Перспективы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Понятие «менеджмент» не переводится дословно на русский язык. Однако нам привычно употреблять это слово, вкладывая в него тот же смысл, что и в понятие «управление». Однако, различия все-таки есть. Менеджер – специалист широкого профиля. Под его началом могут работать экономисты, бухгалтеры, статистики и др. Менеджером не является специалист в своей области, занимающий высокую должность. Считается, что настоящим менеджером может быть только человек, имеющий высшее образование по узкой специальности, второе высшее образование по специальности «менеджмент» и проработавший не менее 3-х лет в выбранной сфере.

Содержание

Обзор литературных источников
Введение
Возникновение и эволюция менеджмента.
А) эпохи исторического развития
Б) Виды управленческой деятельности
В)Периоды в направлении деятельности людей, занимавшихся управлением.
Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.
А) англо-американская
Б)японская
В)немецкая
Российская модель менеджмента.
Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента.
А) Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент
Б) Направления развития менеджмента в 21 веке
Новая парадигма управления
Заключение

Работа содержит 1 файл

Генезис менеджмента. Перспективы развития менеджмента. Реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

   Содержание 
 

    Обзор литературных источников

    Введение

  1. Возникновение и эволюция менеджмента.

    А) эпохи исторического  развития

    Б) Виды управленческой деятельности

    В)Периоды  в направлении деятельности людей, занимавшихся управлением.

  1. Особенности различных моделей менеджмента и их развитие.

    А) англо-американская

    Б)японская

    В)немецкая

  1. Российская модель менеджмента.
  2. Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента.

    А) Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент

    Б) Направления  развития менеджмента в 21 веке

  1. Новая парадигма управления

    Заключение

 

  1. Обзор литературных источников
 

    Основным  литературным источником при написании  реферата был: Чудновская С.Н. «История менеджмента. Учебник для ВУЗов». Этот учебник представляет менеджмент не в застывшем состояниию, как некая аксиома, а в процессе их возникновения, накопления и устремления в будущее. По истории менеджмента пока еще мало литературы, однако история необходима, так как она укрепляет знания, превращает их в убеждения. Сложность истории состоит в том, что она постоянно пополняется новыми знаниями, обладает некой избыточностью информации. Но важно понимать, что эта дисциплина может носить как информационный, так и научно-профессиональный характер, которая дает не только знание прошлого, но и предвидение будущего. В таком ракурсе, как мне представляется, написан учебник Светланы Николаевны Чудновской. В книге наряду с теоретической частью предоставлены логическими схемами качественных и количественных взаимосвязей рассмотренных условий, факторов и проблем. Этот учебник будет весьма полезным в подготовке современного менеджера.

          В отличие от аналогичных  изданий, учебник В.И. Королева имеет  ряд особенностей. Во-первых, включает в себя не только теоретическую часть, но содержит задания семинарских занятий, практические вопросы и деловые игры, позволяющие закрепить и углубить полученные знания. Во-вторых, структура изложения материала построена таким образом, чтобы получить базовые представления по основным направлениям современного менеджмента. В целях обеспечения логической связи рассматриваемых вопросов, выделены несколько разделов. В-третьих, материал изложен простым, доходчивым языком.

          Учебник Казначевской Г.Б. отличается от аналогичных изданий, прежде всего, простотой изложения  материала, большим количеством контрольных вопросов и заданий в конце каждой главы, что позволяет использовать его наряду с изданием под редакцией Королева В.И., как самоучитель. Так же большое внимание уделено психологическим аспектам менеджмента, отдельные главы посвящены правилам делового общения, компетенции в общении и стилям руководства.  Также несомненным преимуществом книги является проектирование теоретической части материала на конкретные практические ситуации, предлагаемые для обсуждения.

  Также при написании реферата использовались материалы из книги А.И.Кравченко «история менеджмента». В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др.

  Проблемы  мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции  современного менеджмента.

     Книга адресована студентам экономических  и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления.

 

      Введение

    Что такое менеджмент? Является ли понятие «менеджмент» синонимом понятия «управление»?

    Понятие «менеджмент» не переводится дословно на русский язык. Однако нам привычно употреблять это слово, вкладывая в него тот же смысл, что и в понятие «управление». Однако, различия все-таки есть. Менеджер – специалист широкого профиля. Под его началом могут работать  экономисты, бухгалтеры, статистики и др. Менеджером не является специалист в своей области, занимающий высокую должность. Считается, что настоящим менеджером может быть только человек, имеющий высшее образование по узкой специальности, второе высшее образование по специальности «менеджмент» и проработавший не менее 3-х лет в выбранной сфере.

    «К тому же есть еще несколько различий:

    -  управление возникло существенно  раньше менеджмента.

    - управление существует в любой экономической системе, в том числе административно-командной экономике, тогда как менеджмент – элемент рыночной экономики.

    -менеджмент имеет ряд специфических особенностей, которые не позволяют говорить о полном единстве с управлением.»1

    Действительно, управление существовало с древних времен. Менеджмент же является функцией управления. Ему свойственны и свойства управления и специфические черты, определяемые современными потребностями рыночной экономики. 

