Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:47, реферат
Японские специалисты в области менеджмента сформулировали ряд основных принципов управления. К ним относятся следующие:
— система пожизненного найма;
— ротация по кругу (система должностного продвижения) ;
— организация начитается с обоснования цели;
— человек не только средство для достижения цели, человек сам — цель управления;
— ориентация на развитие организации;
— философия фирмы обязательна для всех;
I. Японские принципы управления.
II. Японская философия управления.
III. Японские методы управления производством.
IV. Японские методы управления качеством.
Урок второй. Производство методом «точно во время» позволяет выявить проблемы, которые в иных условиях не видны из-за избыточных запасов и лишнего персонала.
Концепция «точно во время» составляет сердцевину системы управления производством. Идея проста: производить и поставлять готовые изделия как раз к моменту их реализации, комплектующие узлы — к моменту сборки изделий, отдельные детали — к моменту сборки узлов, материалы — к моменту изготовления деталей.
«Канбан» чисто японское слово и означает «карточка» или визуальная система записи. «Канбан» — усовершенствованная система, применяемая в компании «Тоёта», при которой заказ на изготовление деталей заносится на специальную карточку.
Система «канбан» предусматривает выпуск изделий мелкими партиями, сокращение времени переналадок оборудования и приспособлений, сокращение затрат при отгрузке, поставке, получении (однодневные поставки осуществляются по заказам по телефону, несколько раз в день небольшими партиями), полный отказ от каких-либо запасов.
Наличие крупных партий узлов и деталей скрывает причины появления дефектов и брака. Когда размер партий сокращается, причины брака обнажаются.
Стоит обеспечить надлежащую видимость — и каждый будет стремиться выбрать правильный курс. Здесь применяется методика «вытягивания» деталей и узлов в противовес практике «выталкивания».
Эффективность системы «точно во время» определяется рядом факторов. Во-первых, обеспечивается повышение эффективности производства за счет сокращения запасов, отходов и косвенных издержек, уменьшаются прямые затраты труда на переделку. Кроме того, сокращаются потребности в складских помещениях, оборудовании, механизмах, рабочей силы, затраты на транспортировку грузов, потребности в контроле и бухгалтерском учете, в обработке информации. Снижаются управленческие расходы.
Во-вторых, извлекаются дополнительные выгоды от изучения конъюнктуры рынка и прогнозирования ее изменения, связанные с размерами закупок и поставок, сроками поставок и др.
В-третьих, постоянное повторение цикла (сокращение запасов, улучшение качества, рост производительности и т. д.) в конечном счете означает, что товары становятся все более дешевыми и качественными.
В-четвертых, ценовая тактика японских фирм заключается в ориентации на низкую норму прибыли. Невысокие затраты и низкая норма прибыли приводят к приемлемым ценам, что позволяет заключать все новые и новые контракты, а это влечет за собой развитие производства и стимулирует рост объемов выпуска. Величина валовой прибыли высока ввиду повышения объема продаж.
Второй урок можно сформулировать следующим образом: избегайте излишеств, потерь, неравномерности.
Урок третий. Качество начинается с организации производства. Необходимо, чтобы весь персонал компании выработал привычку совершенствовать качество. Задача состоит в том, чтобы все сразу делать правильно. Ответственность возлагается на самих изготовителей. Это базовый принцип японского подхода. Он основывается на следующих положениях:
— массовое обучение персонала;
— организация кружков качества;
— выработка целей, привычка к улучшению и стремление к совершенству.
Рабочим предоставляется
право останавливать линию
Принципы, способствующие дальнейшему повышению качества:
— производство мелкими партиями;
— порядок на рабочем месте;
— запланированная недогрузка;
— ежедневная проверка состояния оборудования.
«Качество — прежде всего» — это не просто лозунг, а стратегия организации производства и всего персонала — снизу доверху.
Урок четвертый. Культурные
различия наций не являются препятствием.
