Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:31, доклад
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX - в начале XX века. К этому же времени относятся первые работы учёных и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор.
Менеджмент
выделился в самостоятельную
область человеческих знаний, в науку
в конце XIX - в начале XX века. К этому
же времени относятся первые работы
учёных и практиков, попытавшихся обобщить
накопленный в области
Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако из изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.
В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. Эти понятия 6yдут рассматриваться как находящиеся в следующей зависимо друг от друга (рис. 1):
Рис.
1 Соотношение понятий "управление",
"административная система " и "менеджмент
"
Административная система — это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.
Менеджмент — это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.
Управление с социологической точки зрения — это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением, и местом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибыли). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.
В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определения сущности управления:
· Функция, вид деятельности по руководству людьми:
1) системой отношений - это социальная иерархия, диапазон контроля, власть, ранг, статус, роли и т.п.
2)
формой взаимодействия – это
методы контроля (общий и детальный),
делегирование полномочий, стиль
руководства, конкуренция,
· Наука, область человеческого знания, помогающего осуществлять этот вид деятельности.
· Процесс (4 основных действия или функции): планирование, организация, мотивация, контроль.
· Определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
· Орган или аппарат управления.
Несмотря на обилие определений и подходов, главное, на чём сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления – руководство людьми, координация их деятельности для достижения целей.
Довольно
часто возникает вопрос: можно
ли считать английское понятие «менеджмент»
и русское «управление» синонимами?
Это одно и то же или нет? Выделяются
два подхода в решении этого
вопроса:
1.
Эти термины имеют сходство, но
существенно отличаются по
Русский термин «управление» по своему содержанию более широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».
2.
«Менеджмент» и «управление»
рассматриваются практически с
одних и тех же позиций,
Поэтому я придерживаюсь позиции, что между понятиями «менеджмент» и «управление» существует различие.
Информация о работе Отличие публичного управления от менеджмента