    Какова  история менеджмента и его  перспективы?

 

    1. Возникновение и эволюция менеджмента
Эпохи исторического развития Характеристика  производительных сил Характеристика  рынка и отношение предпринимателей к рынку Задачи предпринимателей     Таблица 12

    Взаимоотношение

предпринимателей  с государственными и общественными  органами.

1 2 3 4 5
Массовое  производство (до конца 20-х годов) Развитие индустрии (паровая и хлопковая очистительные машины и др.), создание сети железных дорог и другой инфраструктуры. Появление новой формы социальной организации – фирмы, четкое разграничение отраслей Почти неограниченный спрос на рынке (определяется ценой). Рынок продавца. Стремление подавить или поглотить соперника. Успех фирмы, предлагающей самую низкую цену Создание и  внедрение новых промышленных технологий, разработка соответствующей организации  производства. Совершенствование массового  производства, снижающего издержки выпуска продукции Отсутствие  вмешательства со стороны 

государства и общества. При необходимости  государственное обеспечение мер  экономического протекционизма.

Массовый  сбыт (до середины 50-х годов) Пересмотр отношения  к экономическому развитию как к главному двигателю социального прогресса Насыщение рыночного  спроса на основные потребительские  товары, конкуренция.. Возникновение  потребности в межотраслевых  организационных связях. Неравномерное  научно-техническое развитие (из-за войн, наличия ресурсов и др.) Быстрое изменение структуры спроса. Балансировка  противоречивых требований производства. Возникновение маркетинга. Обеспечение  технологических прорывов, стратегическое и долгосрочное планирование. Преодоление  сопротивления консервативных управляющих, ориентация их на рассмотрение задач управления не изнутри, а извне, как ориентация на потребителя. Начало утверждения  политического и социального  контроля со стороны общества. Перераспределение  социальных приоритетов в пользу экологии, борьбы с инфляцией, монополистическими ограничениями. Усиление роли государственного регулирования. Сильное вмешательство в деятельность предпринимателей во время Второй мировой войны и в период послевоенного развития
Постиндустриальная (с середины 50-х годов) Нехватка природных и других ресурсов Индивидуализация  спроса, международная конкуренция. Развитие рынка потребителя Ориентация  на ресурсы при сохранении задач  эпохи массового сбыта. Выполнение требований социально-этического маркетинга Усиление социально-политических связей фирм с внешней средой
 

 

    

  Управленческая мысль в докапиталистическое время и в древности не была направлена на управление самим производством. Этим занимались сами производители: крестьяне, ремесленники и т.д. возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска методов воздействия на работников, которые не видели результатов своего труда и, соответственно нуждались в стимулировании производительности.

    «В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия.

    Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. А как их объединить? Оказывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру. Так возникли прообразы нынешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога и т. п.

  Итак, вначале менеджер и собственник  — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеры и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция каждого менеджера-специалиста вновь дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов. Ученые изобрели особые инструменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, определение целей политики компании, философию управления.»3

  В результате разделения менеджмента  по функциям появились  определенные виды управленческой деятельности:

  • административное управление
  • экономическое управление
  • целевое управление
  • управление проектом
  • антикризисное управление
  • корпоративное управление
  • стратегический, тактический и оперативный менеджмент
  • маркетинг и др.
 

 В организациях, ориентированных на социальную ответственность, развивался корпоративный менеджмент. «Временем зарождения корпоративного управления принято считать корпоративный менеджмент в период становления корпоративного менеджмента руководство компаний в основном состояло из предпринимателей-компаньонов. С опытом они приобретали навыки профессиональных менеджеров, и владение небольшим капиталом не мешало принимать рискованные решения.»4 

    Три рассмотренных подхода к управлению постепенно переплетались и послужили  основой для разработки различных  управленческих теорий. Их выразителями были представители разных сфер бизнеса.

    «Экономика настолько сильно влияет на общественные отношения, что выделяют периоды по направлению деятельности людей, занимавшихся управлением.

    • «Промышленный капитализм (1776-1890) бы эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией «Богатства народов» Адама Смита в том, что одна только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.
    • При финансовом капитализме (1890-1993) доминировал финансист. Не участвуя в производстве товаров, он бы сосредоточен на манипуляции финансовыми ресурсами для поучения наибольшей прибыли. Господствовал принцип социального дарвинизма Герберта Спенсера, который учил , что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере не тоько было допустимо, но являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.
    • Национальный капитализм (1933-1950) – период, когда народ, представляемый правительством, вынужден был восстать и защитить себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов. В СССр в это время новая форма хозяйствования добивалась успехов. Для этого периода характерны разнообразные программы правительства. Эта особенность все еще проявляется и в нашем обществе.
    • Управленческий капитализм (с 1950 г.) характерен для современной эпохи, в которой  люди управляют, а не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску. В большой корпорации объединяются таланты и способности множества людей. Иногда, однако, люди теряются на фоне крупномасштабных процессов. Но выходы ищут, как правило, в совершенствовании управления»5

Информация о работе Перспективы развития менеджмента