Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:55, творческая работа
Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером, которого является государство.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики»
______________________________
по дисциплине «Региональная экономика»
Под девизом: «Широка страна моя родная. Много в ней…».
Особые экономические зоны и их значение для СЗФО
Выполнил студент
Введение
Особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005
Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером, которого является государство.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринима-тельской деятельности:
Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
Предоставляется ряд налоговых преференций
Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами
Рассмотрим сущность и значение особых экономических зон для СЗФО на примере Калининградской ОЭЗ.
Калининградская область – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство природных ресурсов, геостратегическое положение – все это является надежной базой для эффективного решения социально-экономических вопросов, укрепления связей России с другими странами Европы.
В 1991 году в Калининградской области была создана свободная экономическая зона "Янтарь". В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе был закреплен федеральным законом.
1 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ«Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в регион, развития в регионе капиталоемких экспортноориентированных производств.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом,- режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.
Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны.
Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.
Следует отметить, что по росту промышленного производства в январе-ноябре 2010 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте.
Высокий темп роста индекса промышленного производства в 2010 году был достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств составил 144,9% против 79,1% за соответствующий период 2009 года, что оказалось самым высоким результатом по СЗФО (в 2009 году – 8 место).
Рост в обрабатывающих производствах отмечался практически по всем видам деятельности за исключением обработки древесины и производства изделий из дерева (-6,5%).
Кроме того, «в связи с развитием предприятий ООО «Автотор Холдинг», ОАО «ПСЗ «Янтарь», других калининградских предприятий судостроения и судоремонта» в 2,6 раза возросли объемы производства транспортных средств и оборудования.
Целью создания ОЭЗ на территории Зеленоградского района Калининградской области является формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона, развитие туризма и улучшение экологической обстановки в Калининградской области.
Туристско-рекреационный потенциал особой экономической зоны позволяет развивать экологический, культурно-познавательный, деловой, оздоровительный и другие виды туризма. Архитектурная концепция всего курорта направлена на достижение полной гармонии с природой. Для создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в границах национального парка «Куршская коса» выделены 4 участка общей площадью 282 га.
Участок № 1 (корень косы) расположен на площади 37 га. В границах первого участка при въезде в Национальный парк предлагается разместить две трехэтажные стоянки для частного автотранспорта, объекты питания и торговли, пункты проката велосипедов и водного снаряжения, информационные и экскурсионные центры. Также на территории участка создадут сеть пешеходных дорожек – терренкуров. Пляжная полоса будет оборудована почвозащитными настилами, солнцезащитными зонтами, душевыми.
Участок № 2 (п. Рыбачий) расположен на площади 160 га. На втором участке расположен гостиничный комплекс для туристов, состоящий из мини-кварталов, с озелененной автостоянкой. В центре комплекса – административно-деловой центр, ресторан, кафе, офисные помещения, информационный центр, пункты проката.
Участок № 3 (п. Морское) расположен на площади 20 га. Территория участка ОЭЗ предназначена для комфортного отдыха на открытом воздухе в любое время года. В существующем плотном зеленом массиве предлагается создать разнообразные прогулочные маршруты, организовать тропиночную сеть, оборудованную защитным настилами. Участок № 4 (п. Морское) расположен на площади 65 га. На участке в плотном зеленом массиве будет построен комфортный гостиничный комплекс класса «5 звезд».
Заключение
На мой взгляд, в экономическом плане Калининградскую область необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством и современными технологиями, как это с успехом сделал у себя наш северный сосед - Финляндия. Там всего за шесть лет экономика перешла на постиндустриальный тип. При том, что в Финляндии практически отсутствует собственная наука, они сумели создать и развить рынок новых технологий. Примером здесь может быть продукция компании Nokia, которая известна и уважаема во всем мире. Если наша страна пойдет этим же путем, мы не хуже наших соседей сможем производить качественные и конкурентоспособные товары.
Мы должны использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире. Но до сих пор мы не имеем рынка интеллектуальной собственности и не получаем дохода от научного прикладного бизнеса, который является самым прибыльным. А базой для развития такого бизнеса может и должно стать малое и среднее предпринимательство в сфере производства, высокотехнологичный, высокоэффективный инновационный малый бизнес.
Что касается развития транспортных узлов и особенно морских портов в регионе, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции.
Не надо забывать и о том, что географические, климатические и исторические особенности Калининградской области – это хорошая площадка для развития туристических и санаторно-лечебных услуг.
И поэтому, сегодня стоит главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом региона.
Многоотраслевая специализация Северо-Запада предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. СЗФО — крупнейший в европейской части страны поставщик своей продукции основных отраслей рыночной специализации, импортёр оборудования для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса. И поэтому развитие особых экономических зон несет за собой колоссальное значение.
1. Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона / Е. В. Броило / / / ЭКО. - 2007. - N. 2. - С. 51-61
2. Винокуров А. А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития / А. А. Винокуров // Региональная экономика: теория и практика. - 2008.
3. Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
4. Куршская Коса. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://kaliningrad.oao-oez.ru/
5. Северо-Западный федеральный округ : особенности и направления регионального развития[Электронный ресурс]. – режим доступа: http://nwapa.spb.ru: 20.04.2012г.
8
Информация о работе Особые экономические зоны и их значение для СЗФО