Планирование как функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую сущность планирования в механизме управления предприятием.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи контрольной работы:

рассмотреть содержание и принципы планирования;

изучить типы планов;

Работа содержит 1 файл

Планирование как функции управления.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Краткосрочное(текущее) планирование заключается в определении  промежуточных (краткосрочных)целей  и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач,использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии.Основными звеньями текущего производства являются календарные планы (месячные,квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планированием. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом [4, с.80].

Однако каждая из этих форм имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного  стратегических планов организации. Среднесрочное  планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.

Реализация среднесрочных  и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому  отдельному подразделению (по видам  деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия).Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.

Различают три типа текущих планов [9, с.152]:

функциональные планы  – необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным  изменениям. Они описывают действия, которые стоит предпринять в  ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Данные планы обычно содержат перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения;

единовременные планы  – обычно создаются в связи  с внедрением какого-либо проекта  или программы, выполняющих вспомогательную  роль во внедрении общей стратегии,содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;

стабильные планы  – это директивы, направленные на увеличение общей эффективности  на основе простейших принципов организации. Они обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде [9, с.158].

Виды планов могут  быть классифицированы по двум основным признакам [4, с.81]:

В зависимости от видов хозяйственной деятельности разрабатываются планы:

научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);

производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);

продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров,услуг);

выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);

материально-технического обеспечения производства (план МТО);

осуществление инвестиций (план капитальных вложений);

план технического перевооружения и другие планы.

В зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования)различают планы [3, с.291]:

организации(предприятия) в целом;

производственного отделения;

дочерней компании;

структурного подразделения  и т.д.

Таким образом, существует множество типов планов. Каждый из них имеет свою специфику– по составу задач, характеру ориентиров и т.д.

3. Процесс бизнес-планирования  на предприятии

Одним из методов  планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес-план– это  документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия [14, с.355].

Содержанием бизнес-плана  предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть.

Бизнес-план является целевым, программным документом, который  представляет собой систему:расчётов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей  и описание мер и действий [6, c.11].

Бизнес-план выполняет  определенные функции:

обоснование стратегии  и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым  предприятиям, а также действующим  предприятиям при разработке ими  новых направлений деятельности;

планирование и  прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной  экономики понимании (как разработка возможно более полной программы  деятельности) и определение целей  развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;

привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих  широкомасштабных,фундаментальных  проектов.

В бизнес-плане должны быть показаны условия возврата вложенных  средств. Он должен внушить доверие  относительно надёжности компании, способности управленческого персонала эффективно использовать имеющейся капитал.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов [14, с.356]:

Производственный  бизнес-план, который необходим для  планирования и прогнозирования  деятельности предприятия; для определения  целей развития в предстоящем  плановом периоде; для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами.Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

Инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для  привлечения инвесторов. Он предусматривает  строительство (освоение инвестиций), изменение технологий, все то, что  связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;

Бизнес-план финансового  оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии  неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия;

Бизнес-план для получения  кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

Структура бизнес-плана  в целом, однотипна как для  отечественных, так и для зарубежных разработок. Иногда различия имеются  лишь по расположению разделов и форме их предприятия.

Распространенные  на предприятия формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: титульный  лист, резюме (2- 3 страницы), меморандум конфиденциальности, описание предприятия  и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции,работ, услуг, стратегию маркетинга, инвестиционный, производственный, организационный и финансовый планы, стратегию (схему) финансирования, оценку, анализ рисков и страхование, выводы и приложения [3, c.318].

При оценке эффективности бизнес-планов различают:

коммерческую или  финансовую эффективность;

бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия  реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование республиканского и местного бюджета;

социально-экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта [11, с.225].

То есть, бизнес-план – это определенная модель деятельности, а именно речь идет о привязке традиционного  планирования к категориям рыночной экономики – бизнес,конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб,коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования и т. д.

Объем,структура, конкретное содержание, степень детализации  отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.

Разрабатываемый как  документ, имеющий целью обоснование  деятельности предприятия, различных  нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания:

цели бизнес-плана;

характеристика сути предлагаемого проекта;

описание предприятия;

описание продукции  и услуг;

оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых,трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);

потребность в материально-технической  и финансовой поддержке извне;

систему(схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью  и контроля за ее функционированием.

Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана  могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса) [2, c.26].

В специальной литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.

Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре  всего планового документа и  внутренней структуре его разделов.

В заключении следует  повторить, что бизнес-план необходим для определения жизнеспособности фирмы в условиях конкуренции, для управления ее развитием и повышением конкурентоспособности, для определения деловых партнеров, снижения предпринимательского риска.

Заключение

Планирование обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка целей и определение конкретных действий, обеспечивающих их реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Существует достаточно много типов планов. Каждое из них  имеет свою специфику – по срокам реализации, составу задач, характеру ориентиров, организационному статусу,методам разработки, степени детализации и т.п.

Бизнес-план– это  основополагающий документ коммерческого  предприятия, который описывает  все основные аспекты ее будущего или конкретной новой деятельности (бизнеса).Он содержит анализ системы внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыльность проекта, проблем, с которыми фирма может столкнуться при реализации бизнеса, а также способы решения этих проблем, механизм генерирования доходов. В нем также дается заключение об эффективности вложений при различных уровнях доходности.

В состав бизнес плана  входят титульный лист, резюме, описание предприятия и отрасли, существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг,стратегия маркетинга, инвестиционный, производственный, организационный и финансовый планы, стратегия (схема) финансирования, оценка, анализ рисков и страхование,выводы и приложения.

Список  литературы

Белоусова Е. Оперативное  планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление.–2002. – №4. – с.40-45.

Информация о работе Планирование как функции управления