Особенности японского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:47, реферат

Описание работы

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам.

Содержание

1. Введение

2. Принципы японского управления.

3. Японские методы управления производством

4. Управление трудовыми ресурсами в Японии.

5.Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

этика бизнеса.docx

— 40.33 Кб (Скачать)

     Эффективность системы «точно во время» определяется рядом факторов. Во-первых, обеспечивается повышение эффективности производства за счет сокращения запасов, отходов и косвенных издержек, уменьшаются прямые затраты труда на переделку. Кроме того, сокращаются потребности в складских помещениях, оборудовании, механизмах, рабочей силы, затраты на транспортировку грузов, потребности в контроле и бухгалтерском учете, в обработке информации. Снижаются управленческие расходы.

     Во-вторых, извлекаются дополнительные выгоды от изучения конъюнктуры рынка и  прогнозирования ее изменения, связанные с размерами закупок и поставок, сроками поставок и др.

     В-третьих, постоянное повторение цикла (сокращение запасов, улучшение качества, рост производительности и т. д.) в конечном счете означает, что товары становятся все более  дешевыми и качественными.

     В-четвертых, ценовая тактика японских фирм заключается в ориентации на низкую норму прибыли. Невысокие затраты и низкая норма прибыли приводят к приемлемым ценам, что позволяет заключать все новые и новые контракты, а это влечет за собой развитие производства и стимулирует рост объемов выпуска. Величина валовой прибыли высока ввиду повышения объема продаж.

     Второй  урок можно сформулировать следующим  образом: избегайте излишеств, потерь, неравномерности.

     Урок  третий. Качество начинается с организации производства. Необходимо, чтобы весь персонал компании выработал привычку совершенствовать качество. Задача состоит в том, чтобы все сразу делать правильно. Ответственность возлагается на самих изготовителей. Это базовый принцип японского подхода. Он основывается на следующих положениях:

     — массовое обучение персонала;

     — организация кружков качества;

     — выработка целей, привычка к улучшению и стремление к совершенству.

     Рабочим предоставляется право останавливать  линию конвейера (применяя желтый и  красный сигналы).

     Принципы, способствующие дальнейшему повышению  качества:

     — производство мелкими партиями;

     — порядок на рабочем месте;

     — запланированная недогрузка;

     — ежедневная проверка состояния оборудования.

     «Качество — прежде всего» — это не просто лозунг, а стратегия организации производства и всего персонала — снизу доверху.

     Урок  четвертый. Культурные различия наций не являются препятствием. Применение метода способствует изменению отношения рабочих к труду и управляющих к своей деятельности.

     Урок  пятый. «Стремитесь к упрощениям, и товары польются рекорд». Смысл: упрощайте производственную структуру предприятия, ломайте границы между технологически специализированными цехами.

     Урок  шестой. Гибкость открывает двери к успеху. Гибкость производства, его быстрая приспособляемость к условиям рынка — фундамент положения. Отсюда — выпуск смешанных моделей, гибкое использование высококвалифицированной рабочей силы (многопрофильных рабочих). Гибкое использование рабочей силы — ключ к эффективному управлению ресурсами.

     Урок  седьмой. Не берите сразу слишком большой груз: лучше совершить несколько путешествий (речь идет о закупках материалов, снижении издержек, точном соблюдении объема, сроков поставок и доставки грузов). Японские покупатели стремятся к одному поставщику одного изделия.

     Закупки из одного источника: фирма, 60% поставок которой предназначается для одного покупателя, приложит все усилия, чтобы угодить партнеру, чтобы не имел дела с другими фирмами. Еще одна формулировка: заставляйте своих поставщиков осуществлять поставки ежедневно или еще чаще.

     Урок  восьмой. Большой упор на самоусовершенствование. Меньше программ, меньше вмешательства со стороны специалистов. Кружки качества сочетаются с получением рабочими смежных профессий и ротацией рабочих и управляющих.

     Японцы  не открыли ничего нового и не внесли никаких поправок в старые представления о линейном и штабном персонале. Они просто придерживаются желания помочь линейным руководителям и рабочим улучшить свою работу. Поэтому производственный персонал обучают и готовят так, чтобы сделать знатоками своего дела и вовремя перемещают его, чтобы работники смогли самоусовершенствоваться. Они все делают в соответствии с наукой. И снова подчеркивается та же мысль: фирма не нуждается в большом числе реализуемых или управляемых специалистами программ, управляющие производством и рабочие могут справиться сами.

     Урок  девятый. Простота — это естественное состояние. Стремление к дебюрократизации, к устранению излишнего бумаготворчества там, где можно обойтись устным распоряжением и телефонным разговором, отказ от ненужных административных звеньев.

