Перспективы развития государственной собственности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Долгое время господствовала точка зрения, что для нашего общества формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная, причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность отвергалась вообще. Однако жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что для прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности. И сейчас в России идут реформы, в том числе и реформирование государственной собственности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

I. Сущность государственной собственности …………………………………..4

II. Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике …………………………………………………..…..10

III. Тенденции и перспективы развития государственной собственности ….19

Заключение …………………………………………………………………...….23

Список использованной литературы …………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

управление имуществом.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Становление структуры российского бизнеса  характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

     Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

     Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

     Реформирование  механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим  направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

     Еще одной проблемой в разгосударствлении собственности стало своевременное непринятие соответствующих нормативных актов. Так до сих пор затягивалось принятие нового Земельного кодекса Российской Федерации. Более того, ввиду преобладания в Государственной Думе РФ прокоммунистически настроенных депутатов, которые выступают против продажи земли и против приватизации крупных государственных предприятий, задерживается процесс принятия «современного и своевременного» законодательства.

     Однако  в Республике Татарстан был принят свой Земельный кодекс, в соответствии с которым, в республике начата программа продажи государственной недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений), что существенно пополняет бюджет республики, а также развивает рыночные отношения.

     Такие законы были приняты еще в нескольких республиках Российской Федерации, однако, по сути, этот вопрос по-прежнему остается нерешенным.

     Таким образом, в настоящее время, большой  проблемой по-прежнему является недостаточное  законодательное урегулирование отдельных  вопросов разгосударствления собственности.

     Еще одна важная проблема в развитии государственной  собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной  системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

     Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

     Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым  под силу использовать свободные  мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

     В преодолении монополизма может  играть положительную роль использование  опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные  законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914 г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

     В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии 25% [15, c. 211].  

    III. Тенденции и перспективы  развития государственной собственности 

     Любое государство структурирует отношения  собственности, исходя из соображений  экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При  этом основными подходами к решению  вопросов о приоритете тех или  иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам?

     Какова возможная сфера распространения государственной собственности в экономике?

     Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий  к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

     Прежде  всего, государственная собственность  наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

     Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

     В рекомендациях различных авторов (Нуреев В. М., Портной М. А.) доля государственной  собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

     Еще долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве России, и  этот сектор требует адекватной ему  системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

     Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование  и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

     Что касается развития государственной  собственности, то здесь, безусловно, широкие  возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.

     В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

     Так, принципиально важным для содержания государственной собственности  в условиях российской экономики  является вопрос о социально-экономическом  влиянии государства, являющегося  собственником.

     В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

     Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный  сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

     В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной  собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить  в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

     Еще одним направлением развития государственной  собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже  назрела и в ближайшее время  будет осуществлена.

     Будем надеяться, что в ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно при соблюдении всех условий) земельных участков, а также зданий, сооружений.

     Назревает и соответствующие изменения  в земельном и ином законодательстве.  

 

      Заключение 

     Можно констатировать, что в России сложился новый общественно-экономический строй, который характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким ростом дифференциации доходов населения.

     В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

     Одной из специфических черт сложившейся  в России структуры собственности  является то, что она остается связанной  с государством. До сих пор в  России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

     Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и  историческим опытом большинства стран  мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.  

 

Список использованной литературы 

  1. Бандурин  В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной  собственностью в условиях переходной экономики. - М.: «Наука и экономика». 2008.
  2. Браева Э.Х. Правовое регулирование государственной собственности в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  3. Государственная собственность в экономике России и других стран. / под ред. В.Н. Черковца. - М.: ТЕИС, - 2007.
  4. Т.В. Закупень Управление государственной собственностью в условиях реформирования российской экономики, «Журнал российского права», 2009, № 8
  5. Львов Д.С., Поршнев А.Ш. Управление социально экономическим развитием России. - М.: «Экономика», - 2008.
  6. Невзорова Е.Н. Государственное регулирование отношений собственности: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.
  7. Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управлений государственной собственностью в России. - М.: «Экономика», - 2002.
  8. Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.2002 г.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 9.09.2004 г. № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»
  10. Сусликов В.Н. Управленческие правоотношения в экономике региона: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
  11. Э.В.Талапина Вопросы организации управления государственной собственностью, «Журнал российского права», 2005, № 3
  12. Талапина Э.В. Управление государственной собственностью. - СПб.: Юридический центр Пресс, - 2008.
  13. Толстошеев В.В. Региональное экономическое право России. М., 2003;

Информация о работе Перспективы развития государственной собственности в РФ