Особенности японского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Японские специалисты в области менеджмента сформулировали ряд основных принципов управления. К ним относятся следующие:
— система пожизненного найма;
— ротация по кругу (система должностного продвижения) ;
— организация начитается с обоснования цели;
— человек не только средство для достижения цели, человек сам — цель управления;
— ориентация на развитие организации;
— философия фирмы обязательна для всех;

Содержание

I. Японские принципы управления.
II. Японская философия управления.
III. Японские методы управления производством.
IV. Японские методы управления качеством.

Работа содержит 1 файл

Реферат по менеджменту на тему.docx

— 38.94 Кб (Скачать)

Урок второй. Производство методом «точно во время» позволяет  выявить проблемы, которые в иных условиях не видны из-за избыточных запасов и лишнего персонала.

Концепция «точно во время» составляет сердцевину системы управления производством. Идея проста: производить  и поставлять готовые изделия  как раз к моменту их реализации, комплектующие узлы — к моменту  сборки изделий, отдельные детали —  к моменту сборки узлов, материалы  — к моменту изготовления деталей.

«Канбан» чисто японское слово и означает «карточка» или визуальная система записи. «Канбан» — усовершенствованная система, применяемая в компании «Тоёта», при которой заказ на изготовление деталей заносится на специальную карточку.

Система «канбан» предусматривает выпуск изделий мелкими партиями, сокращение времени переналадок оборудования и приспособлений, сокращение затрат при отгрузке, поставке, получении (однодневные поставки осуществляются по заказам по телефону, несколько раз в день небольшими партиями), полный отказ от каких-либо запасов.

Наличие крупных партий узлов  и деталей скрывает причины появления  дефектов и брака. Когда размер партий сокращается, причины брака обнажаются.

Стоит обеспечить надлежащую видимость — и каждый будет  стремиться выбрать правильный курс. Здесь применяется методика «вытягивания»  деталей и узлов в противовес практике «выталкивания».

Эффективность системы «точно во время» определяется рядом факторов. Во-первых, обеспечивается повышение эффективности производства за счет сокращения запасов, отходов и косвенных издержек, уменьшаются прямые затраты труда на переделку. Кроме того, сокращаются потребности в складских помещениях, оборудовании, механизмах, рабочей силы, затраты на транспортировку грузов, потребности в контроле и бухгалтерском учете, в обработке информации. Снижаются управленческие расходы.

Во-вторых, извлекаются дополнительные выгоды от изучения конъюнктуры рынка  и прогнозирования ее изменения, связанные с размерами закупок и поставок, сроками поставок и др.

В-третьих, постоянное повторение цикла (сокращение запасов, улучшение  качества, рост производительности и  т. д.) в конечном счете означает, что товары становятся все более дешевыми и качественными.

В-четвертых, ценовая тактика  японских фирм заключается в ориентации на низкую норму прибыли. Невысокие затраты и низкая норма прибыли приводят к приемлемым ценам, что позволяет заключать все новые и новые контракты, а это влечет за собой развитие производства и стимулирует рост объемов выпуска. Величина валовой прибыли высока ввиду повышения объема продаж.

Второй урок можно сформулировать следующим образом: избегайте излишеств, потерь, неравномерности.

Урок третий. Качество начинается с организации производства. Необходимо, чтобы весь персонал компании выработал привычку совершенствовать качество. Задача состоит в том, чтобы все сразу делать правильно. Ответственность возлагается на самих изготовителей. Это базовый принцип японского подхода. Он основывается на следующих положениях:

— массовое обучение персонала;

— организация кружков  качества;

— выработка целей, привычка к улучшению и стремление к  совершенству.

Рабочим предоставляется  право останавливать линию конвейера (применяя желтый и красный сигналы).

Принципы, способствующие дальнейшему  повышению качества:

— производство мелкими партиями;

— порядок на рабочем месте;

— запланированная недогрузка;

— ежедневная проверка состояния  оборудования.

«Качество — прежде всего» — это не просто лозунг, а стратегия  организации производства и всего  персонала — снизу доверху.

Урок четвертый. Культурные различия наций не являются препятствием. Применение метода способствует изменению  отношения рабочих к труду  и управляющих к своей деятельности.

Урок пятый. «Стремитесь  к упрощениям, и товары польются рекорд». Смысл: упрощайте производственную структуру предприятия, ломайте границы между технологически специализированными цехами.

