Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:07, реферат
Американское управление в XX веке прошло путь от рационалистического, узкофункционального до гибкого, динамического, быстро адаптирующегося в условиях глобализации, интернационализации бизнеса, создания информационного общества, что повлияло и на подходы к подготовке менеджеров.
Американское управление в XX веке прошло путь от рационалистического, узкофункционального до гибкого, динамического, быстро адаптирующегося в условиях глобализации, интернационализации бизнеса, создания информационного общества, что повлияло и на подходы к подготовке менеджеров.
В
современном американском управлении
в отличие от российского доминирует
подход, согласно которому менеджер - это
не просто умелый работник, выросший в
силу ряда причин и способностей до
руководителя, это особая самостоятельная
профессия, требующая высокого уровня
специального образования. Концепция
«профессионального менеджера» положена
в основу создания системы профессионального
управленческого и бизнес-
Переход к новой модели управления повлиял на требования к профессиональной компетентности современных менеджеров, смещая акцент с рационалистических, узкопрофессиональных умений на целостную профессиональную компетентность управленца, позволяющую ему гибко управлять в условиях неопределенности, риска, информационного стресса, глобализации и интернационализации бизнеса, сохраняя при этом индивидуальность и национально-культурные черты. В качестве её основных составляющих нами выделены: прогностичность, многовариантность управленческого мышления, способность к саморазвитию, умение делегировать задачи, создавать команду, целостное видение бизнес-процесса, лидерские качества, профессиональная интуиция, умение управлять изменениями, высокий уровень информационной компетентности, кросс-культурные умения, способность справляться с возрастающими стрессами, социальная ответственность и этика, переориентация с типовых рационалистических способов принятия решений на гибкие, адекватные уникальности каждой ситуации. Традиционное понимание профессионального образования как соответствующей функциональной подготовки человека для области менеджмента «как безличностного процесса адаптирования» оказалось для этого менее всего подходящим.
Сложившаяся под влиянием целого комплекса факторов современная американская модель подготовки менеджеров несёт в себе следующие специфические черты:
-
представление о менеджере как
особого рода профессии,
-
сочетание базового высшего,
-
единство всех видов программ,
научно-методического
-
профессионально-практическая
-
преобладающая роль
Изучение
представлений о целях и
Всё большую роль в определении целей и содержания подготовки менеджеров в США играет подход, основанный на определении профессиональной компетентности специалиста. В основе этой стратегии моделирования управленческого образования лежит восхождение от описания профессиональных функций, действий менеджера к построению структуры качеств, базовых знаний и умений, обеспечивающих реализацию этих функций.
Менеджер как специалист по управлению человеческими ресурсами не может быть подготовлен лишь на основе усвоения знаний и умений («чьего-то опыта»). Он должен приобрести собственный опыт, т.е. пройти не просто профессиональное обучение, а профессиональную социализацию. Последнее предполагает, что будет осуществлено усвоение не только знаниевого компонента профессии, но и освоение присущих ей социальных и личностных смыслов и ценностей. Профессиональная социализация предполагает также принятие социальных ролей (функций) менеджера, овладение не просто знаниями, а опытом деятельности, позволяет освоить образцы межличностного взаимодействия, формирует установку на непрерывное профессиональное саморазвитие, конкретные умения организовывать этот процесс, оценивать его результаты. Иными словами, квалифицированно подготовленным к профессиональной деятельности в настоящее время считается менеджер, сформировавшийся как носитель не только знаниевого, но и личностного опыта. По-сути, мы имеем дело с образованием, в котором личностное и собственно «деловое» развитие специалиста становятся интегрированы в единое целое.
Развитие концепций «практикующего обучения» и «обучения на основе непосредственного опыта» в сфере профессиональной подготовки менеджеров привело к превращению опыта участников в важнейший источник содержания образования. Учебный процесс строится как процессуально ориентированное обучение (К. Арджирис, Д. Брунер, М. Ноулз, Х. Таба, Д. Шваб и др.), основанное на рефлексивной деятельности обучаемых, которая специально вводится в осваиваемое содержание. С точки зрения целей подготовки менеджеров это представляется особенно значимым, поскольку в условиях ускорения изменений всех элементов деловых организаций и компонентов внешней среды обучение должно быть направлено на приобретение метаумений осваивать новые знания и опыт.