Применение метода способствует изменению
отношения рабочих к труду
и управляющих к своей
Урок пятый. «Стремитесь к упрощениям, и товары польются рекорд». Смысл: упрощайте производственную структуру предприятия, ломайте границы между технологически специализированными цехами.
Урок шестой. Гибкость открывает двери к успеху. Гибкость производства, его быстрая приспособляемость к условиям рынка — фундамент положения. Отсюда — выпуск смешанных моделей, гибкое использование высококвалифицированной рабочей силы (многопрофильных рабочих). Гибкое использование рабочей силы — ключ к эффективному управлению ресурсами.
Урок седьмой. Не берите сразу слишком большой груз: лучше совершить несколько путешествий (речь идет о закупках материалов, снижении издержек, точном соблюдении объема, сроков поставок и доставки грузов). Японские покупатели стремятся к одному поставщику одного изделия.
Закупки из одного источника: фирма, 60% поставок которой предназначается для одного покупателя, приложит все усилия, чтобы угодить партнеру, чтобы не имел дела с другими фирмами. Еще одна формулировка: заставляйте своих поставщиков осуществлять поставки ежедневно или еще чаще.
Урок восьмой. Большой упор на самоусовершенствование. Меньше программ, меньше вмешательства со стороны специалистов. Кружки качества сочетаются с получением рабочими смежных профессий и ротацией рабочих и управляющих.
Японцы не открыли ничего нового и не внесли никаких поправок в старые представления о линейном и штабном персонале. Они просто придерживаются желания помочь линейным руководителям и рабочим улучшить свою работу. Поэтому производственный персонал обучают и готовят так, чтобы сделать знатоками своего дела и вовремя перемещают его, чтобы работники смогли самоусовершенствоваться. Они все делают в соответствии с наукой. И снова подчеркивается та же мысль: фирма не нуждается в большом числе реализуемых или управляемых специалистами программ, управляющие производством и рабочие могут справиться сами.
Урок девятый. Простота — это естественное состояние. Стремление к дебюрократизации, к устранению излишнего бумаготворчества там, где можно обойтись устным распоряжением и телефонным разговором, отказ от ненужных административных звеньев.
Простота японской системы не терпит излишних органов и бюрократической волокиты. Японцы все больше прибегают к простым и ясным решениям. Основной девиз: упрощать и сокращать.
Немаловажное значение имеет и выбор времени перемен — символично, что в «Тоёте» эта система зародилась во время настоящего кризиса, под угрозой банкротства.
IV. Японские методы управления качеством
Эти методы подробно изложены в одноименной книге крупного японского специалиста Каору Исикава — президента технологического института в Токио.
Один японский менеджер говорил: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, оборудование и сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди».
Этим он дал одно из самых лучших объяснений стабильности японской экономики.
Можно по-разному объяснять экономические достижения в Японии, но в конечном итоге на первое место надо поставить человеческий потенциал. Японские менеджеры каким-то образом обнаружили секрет овладения энергией людей и использования их резервов с большей эффективностью, чем кто бы то ни было. В значительной мере этому способствовала система управления качеством.
В японском языке есть несколько близких по значению слов, обозначающих «управление» — «кейе», «кан-ри», «кансей», «тосей», аналогичных понятию «менеджмент», который в общем виде подразумевает необходимость установления цели, постановку задачи и нахождение пути к ее эффективному достижению и решению. В Японию менеджмент пришел с Запада, но здесь он имеет свою специфику, связанную с национальными традициями и условиями культурного развития.
Как осуществлять управление качеством?
Необходимо следовать формуле: «планируй — делай — проверяй — воздействуй». Это называется «круг управления», который помогает двигаться в правильная направлении. Он состоит из 6 секторов, т. е. предполагается шесть комплексов мероприятий:
1. Определение целей и задач.
2. Определение способов достижения целей.
3. Обучение и подготовка кадров.
4. Выполнение работ.
5. Проверка результатов выполненных работ.
6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий.
Что мешает управлению и совершенствованию?
Как правило, все дело в людях, в частности в их неправильной позиции. К ним относятся:
1. Пассивные руководители высшего звена, их желание уйти от ответственности.
