации при передачи её через уровни. Для организационных систем снизить уровень вносимого шума можно, применив компьютерные информационные системы. Тогда у централизованной структуры управления появляется возможность расти ещё некоторое время. Целям сохранения централизованной административной системы в нашей стране должна была служить неудавшаяся в 70-х годах, благодаря общему беспорядку, попытка создания единой охватывающей все уровни управления системы АСУ. Т.е. эта попытка тогда запоздала и несмогла реализоваться как раз из-за уже разросшейся многоуровневой системы управления государством.

3. В  централизованной системе достаточно  просто реализовать процессы  информационного взаимодействия (координации  действий более низкого уровня)

В иерархической  системе создается принципиальная возможность глобальной оптимизации  управления системой в целом.

Действительно, владение всей картиной дел в системе  позволяет центру без особых трудностей организовать (кто ему возразит?) управление, оптимальное с точки  зрения всей системы в целом. При  этом центр может допустить функционирование каких-либо подсистем не в оптимальном  режиме (на дотациях), а в некоторых  случаях и пойти на ликвидацию подсистем ради существования системы  в целом. (Всё это, правда, хорошо, если решения принимаются грамотным  и информированным центром.) К  сожалению, централизованная система  не способствует в общем случае попаданию  в центр грамотного лидера. Для  этого нужно создавать правила  продвижения наверх самых толковых. Однако, некоторая «схема» все же имеется – демократия в условиях развитого общества. 

Из приведенных  базовых свойств можно сформировать достаточно большое количество частных  достоинств централизованных структур, что можно применять в своей жизни и деятельности:

1.1 Для развивающейся организационной структуры при быстром росте системы различные подсистемы растут с разной скоростью, сильное и грамотное централизованное управление может не позволить некоторым подсистемам развиваться за счет других или в ущерб целям организации в целом.

1.2. Централизованное  управление в условиях дефицита  квалифицированных кадров в области  менеджмента позволяет более  эффективно использовать знания  и опыт тех профессионалов, какие  имеются в наличии, устанавливая  их в вершинах иерархии управления.

Недостатки централизации .

Относительные недостатки централизованных структур: 

1. В  целом недостаточно высокие адаптационные  способности (негибкость) системы. 

Для того, чтобы реорганизовать систему, подсистемам требуется « убедить» в этой необходимости центральное звено системы, которое часто считает, что именно оно владеет полной информацией и пониманием проблем. Учитывая, что в «большой» централизованной системе уровни вносят свой информационный шум, и центр может не получать объективной информации о состоянии подсистем, подобное убеждение может не иметь успеха. В организационных системах, например, таких, как наше бывшее социалистическое государство, перестройка стала возможна лишь с 1985г., когда созрели (и даже перезрели) предпосылки для смены системы управления народным хозяйством, а также подросли до возраста власти лидеры, заражённые относительной свободой «оттепели» 60-х годов. До этого года все попытки изменить структуру управления не имели успеха.

2. Относительно  низкая надежность системы. 

Поскольку всем в конечном счете заведует центр, и он же является самым информированным, уничтожение центра, перегрузка или поломка приводят к дезорганизации и даже разрушению системы в целом. Определенным решением проблемы можно считать усиленную защиту центра от внешних агрессивных воздействий и увеличение избыточности в средствах коммуникации.

3. Сильная  зависимость поведения всей системы  от поведенческих характеристик  центра.

Раз центр  принимает решения, обязательные для  всех подсистем, поведение системы  определяющим образом зависит от «грамотности» центрального звена  или характера идеи, реализуемой  центральным органом. Можно даже сказать, что централизованная система  имеет характер того объекта, который  находится в центре управления системой (в общественно-экономических системах вспомним Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева. – Так психология конкретного  политического деятеля существенно  меняла характер государства и поведение  его на международной арене).

В природных  централизованных системах ядро всегда несет в себе наиболее важные поведенческие  «гены», определяя «правила игры»  других подсистем во внутренней среде  системы в целом. Примеров можно  привести множество. Сказанное может  иметь определенный интерес в  связи с материалом в разделе  нашего Web-сервера «Архитектура Вселенной».

  Преимущества децентрализации.

1. управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества, требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.

2. децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, ее знает.

3. децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется, его руководителю совсем небольшим и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как и независимый предприниматель во всем своем бизнесе.

4. децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Недостатки децентрализации

1. Низкие  мобилизационные способности. 

2. В  общем случае большое время  реакции системы на внешние  воздействия. 

