Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:44, доклад
Мое сообщение о мотивации построено как набор парадоксов или противоречий. Это не значит, что мотивация представляет собой неразрешимую апорию. Это значит, что предпринимая какое-либо организационное управленческое действие, имеет смысл видеть все его стороны, даже те, которые находятся вне нашего управленческого контроля.
ПАРАДОКСЫ МОТИВАЦИИ
Мое
сообщение о мотивации
Стандартная мотивация – это представление о том, что чем больше благ получает от нас работник (и прежде всего денежных и материальных), тем выше его мотивация к труду. Опыт показывает, что такой закономерности на деле не существует.
Ответ на вопрос о резервах мотивации предполагает понимание того, что такое рост и при каких условиях он возможен. Любой рост, развитие внутренне противоречивы, потому что наталкиваются на борьбу старого, достигнутого уровня и нового, требуемого уровня.
Мы переживаем ситуацию, когда менеджменту брошен вызов. Это вызов системе со стороны индивидуальности.
Вызов состоит в том, что успех все больше начинает зависеть от человека, а не от структуры или системы, как это было раньше.
— Билл Гейтс говорит о том, что если уйдут 20 его ключевых сотрудников, то компанию Мicrosoft можно будет закрыть.
— Ключевые компетенции компании, за счет которых она выигрывает или хотя бы удерживается на рынке, со все возрастающей быстротой уходят из административно управляемой зоны и переходят в конкретных сотрудников, в их знания, умения, потенциал и т.п.
Почему разговор о мотивации вечен?
Потому что всем известно, что человек вообще и работник в частности способен творить чудеса, что потенциал человека вообще и работника в частности используется на ничтожное количество процентов.
Следовательно, встает вопрос, как извлечь этот потенциал из человека. При каких условиях он может давать сверхрезультаты?
Для работодателя это вопрос о капитализации человеческих ресурсов, об извлечении из них прибыли или добавочной ценности.
Деньги
в бизнесе превращаются в деньги
штрих. Прибавочная стоимость
Это главный вопрос для руководителей во всем мире на ближайшие 10 лет.
Выигрывать будет тот, кто сможет решить эту проблему.
Существующая ситуация: работодатель хочет – мотивирует – работник делает.
Идеальная ситуация – когда работник сам хочет - сам делает, и тогда его не надо мотивировать. Это называется само-мотивация или внутренняя мотивация. Управленческие затраты при этом сводятся к минимуму.
В жизни мы имеем дискретность, прерывистость мотивации. При этом в производственной ситуации мы предполагаем, что мотивация должна быть постоянной, континуальной.
Между тем источник мотивации един, что на работе, что в жизни. Изначальной является базовая мотивация к жизни.
Работодатель хочет, чтобы количество оплаченных часов равнялось количеству продуктивных часов. Однако в жизни количество прожитых часов далеко не равняется количеству осмысленно, результативно, активно прожитых часов, и мы принимаем это как должное.
Мы предполагаем, что человек может не решить проблему с мотивом жить (т.е. проблему со смыслом жизни), но он обязан решить проблему с мотивами к труду.
Противоречие между "хочу" и "вынужден".
«Хочу» работника предполагает его ответственность, энергию, целеустремленность.
«Вынужден» или «должен» работника предполагает передачу ответственности вовне (начальнику, государству, папе с мамой), отсутствие энергии, активности, целей. Мотивация к труду является только отражением базовой мотивации к жизни. Человек, который вынужденно живет, так же вынужденно и работает. Противоречие между обектным, внешним характером менеджмента или управленческого воздействия - и субъективностью мотивации человека.Говоря о мотивах человека, мы имеем ввиду чисто субъективную сферу – его желания, потребности, стремления, тягу, предпочтения, чувства и т.п.
Мотивация - это энергия желаний, заключенная в слове "хочу".
Строго говоря, управлять мотивацией другого человека невозможно напрямую, только косвенно. «Хочу» работника вне управления, с этим рождаются.
Вся американская система управления построена на отборе людей с "хочу". Задача – выявить на ранних стадиях кандидатов на выдвижение, а дальше продвигать их через систему кадрового резерва. Так в США капитализируется человеческий ресурс.
Честолюбец, амбициозный человек, преследующий собственные цели, выгоден организации больше, чем посредственный, пусть очень лояльный сотрудник.В организации практически нет зон, безразличных к мотивации. Все, что происходит и имеет место в организации, может носить либо мотивирующий, либо демотивирующий смысл для сотрудников - начиная от длины ног офис-менеджера, политики в области формирования компенсационного пакета и заканчивая цветом стен и качеством сантехники в туалете.Управление мотивацией предполагает, что менеджер отличается от специалиста тем, что управляет людьми, а не только бизнес-процессами.
Однако
психологически существует противоречие
между направленностью
При том, что никто не снимает с менеджера ответственности за результат и решение производственных задач, сегодня он фактически превращается в педагога для взрослых, т.е. в тренера или коуча.
Противоречие между наемным характером труда и инициативностью.
Это основное противоречие мотивации, коль скоро все мы существуем в условиях капитализма.
Для инициатора бизнеса работник – это средство для осуществления собственных целей. Цель бизнеса всегда принадлежит инициатору-собственнику, а отнюдь не наемному работнику.
Именно
поэтому проблема мотивации постоянна,
она никогда до конца не разрешима.
Мотивация находится в
Инициатору
бизнеса приходится постоянно прикладывать
усилия к тому, чтобы активизировать
у работника чувство