2. Те, кто считает, что все обстоит хорошо и нет никаких проблем.
3. Те, кто считает свою фирму самой лучшей.
4. Полагающиеся на свой скудный опыт, считающие, что самыми лучшими путями к достижению целей являются те, которые им хорошо известны.
5. Те, кто думает только
о себе или о своем
6. Кто не желает слушать мнения других.
7. Кто любыми путями
стремится выдвинуться и
8. Отчаяние, ревность, зависть.
9. Те, кто закрывает глаза
на внешний мир, на
Для борьбы с такими вредными
позициями требуется
Что такое обеспечение качества?
Это означает гарантирование такого уровня качества продукции, которое позволяет потребителю с уверенностью приобретать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя: оправдывать его доверие и удовлетворять его запросы. Имеет большое значение и организация сервисного обслуживания. Принципы обеспечения качества следующие:
1. Обеспечение качества, основанное на контроле.
2. Обеспечение качества, основанное
на управлении
3. Обеспечение качества на стадии разработки новых видов продукции.
Фирмы Японии, находящиеся на передовых рубежах науки и техники, ставят перед собой следующие задачи:
1. Процветание и высокая репутация фирмы.
2. Объединение усилий всех
работников, достижение всеобщего
участия в решении задач,
3. Завоевание доверия заказчиков и потребителей.
4. Творческий подход к
разработке новой продукции (
5. Эффективное административное управление качеством.
6. Уважение личности, обучение
всех работников фирмы,
7. Использование статистических методов управления качеством.
Главное правило: «Лицо фирмы определяется ее работниками».
Под административным управлением понимается: организация производства, изучение затрат времени, улучшение рынка, управление закупками, функционально-стоимостной анализ, стандартизация, подготовка кадров, учет затрат и т. д.
Прежде всего должны учитываться интересы персонала, а затем удовлетворяться запросы потребителей.
Эта важнейшая задача решается с помощью трех основных средств: качество, цена (затраты и прибыль), количество (сроки поставки).
Принцип «качество прежде всего» подтверждается с помощью следующих правил :
1. Управление качеством
начинается с подготовки
2. Следующий этап
3. Полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностью фирмы в этом сотруднике (его качества: быстрота реакции, сообразительность, инициатива).
4. Состоявшимся руководителем
можно назвать того, кто способен
управлять и вышестоящим по
должности (без
5. Наделение подчиненных
правами стимулирует
6. Достоверность информации руководителей всех звеньев.
7. Ответственность за
8. Сотрудничество и связь с другими отделами (горизонтальные связи).
9. Ориентация на перспективу (глава фирмы — на 10 лет, зам. руководителя — 5 лет, начальник отдела — 3 года).
Основой деятельности кружков качества является содействие совершенствованию и развитию предприятия и его подразделений, создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке, всестороннее развитие способностей работников и как результат — использование их в интересах фирмы.
Принципами деятельности кружков качества являются: добровольность; саморазвитие; групповая деятельность; участие служащих; взаимосвязь с рабочим местом; деловая активность; непрерывность функционирования; взаиморазвитие; атмосфера новаторства и творческого поиска; осознание важности этого занятия.
Изучая практический опыт работы японских фирм, можно отметить, что на первый взгляд ничего особенного в деятельности их менеджеров нет, но в том-то и состоит «изюминка» японского менеджмента. Успех японцев в том, что они все делают, как того требуют принципы, как полагается, «как учили», с соблюдением всех требований человеческих и деловых отношений, четко выполняют инструкции.
В нашей же стране практически все знают правила дорожного движения, но мало кто их соблюдает. Так и в управлении: знаем, как надо делать, но действуем совсем не так.
Литература
1. Сульповар Л. Б., Маннапов Р. Г.
“Менеджмент наука
и искусство управления
2. Комир Ю. Д.
“Техника эффективного делового общения.”
3. Щербаков В. И.
“Новый подход к управлению.”
4. Шекшня С. В.
“Управление персоналом современной организации.”