Урок шестой. Гибкость открывает  двери к успеху. Гибкость производства, его быстрая приспособляемость к условиям рынка — фундамент положения. Отсюда — выпуск смешанных моделей, гибкое использование высококвалифицированной рабочей силы (многопрофильных рабочих). Гибкое использование рабочей силы — ключ к эффективному управлению ресурсами.

Урок седьмой. Не берите сразу  слишком большой груз: лучше совершить  несколько путешествий (речь идет о  закупках материалов, снижении издержек, точном соблюдении объема, сроков поставок и доставки грузов). Японские покупатели стремятся к одному поставщику одного изделия.

Закупки из одного источника: фирма, 60% поставок которой предназначается  для одного покупателя, приложит все усилия, чтобы угодить партнеру, чтобы не имел дела с другими фирмами. Еще одна формулировка: заставляйте своих поставщиков осуществлять поставки ежедневно или еще чаще.

Урок восьмой. Большой  упор на самоусовершенствование. Меньше программ, меньше вмешательства со стороны специалистов. Кружки качества сочетаются с получением рабочими смежных профессий и ротацией рабочих и управляющих.

Японцы не открыли ничего нового и не внесли никаких поправок в старые представления о линейном и штабном персонале. Они просто придерживаются желания помочь линейным руководителям и рабочим улучшить свою работу. Поэтому производственный персонал обучают и готовят так, чтобы сделать знатоками своего дела и вовремя перемещают его, чтобы работники смогли самоусовершенствоваться. Они все делают в соответствии с наукой. И снова подчеркивается та же мысль: фирма не нуждается в большом числе реализуемых или управляемых специалистами программ, управляющие производством и рабочие могут справиться сами.

Урок девятый. Простота —  это естественное состояние. Стремление к дебюрократизации, к устранению излишнего бумаготворчества там, где можно обойтись устным распоряжением и телефонным разговором, отказ от ненужных административных звеньев.

Простота японской системы  не терпит излишних органов и бюрократической волокиты. Японцы все больше прибегают к простым и ясным решениям. Основной девиз: упрощать и сокращать.

Немаловажное значение имеет  и выбор времени перемен — символично, что в «Тоёте» эта система зародилась во время настоящего кризиса, под угрозой банкротства.

 

IV. Японские  методы  управления качеством

Эти методы подробно изложены в одноименной книге крупного японского специалиста Каору Исикава — президента технологического института в Токио.

Один японский менеджер говорил: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, оборудование и сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди».

Этим он дал одно из самых  лучших объяснений стабильности японской экономики.

Можно по-разному объяснять  экономические достижения в Японии, но в конечном итоге на первое место надо поставить человеческий потенциал. Японские менеджеры каким-то образом обнаружили секрет овладения энергией людей и использования их резервов с большей эффективностью, чем кто бы то ни было. В значительной мере этому способствовала система управления качеством.

В японском языке есть несколько  близких по значению слов, обозначающих «управление» — «кейе», «кан-ри», «кансей», «тосей», аналогичных понятию «менеджмент», который в общем виде подразумевает необходимость установления цели, постановку задачи и нахождение пути к ее эффективному достижению и решению. В Японию менеджмент пришел с Запада, но здесь он имеет свою специфику, связанную с национальными традициями и условиями культурного развития.

Как осуществлять управление качеством?

Необходимо следовать  формуле: «планируй — делай — проверяй — воздействуй». Это называется «круг управления», который помогает двигаться в правильная направлении. Он состоит из 6 секторов, т. е. предполагается шесть комплексов мероприятий:

1. Определение целей и  задач.

2. Определение способов  достижения целей.

3. Обучение и подготовка  кадров.

4. Выполнение работ.

5. Проверка результатов  выполненных работ.

6. Осуществление соответствующих  управляющих воздействий.

Что мешает управлению и совершенствованию?  

Как правило, все дело в  людях, в частности в их неправильной позиции. К ним относятся:

1. Пассивные руководители  высшего звена, их желание уйти от ответственности.

2. Те, кто считает, что  все обстоит хорошо и нет никаких проблем.

3. Те, кто считает свою  фирму самой лучшей.

4. Полагающиеся на свой  скудный опыт, считающие, что самыми  лучшими путями к достижению  целей являются те, которые им хорошо известны.

5. Те, кто думает только  о себе или о своем подразделении.

6. Кто не желает слушать  мнения других.

