Особенности Возникновения и Развитие Менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:44, реферат

Описание работы

Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные понятия в менеджменте
1.1. Понятие менеджмента на предприятии
1.2. Основные функции менеджмента
1.3. Эволюция управленческой мысли
1.4. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента
Глава 2. Особенности менеджмента в России
2.1. Методологические принципы формирования российского менеджмента
2.2. Развитие менеджмента в России
2.3. Проблемы российского менеджмента в условиях рынка
2.4. Наша экономика и современный менеджер
2.5. Подходы к проект - менеджменту в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.72 Кб (Скачать)

Между тем, именно требование оптимизации составляет основу первого  этапа, когда система управления училась выживать, используя только внутренние резервы, осуществляя постепенные  улучшения. Все остальные этапы  развивали эту способность, учитывая внешнюю среду. Без исправления  этой «специфики» движение вперед невозможно. Заимствование самых прогрессивных  методик изучения рынка, создание самых  благоприятных условий для отдела маркетинга не дадут высоких результатов, так как не будут поддержаны системой управления, в которой руководители говорят каждый на своем языке, отсутствуют  общепонятные сводки об экономических  результатах деятельности предприятия  и должный контроль над доходами и расходами.

Следующая особенность российской системы управления бизнесом связана  с тем, что в ней никогда  не выделялся основной фактор успеха, основное стратегическое преимущество, без достижения которого нельзя выжить. Нет такой традиции, нет потребности, нет навыков выполнения такой  работы.

В условиях, когда не ясно, куда плывет корабль, любой ветер  становится попутным. Потому закономерно, что используются разрозненные «улучшения», не дающие ощутимых результатов. Чаще всего ориентируются на рост объемов  сбыта, считая, что уж рост объема производства можно обеспечить всегда, то есть исходная точка имеет внешний характер, но реальная логика иная. Зная, что ценит  потребитель, обеспечиваем производство продукции соответствующего качества, что и позволяет при правильной организации процесса реализации наращивать сбыт. Таким образом, внутренние действия подкрепляют внешние. Обеспечение  успеха на втором этапе происходит за счет усложнения уже отлаженной системы первого этапа.

И, наконец, последняя особенность  рассматриваемой системы управления связана с использованием организационной  культуры. В социалистической экономике  организационная культура активно  использовалась, она была хорошей  поддержкой неэффективных решений  и действий, осуществляемых во имя  будущего благополучия. Она позволяла  гордиться нашими «успехами» и своими «передовыми предприятиями». Отказ  от этих ценностей и нарастание беззакония в области оплаты труда и решений  вопросов собственности подорвало  и без того хрупкое единство администрации  с рабочими. Результат — рост социальной напряженности, снижение инициативы и мотивации к высокопроизводительному труду, кризис доверия. Все это может стать серьезным тормозом столь необходимых преобразований.

 

Развитие менеджмента  в России

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное  внимание. Заметный след в истории  России и улучшении ее системы  управления оставили известный русский  экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской  губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.

Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности  — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации  управления социалистическим производством.

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами  совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный  институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место  в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой  базы

исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и  управления в СССР принадлежит видному  экономисту О.А. Ерманскому, который  внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута  резкой критике, но, несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда  значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства  в СССР.

Проблемы научной организации  труда получили широкое освещение  в трудах П.М. Керженцева. Керженцев  распространил понимание научной  организации труда на все сферы  человеческой деятельности.

Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов  был внесен О.И. Непорентом. Все

операции он классифицировал  по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно- последовательное, показал их влияние на длительность производственного

цикла.

В 30-е гг. была проделана  большая научная и практическая работа по созданию науки об организации  производства, труда и управления, результатом которой был выход  в свет первого советского учебника по организации производства. В эти  же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной  войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов  руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени  возобновилась научная и практическая работа в области организации  и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации  и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход  к управлению промышленностью и  строительством по территориальному принципу через Советы народного

хозяйства (совнархозы) экономических  административных районов. Главным  назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится  рождение такой важной самостоятельной  ветви экономики, как экономическая  кибернетика, тесно связанной с  использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей  стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в  стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и  методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной  реформы.

Период времени, начиная  с 1965 г. по настоящее время, характеризуется  проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование  системы управления народным хозяйством.

К ним относятся:

1. Реформа системы управления  экономикой 1965 г.

2. Реформа системы управления 1979 г.

3. Ускорение социально-экономического  развития (1986 г.) и переход к рыночным  отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).

В связи с произошедшими  серьезными изменениями в политической системе

управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая  академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

1) внесение отдельных элементов  рынка в существующую командно- административную систему управления;

2) быстрый переход к  рынку без какого-либо государственного  регулирования;

3) создание системы управления  на основе регулируемой рыночной  экономики.

