Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:16, реферат
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того,
чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением,
осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в
первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
Подходы к стратегическому управлению.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того,
чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением,
осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в
первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического уп-
равления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff
(1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность
перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса
центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и
своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены
авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассмат-
ривали его как процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением,
состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимо-
отношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и
результативно действовать организации и ее подразделениям. По Хиггенсу, стратегическое
управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством
управления взаимодействием организации с ее окружением, Пирс и Робинсон
определяют стратегическое управление как набор решений и действий по формулированию и
выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало
существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставала задача
по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания
в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало
особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.
Стратегичность управления 50—60-х гг. — это долгосрочное планирование производства
продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр
внимания при выработке
стратегического поведения
В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация
планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе
находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может
потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.
В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к
тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потен-
циала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения
стало центром стратегичности поведения фирмы.
Стратегическое планирование.
Рассмотрим этапы по стратегическому планированию, предлагаемому Э. А Уткиным в коллективной монографии. К таким этапам относятся исследование внешней и внутренней среды организации; определение основных ориентиров фирмы; сравнение результатов двух предыдущих этапов; определение возможных вариантов стратегий; выбор варианта; разработка стратегического плана. В его случае планирование осуществляется как бы для преодоления разрыва между ориентиром организации и действительным ее состоянием, а не для превращения организации в нечто совершенное.
Концепция стратегического планирования, по словам профессора Х. Виссема, является концепцией исполнения хорошо составленного плана. Но линейные руководители, пишет Виссема, вовсе не заинтересованы в выполнении таких планов, да и сами планы часто оторваны от практики. Поэтому планирование, по его мнению, должно быть перенесено в линейные подразделения.
Планирование (в данном случае стратегическое планирование) отечественные специалисты определяют как особый вид практической деятельности, состоящей в разработке решений, целью которых является эффективное функционирование объекта управления в долгосрочной перспективе и быстрая адаптация к изменяющимся условиям внешней среды. Они выделяют также основные процедуры стратегического планирования: прогнозирование, программирование и проектирование.
Однако разработка проектов, программ
и прогнозов занимает значительное
время, в течение которого происходят
изменения во внешней и внутренней
среде, что, по нашему мнению, в значительной
степени снижает эффект от реализации
разработанной стратегии. Кроме
того, имеют место и другие проблемы,
связанные со стратегическим планированием,
которые американский специалист в
области стратегического
Сказанное, возможно, является главной причиной срыва в реализации проектов и программ.
Шведские ученые Б. Карлоф и С. Седерберг идут дальше, когда обосновывают большую эффективность развития по сравнению со стабильностью, которая эффективна лишь с точки зрения затрат. Более того, «с изменением условий в окружающем мире эффективная организация становится жерновом. Масса капитала, организованные процессы или имеющиеся знания становятся тогда препятствием для процесса перемен»[4].
Текущая работа поглощает наиболее
важные ресурсы: время, талант и энергию
работников, их стремление к инновациям.
Иногда в процессе планирования не
учитывают формальные и неформальные
служебные отношения и
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что процесс стратегического управления осуществляется наряду с выполнением текущих задач организации. Изменение ситуации влечет за собой изменение стратегии, следовать которому менеджеры не успевают из-за недостаточной квалификации и нехватки времени на реакцию. Поэтому общее правило (в том случае, если у организации ранее была разработана стратегия) заключается в том, что лучше совершенствовать существующую, чем разрабатывать и внедрять новую стратегию.