7. Кто любыми путями  стремится выдвинуться и заботится только о собственном благополучии.

8. Отчаяние, ревность, зависть.

9. Те, кто закрывает глаза  на внешний мир, на происходящее  вне их непосредственного окружения.

Для борьбы с такими вредными позициями требуется убежденность, дух сотрудничества, энтузиазм и  стремление к нововведениям.

Что такое обеспечение  качества?

Это означает гарантирование такого уровня качества продукции, которое позволяет потребителю с уверенностью приобретать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя: оправдывать его доверие и удовлетворять его запросы. Имеет большое значение и организация сервисного обслуживания. Принципы обеспечения качества следующие:

1. Обеспечение качества, основанное  на контроле.

2. Обеспечение качества, основанное  на управлении производственным  процессом.

3. Обеспечение качества  на стадии разработки новых  видов продукции.

Фирмы Японии, находящиеся  на передовых рубежах науки и  техники, ставят перед собой следующие  задачи:

1. Процветание и высокая  репутация фирмы.

2. Объединение усилий всех  работников, достижение всеобщего  участия в решении задач, создание  согласованно действующей системы.

3. Завоевание доверия заказчиков  и потребителей.

4. Творческий подход к  разработке новой продукции (оригинальная  технология).

5. Эффективное административное  управление качеством.

6. Уважение личности, обучение  всех работников фирмы, культура  производства, передача традиций  следующему поколению.

7. Использование статистических  методов управления качеством.

Главное правило: «Лицо фирмы  определяется ее работниками».

Под административным управлением  понимается: организация производства, изучение затрат времени, улучшение рынка, управление закупками, функционально-стоимостной анализ, стандартизация, подготовка кадров, учет затрат и т. д.

Прежде всего должны учитываться интересы персонала, а затем удовлетворяться запросы потребителей.

Эта важнейшая задача решается с помощью трех основных средств: качество, цена (затраты и прибыль), количество (сроки поставки).

Принцип «качество прежде всего» подтверждается с помощью  следующих правил :

1. Управление качеством  начинается с подготовки кадров  и этим заканчивается. 

2. Следующий этап производственного  процесса — потребитель твоей  продукции.                  

3. Полезность сотрудника  определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностью фирмы в этом сотруднике (его качества: быстрота реакции, сообразительность, инициатива).

4. Состоявшимся руководителем  можно назвать того, кто способен  управлять и вышестоящим по  должности (без злоупотреблений).

5. Наделение подчиненных  правами стимулирует всестороннее развитие их способностей и активизирует их творческие возможности (хорошо знать стратегию, практическую политику фирмы).

6. Достоверность информации  руководителей всех звеньев.

7. Ответственность за деятельность  кружков качества.

8. Сотрудничество и связь  с другими отделами (горизонтальные связи).

9. Ориентация на перспективу  (глава фирмы — на 10 лет, зам.  руководителя — 5 лет, начальник  отдела — 3 года).

Основой деятельности кружков  качества является содействие совершенствованию и развитию предприятия и его подразделений, создание здоровой, творческой и доброжелательной  атмосферы  на  рабочем  участке, всестороннее развитие способностей работников и как результат — использование их в интересах фирмы.

Принципами деятельности кружков качества являются: добровольность; саморазвитие; групповая деятельность; участие служащих; взаимосвязь с рабочим местом; деловая активность; непрерывность функционирования; взаиморазвитие; атмосфера новаторства и творческого поиска; осознание важности этого занятия.

Изучая практический опыт работы японских фирм, можно отметить, что на первый взгляд ничего особенного в деятельности их менеджеров нет, но в том-то и состоит «изюминка» японского менеджмента. Успех японцев в том, что они все делают, как того требуют принципы, как полагается, «как учили», с соблюдением всех требований человеческих и деловых отношений, четко выполняют инструкции.

В нашей же стране практически  все знают правила дорожного  движения, но мало кто их соблюдает. Так и в управлении: знаем, как  надо делать, но действуем совсем не так.

 

Литература 

1.  Сульповар Л. Б., Маннапов Р. Г.    

 “Менеджмент наука  и искусство управления бизнесом.”

2.  Комир Ю. Д.     

 “Техника эффективного  делового общения.”

3.  Щербаков В. И.     

 “Новый подход к  управлению.”

4.  Шекшня С. В.    

 “Управление персоналом  современной организации.”


Информация о работе Особенности японского менеджмента