Данные "недостатки" просты для понимания  и являются инверсными свойствам  централизованной системы. С учетом свойств централизованной системы, которые наиболее привлекательны (быстрота реакции, высокие мобилизационные  способности), можно предположить, что  централизованная структура (ЦС) наиболее адекватна агрессивным средам, требующим  как раз быстрой реакции на внешние воздействия и способности  мобилизовать для решения возникшей  проблемы значительные (возможно все) ресурсы системы. Именно поэтому  ЦС используется в периоды войны, сложной внутренней обстановки, и  вообще агрессивного окружения. Кроме  того, ЦС в целом удаются крупные  мероприятия (освоение целины, коллективизация, индустриализация, победы в войне и в космосе, и т.п.), которые и возникают, как правило, именно из-за внешних угроз (или которые мыслятся таковыми). Если при этом подсистемы цементируются идеей, носителем которой является Центр, выживание в агрессивной среде такой системе почти обеспечен. Верно и обратное: если ЦС оказывается в малоагрессивной среде, то такой системе требуется "изобретать" врага - внешнего или внутреннего (примеров из нашей истории предостаточно), чтобы обосновать свое существование... Если период пассивности внешней среды затягивается, то, в конце концов, централизованность системы становится излишней, и она в какой-то своей части децентрализуется. Это можно представить и как то, что отсутствие доминирующих свойств внешней среды как бы "проникает" вовнутрь системы (вспомним, что именно внешняя среда, в конечном счете, формирует структуру системы) и меняет степень централизации, поскольку от центра либо не требуется определять характер системы управления системой в целом, либо центр просто теряет авторитет.

Еще один тип ситуации, когда ЦС более предпочтительна, чем сетевая. Если четко поставлена цель для системы и четко определен  путь достижения её, то децентрализация  управления является даже вредной (лучше  сказать - неэффективной). Поэтому на производстве, когда четко определена технология, обсуждать нечего, а  нужно только выполнять определенную схему действий, всегда существует жесткая централизованная система  управления. И такое управление существует лишь для координации работ и  концентрации некоторых общих функций (сервер) или выполнения функций, необходимых  для представления системы во внешней среде.

То же самое и в войсках; полученный приказ надо выполнить "точно и  в срок", и носителем цели, а  также знанием пути её достижения, может служить только один человек - командир, концентрирующий в себе ответственность перед надсистемой  и делегированные ему оттуда полномочия.

Напротив, в условиях слабой определенности, - когда не ясна цель (а есть ценности) или неизвестен путь достижения цели (который нужно найти), централизованная система не может себя достойно проявить, и в таком случае нужна децентрализация  управления. Нужен "впрыск" определенной дозы демократии и организация поиска пути достижения цели несколькими "конкурирующими" подсистемами, которые на этот срок получают самостоятельность, - т.е. производится децентрализация управления. Задача центра здесь - понаблюдать и выхватить  идею или решение, позволяющее центру организовать внедрение найденной  идеи и, возможно, мобилизовать уже  все ресурсы системы на достижение вновь определенной цели. Так научные  исследовательские коллективы слишком  централизовать не следует, роль авторитета в таких работах должна быть снижена, поскольку они занимаются поиском "того, не знаю чего"... (внутри отдельных групп может быть централизованное управление).

Последнее говорит о том, что децентрализованная структура более хороша для времени  неясности путей развития. И, если, например, социалистическая экономика  развивалась как централизованная (возникла в тяжелых условиях, всегда имела врагов реальных или выдуманных), то капиталистическая - наоборот - первоначально  развивалась из сетевой модели; все  самостоятельны и делают, что хотят. Гибкость и способность к адаптации  капиталистической системы сыграли  свою роль - капитализм на большом отрезке  времени развивался более оптимально.

Однако, крайний "сетевизм" также недостаточно хорош: слишком малы мобилизационные  способности и отсутствует арбитр для возникающих разборок. Поэтому  капиталистическое общество как  система развивалось от сетевой  модели к большей централизации, где центр выступал первоначально как орган концептуального управления и лишь, потом перешел к большей централизации управления. Социалистическое же общество в условиях известной всем нам разрядки потеряло последнего "страшного врага", хотя некоторые внутренние "враги" остались (плохая экология, проблемы конверсии, низкий уровень жизни и т.д.). Степень централизации управления вследствие необходимости привлечения к поиску решений как можно большего числа субъектов в государстве должна была стать и стала меньшей. Таким образом, капитализм шел от малой к большей централизации, а социализм от большей централизации - к меньшей. Примерно об этом вели речь западные теоретики, предрекая слияние двух типов экономик в постиндустриальном обществе (конвергенция).

Информация о работе Понятие централизации децентрализации, их преимущества и недостатки