Этот вариант совершенствования  системы управления соответствовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила  программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый

комплекс мероприятий, необходимых  для перехода к регулируемому  рынку. Эта программа многими  учеными рассматривалась как  «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был  принят компромиссный вариант перехода от  системы управления к регулируемому  рынку. В его основу была положена

программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение

административно-командной  системы управления. С ноября 1991 г. начался

процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала  экономики России. Социально-экономическая  ситуация в стране продолжает

ухудшаться. Было принято  много ошибочных решений. Одной  из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства  правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции.

Неуправляемого рынка  нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны  государства. В настоящее время  в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей  практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение  нового знания по искусству управления.

 

Проблемы российского  менеджмента в условиях рынка

 

Российское управление бизнесом

Система управления бизнесом на протяжении ХХ века неоднократно менялась. Россия оказалась вне этого процесса. Переход к рыночным отношениям объективно требует освоения тех приемов  и методов управления, которые  давно стали нормой на Западе.

Общепризнанно, что промышленные предприятия являются основой любой  экономики. За годы перестройки отношение  к ним неоднократно менялось. Первоначально  их успех связывался с изменениями  в макросреде. Предполагалось, что  изменение отношений собственности, ликвидация распределительной системы  и вертикали Госплан — министерство — предприятие заставят последних  измениться и начать работать по рыночному. Однако этого не произошло.

Тогда акцент сместился в  сторону малого бизнеса. Рыночность малых предприятий не подвергалась сомнению. Была сделана попытка, через  изменение мезоуровня, революционизировать  социалистических неповоротливых производителей. Но и этот вариант не был удачен. Внимание реформаторов вновь сосредоточилось  на макроэкономических преобразованиях.

Пройденные 10 лет показали, что одной либерализации внешней  среды бизнеса недостаточно для  отечественных предприятий, привыкших  к опеке, нужно еще что-то, что  заставило бы их не выживать, приспосабливаясь, а активно меняться и сознательно  формировать свое будущее.

Для осуществления любых  преобразований необходимо понимать, что желательно получить и в чем  состоят недостатки того, что имеется. Только в этом случае можно разработать  рациональную программу действий. Отечественный  руководитель таким знанием не обладает. Более того, его видение управляемого объекта осуществляется не с рыночных позиций.

Главным критерием успешности управления предприятием в социалистической экономике была исполнительность (четкое выполнение указаний сверху), причем главным  образом по количественным параметрам и календарным срокам. Ресурсы  не принадлежали предприятию, они выделялись «сверху», и там же принимались  решения относительно действий с  ними (устанавливались нормы и  сроки списания, санкционировалось  обновление, контролировалось текущее  использование). Поэтому реально  осуществлялось управление производством, а не бизнесом (предприятием как  потребителем ресурсов общества). По сути дела нарушался основной экономический  закон — максимум результата с  минимально возможными затратами.

Ни одно «рыночное» предприятие  такого себе позволить не может. Более  того, именно необходимость оптимизации  затрат и укрепления своих позиций  в меняющейся внешней среде являлось и является тем двигателем, который  толкает к изменениям, к поиску все новых методов управления бизнесом.

 

Эволюция управления бизнесом в рыночных условиях

В начале века рынки не были насыщены, и система управления фирмой должна была научиться обеспечивать производство большого количества продуктов  с минимальными издержками (эпоха  массового производства). Главным  ограничителем успеха выступает  производственная подсистема, на ней  менеджмент и акцентирует своё внимание. Анализу подвергается каждое рабочее  место и их взаимосвязь, активно  используются достоинства стандартизации для техники и узкой специализации  для работников. Сосредотачиваясь на поиске организационных резервов и  ориентируясь внутрь предприятия, система  управления обеспечивает резкий рост производства при минимальных затратах.

Массовый успех фирм, управляемых  на этих принципах, приводит к насыщению  рынков сбыта и появлению новой  проблемы для менеджмента. Главным  ограничителем успеха становится сбыт. Переход к каждому новому этапу  происходит как прибавление к  достигнутому ранее, а не как его  отрицание. На новом этапе, этапе  массового сбыта, система управления учится взаимодействовать с внешней  средой (пока только в лице покупателя) и изменяться. Появляется отдел маркетинга и подразделения НИОКР, отрабатываются методики изучения спроса и изменения  продукта, что заставляет пересмотреть сложившиеся принципы организации  производства. Объектом оптимизации становится технологическая цепочка операций, обеспечивающая выпуск более разнообразного продукта при жестко контролируемом допустимом увеличении затрат.

Информация о работе Особенности Возникновения и Развитие Менеджмента в России