Анализ
учебных планов, программ высшей школы
и других источников показал, что
современными тенденциями в построении
содержания управленческого образования
в США являются, гибкость, вариативность
в сочетании с выделением обязательных
базовых учебных предметов, возможность
выбора индивидуального
Необходимая для этого система методов и технологий представляет собой комбинацию разнообразных элементов, в данном случае; типов обучения. В его состав входят типы прямого и контекстного обучения, интерактивного, практикующего, диалогового и инструктивного, информирующего и исследовательского, индивидуального и группового, аудиторного и внеаудиторного, внешне регулируемого и самообразовательного. Обучение по своей организации становится столь же разнообразно, как то, что приобретают, целостный опыт менеджера.
Изучение передовой практики высшей школы США и современных исследований показало, что учебно-познавательная деятельность оказывается эффективной, когда органически сочетается с другими - общением, игрой, экономической и управленческой практикой. Многообразие линий общения участников образовательного процесса имеет принципиальное значение. Стиль общения преподавателя и студента задаётся теми компонентами содержания образования, которые выделяются как приоритетные.
Все это убедительно
Общей чертой для большинства школ бизнеса
становится перенос акцента на человека.
Объем подготовки по психологическим
дисципли-нам в учебных программах доходит
до 40-60%. Это обстоятельство отра-жается
и на "философии" менеджмента. Так,
концепция известной амери-канской корпорации
IBM основана на трех столпах веры: уважении
к личности, внимание к клиенту и высокое
качество работы.
Как правило, кандидат
на получение сертификата менеджера в
американских школах бизнеса должен быть
компетентен в следующих тематических
областях:
1)понимание природы управленческих процессов
и умение управлять организациями как
совокупностью взаимосвязанных процессов,
составляющих единое, органичное целое;
2)знание специфики различных организационных
структур управления с присущими им функциональными
обязанностями и
предпочтительными стилями работающих
в них менеджеров;
3)четкое представление об обязанностях
менеджеров каждого уровня и звена управления
с распределением ответственности и прав
между
ними;
4)способы повышения эффективности управления
на этапе поставок, на стадии производства
и в сфере маркетинга;
5)знание современных информационных технологий,
программного обеспечения ПЭВМ, средств
коммуникации и умение применять их в
различных ситуациях;
6)умение письменно и устно грамотно выражать
свои мысли, а также подготавливать деловые
контракты;
7)компетентность в управлении людьми
на всех стадиях, начиная с отбора персонала
и до планирования их служебной карьеры,
а также создание микроклимата, стимулирующего
деятельность подчиненных;
8)знание и умение гармонизировать организационные
и личные интересы сотрудников;
9)способность эффективно управлять основными
ресурсами организации — временем, людьми,
информацией и финансами;
10)способность планировать и прогнозировать
деятельность фирмы с использованием
современных информационных технологий;
11)умение работать с клиентами по удовлетворению
их потребностей и формированию у них
новых с помощью рекламы и
искусства клиентинга;
12)способность к самоконтролю и оценке
собственной деятельности, умение делать
правильные выводы и повышать квалификацию,
исходя из
настоящих требований и изменений в будущем.
Наиболее престижными в настоящее время
являются Гарвардская и Слоуновская школы
бизнеса, а также одна из старейших в стране
школа бизнеса при Массачусетсом технологическом
институте. Несмотря на то, что ежегодно
в США выпускается свыше 60 тысяч дипломированных
менеджеров, на них постоянно есть спрос.
Та же самая картина наблюдается и в Японии,
где общее число менеджеров превышает
уже 3 миллиона человек.
Важной особенностью процесса обучения
в Гарвардской школе бизнеса является
его ориентация на анализ и решение конкретных
ситуаций при изучении большинства дисциплин.
Сущность данного метода заключается
в том, что процессу выработки решения
придается гораздо большее значение, нежели
самому решению. Если менеджер будет развивать
свой главный инструмент — творческое
мышление, то прикладные аспекты будут
решены. Поэтому выработка навыка обсуждения
проблем при работе самостоятельно и в
группе ведется целенаправленно, по системе
перехода от решения простых проблем к
более сложным.