     Простота  японской системы не терпит излишних органов и бюрократической волокиты. Японцы все больше прибегают к простым и ясным решениям. Основной девиз: упрощать и сокращать.

     Немаловажное  значение имеет и выбор времени  перемен — символично, что в «Тоёте» эта система зародилась во время настоящего кризиса, под угрозой банкротства. 

Управление  трудовыми ресурсами  в Японии.

     Основа  японского менеджмента — это  управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские руководители и специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействия на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии эффективные социально-психологические методы.

     В основном система управления трудовыми  ресурсами в Японии сходна с американской. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы  последние  работали максимально  эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др.

     Но  существует и большая разница  между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Сильное отождествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его даже до жертвенности  интересам фирмы. 
 
 
 

                       Управление персоналом

     Обычно  управление включает четыре основные функции: планирование, организация, мотивация  и контроль. Ключевым аспектом японского  менеджмента является управление персоналом. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство – люди.

     Именно  эффективное управление человеческими  ресурсами, которые, по мнению японских специалистов, остаются единственными неисчерпаемыми  
ресурсами, обеспечивают достижение высокого качества продукции и конкурентоспособности японской продукции и технологий на международном рынке.

     То  ключевое значение, которое придается  этому направлению японского менеджмента, является признанием и осознанием факта, что именно оно является фундаментом успехов фирмы во всех остальных аспектах и направлениях управления.

     Более того, основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмами строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функций. Эта особенность японского  управления стала основополагающей.

     Поэтому в японских фирмах с течением времени  сложилась развитая концептуальная схема управления человеческими  ресурсами, которую можно представить в виде следующей таблицы. 

     Стратегия      Концептуальные  установки            Методы      
 
      
Преимущественная 
ориентация  на 
эффективное

     использование 
"человеческого фактора" в  
управлении

 
 
     Система долгосрочного (пожизненного) найма 
 

     Развитая  система морально-психологического и материального стимулирования 
 

     Развитая  система интеграции персонала 
 
 
 

     
     Медленное продвижение по лестнице (принцип "старшинства")

     Комплексная система оценки эффективности

     Горизонтальная  ротация кадров 

     Ориентация  на групповые методы работы

     Взаимозаменяемость  кадров. Универсализм в профессиональной подготовке. 

     Постоянная  переподготовка кадров по принципу "сверху вниз"

     Развитая  система коммуникации     и взаимодействия

     Внешнее сглаживание социальных различий между  руководством        и  рабочими

     Консультативный (групповой) характер принятия решений

     Повышенное  внимание к работнику

     Японский  служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так  и рядовые исполнители считают  себя представителями корпорации. В  Японии каждый работающий убежден, что  он важное и необходимое лицо для  своей компании - это одно из проявлений отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его  занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут  дни отдыха, и часто не полностью  используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым проявляя свою преданность компании.

     Теоретически, чем дольше человек работает в  организации, тем сильнее должно быть его самоотождествление с  ней. Японские корпорации гарантируют своим  служащим работу и используют систему  вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить  уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового  стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма  основана на гарантии занятости работника  и на гарантии его продвижения. В  свою очередь, каждый служащий или рядовой  работник получает удовлетворение от  собственной  эффективности в  работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены.

     Японские  рабочие трудятся методично и  преданно. Они пунктуальны. Возможно лишь небольшое расслабление в последние  полчаса работы. У японских рабочих  природная любовь к чистоте и  элегантности. У них очень развито  чувство долга. Они гордятся своим  мастерством. Они получают огромное удовлетворение от хорошо сделанной работы и чувствуют себя несчастливыми в случае неудачи. У них нет чувства, что их эксплуатирует фирма. Японским рабочим не возбраняется выражать гордость за свою работу, так же, как и выражать свою преданность фирме.  

     Управленческие  решения, стиль и  концепция 
                                  управления
 

     Одно  из центральных мест в деятельности руководителей занимает процесс  принятия решений. Руководство любой  целенаправленной, сознательной и организованной деятельностью в конечном счете сводится к подготовке, выработке и реализации решений. В частном случае принятые решения реализуются как управляющие, корректирующие воздействия, посредством которых и реализуется управление в узком смысле этого слова. Но если рассматривать руководство организации, фирмами в более широком аспекте, то нетрудно заметить, что принятие решений — неотъемлемый и доминирующий процесс при осуществлении любой из отдельных функций     управления.

Информация о работе Особенности японского менеджмента