Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:27, доклад
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Политика деятельности организации – это совокупность всех нормативных требований к деятельности организации и способов их осуществления. Другими словами, политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика относится к категории средств достижения целей или поставленных задач
ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Политика организации
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Политика деятельности организации – это совокупность всех нормативных требований к деятельности организации и способов их осуществления. Другими словами, политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика относится к категории средств достижения целей или поставленных задач. Политика включает правила, устанавливаемые в организации для поддержания усилий ее членов по достижению плановых целей. Политика создает каркас для принятия решений в рутинных ситуациях, определяет, каким образом должны выполняться задачи.
Основные принципы предпринимательской деятельности направлены на:
четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);
отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);
готовность к риску.
Принципиальные требования к организации деятельности фирмы относятся:
к способу управления (например, авторитарный или демократичный);
в области инноваций;
в среде информации (открытость, секретность);
принципы мотивации (например, политика «кнута и пряника»);
организационные структуры;
принципы контроля.
Реализация нормативных требований к отдельным сферам управления определяет:
1) структурную политику фирмы и
2) конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
К структурной политике относят:
политику создания фирмы (цели, решения, средства);
политику местоположения фирмы;
политику ее правовой формы;
политику отношения собственника к предприятию;
кооперационную политику с другими фирмами;
политику концентрации и разукрупнения;
политику ликвидации фирмы.
Конкретные политики действий включают:
политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
инвестиционную политику;
политику запасов;
политику в области оборудования;
кадровую политику;
финансовую политику;
производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);
политику сбыта (цены, распределение, реклама);
политику отчетности о деятельности фирмы;
политика социальной ответственности менеджмента.
Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени и объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика может быть официально сформулированной или «неписанной».
2. Социальная ответственность бизнеса
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными:
1) организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели.
2) организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные сообщества, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Т.е. организация должна демонстрировать не только высокие экономические результаты, но и достижения с точки зрения социальных целей общества.
.
Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Аргументы в пользу социальной ответственности
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х гг. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой и необходимой.
3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.
4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.
Аргументы против социальной ответственности
1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли и противоречит требованию акционеров увеличивать доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.
2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции.
3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.
4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
Практика социальной деятельности фирм
Зарубежные компании практикуют следующие формы социальной деятельности:
пожертвования, субсидии учреждениям медицины и культуры;
разработка программ социальной помощи в области социального обеспечения, медицинского обслуживания, здравоохранения, научной и общественной деятельности, школ и культурных мероприятий, которые реализуют собственные сотрудники;
оплаченные освобождения (увольнительные) своих людей от основной работы, для обслуживания сообщество (консультации, обучение, уборка и др.);
вознаграждения добровольцев, работающих на сообщество, дополнительными днями к отпуску или публично, распространение информации о заслугах этих людей; пожертвования от их имени.
3. Деловая этика
С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений – этике предприятия. Моральные ценности и нормы должны обязательно вводиться в деятельность предприятия, для обеспечения его стабильности и с целью ограничения принципа максимизации прибыли.
Этика – (греч. Ethos – привычка, нрав) система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.
Этика организации (деловая этика) – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности, включающих:
этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
моральные принципы членов организации;
моральный климат в организации;
нормы делового этикета.
Мораль – система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.
Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выражаемыми через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
учет их индивидуальных особенностей;
предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;
защиту от необоснованного вмешательства;
гарантию прав;
справедливую оплату;
социальные гарантии;
учет сфер персональной ответственности;
участие в управлении и т. д.
По отношению к рыночному партнеру:
доверительность в совместной работе;
отказ от обмана;
гарантированное оптимальное снабжение;
внимание к потребителям;
честность в конкуренции и т. д.
По отношению к акционерам:
соразмерное участие в прибыли;
честное информирование;
совместные действия;
защита интересов собственников и т.д.
Этика руководителя - система норм нравственного поведения руководителя, основанная:
на понимании и учете психологии работников;
на воспитании личности;
на культуре управления;
на умении управлять своими чувствами в процессе личностных взаимоотношений с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.
4. Организационная культура
Культура – (лат.Cultura возделывание) совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
воплощенная в предметных, материальных носителях;
передаваемая последующим поколениям.
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
4.1. Типы ОК
В российском менеджменте пока еще достаточно сложно выделить четкие типы корпоративной культуры. Многие компании говорят, что тип их корпоративной культуры только формируется, другие компании предпочитают употреблять термин «смешанная культура» или «формирующаяся».
В западном менеджменте общепринятой является типология корпоративной культуры, предложенная Джеффри Зоненфельдом (Jeffrey Sonnenfeld). Зоненфельд различал четыре типа культур - baseball team, club, academy и fortress. Каждая из вышеперечисленных культур имеет разный потенциал для поддержки состояния и успеха компании и по-разному сказывается на карьере работников.