Особенности управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В производственном менеджменте в качестве субъекта управления чаще всего выступают хозяйственные руководители, многочисленные органы управления. Объекты управления – это предприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства в виде орудий и предметов труда, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал.

Содержание

Введение 3

1 Процесс и функции управления 4

2 Организация, ее внутренняя и внешняя среда 8

2.1 Понятия организации и производственной организации 8

2.2 Внешняя и внутренняя среда организации 12

3 Инструменты, принципы, цели и функции управления производством 15

3.1 Инструменты управления 15

3.2 Принципы управления 16

3.3 Организационная структура предприятия 18

3.4 Цели управления производством 22

3.5 Функции управления производством 25

4 Организация управления на примере ООО ресторана «Buono Chibo» 27

Заключение 36

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Особенности управления производством!!!.docx

— 73.65 Кб (Скачать)

     Должна  возродиться старая истина «все дело в людях», и управление «человеческими ресурсами» должно стать определяющим в работе руководителя предприятия, организации. В конечном итоге на достижение этой цели на предприятиях и в организациях должны быть направлены все усилия в области производственного  менеджмента.

     3.2 Принципы управления

     Управление  представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей  с целью организации и координации  их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана  с процессами разделения труда на предприятии.

     Главной задачей управления является обеспечение  роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования  технического уровня, форм и методов  управления, повышение производительности труда как важнейших условий  получения и наращивания доходов  предприятия.

     В основе управления предприятием лежат  принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах  проявляются наиболее устойчивые черты  объективных закономерностей управления.

     Важнейшими  принципами организации управления производством являются:

     принцип целевой совместимости и сосредоточения. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной  на решение общей задачи – организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель;

     принцип непрерывности и надежности. Означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса;

     принцип планомерности, пропорциональности и  динамизма. Нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и  долговременных задач развития предприятия  с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;

     демократический принцип распределения функций  управления. Основан на методах и  правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого  решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена  о состоянии дел на соответствующем  объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности  принятого решения;

     принцип научной обоснованности управления. Исходит из того, что средства и  методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки  и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;

     принцип эффективности управления. Предполагает рациональное и эффективное использование  ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной  продукции;

     принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов. Определяется общественным характером производства;

     принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий. [2]

     3.3 Организационная структура предприятия

     Решение о выборе организационной структуры  принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации  считается такая структура, которая  позволяет оптимально взаимодействовать  с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации  и наиболее эффективно достигать  поставленных целей. Стратегия организации  всегда должна определять организационную  структуру, а не наоборот.

     Процесс выбора организационной структуры  состоит из трех этапов:

     деление организации на укрупненные блоки  по горизонтали, в соответствии с  осуществляемыми направлениями  деятельности;

     установление  соотношения полномочий должностей;

     определение должностных обязанностей и поручение  их выполнения конкретным лицам.

     Типы  организационных структур:

     функциональная (классическая). Такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.

     Дивизиональная. Это деление организации на элементы и блоки по видам товаров или  услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются  товары.

     Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации реализации новой  продукции.

     Региональная. Эта структура обеспечивает наилучшее  решение проблем, связанных с  учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и  нужд потребителей. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров  в отдаленные регионы страны.

     Структура, ориентированная на потребителя. При  такой структуре все подразделения  объединяются вокруг определенных групп  потребителей, которые имеют сходные  или специфические потребности. Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей.

     Проектная. Это временно создаваемая структура  для решения какой-то конкретной проблемы, или для осуществления  сложного проекта.

     Матричная. Это структура, которая получается в результате наложения проектной  структуры на функциональную, и предполагает принцип «двойного» подчинения (как функциональному руководителю, так и руководителю проекта).

     Конгломератная. Она предполагает соединение различных  подразделений и отделов, работающих функционально, но ориентированных  на достижение целей других организационных  структур конгломерата. Чаще всего  такая структура находит применение в крупных национальных и международных  корпорациях.

     Важную  роль играет степень централизации  организационной структуры. В централизованной организации все функции управления сосредоточены у высшего руководства. Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координации  деятельности организации. В децентрализованной организации некоторая часть  управленческих функций передается своим филиалам, управлениям и  т.д. Эту структуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется  сильной конкуренцией, динамичными  рынками и быстро меняющейся технологией.

     Рациональная  организация производства состоит  в том, чтобы интегрировать всю  совокупность разнородных компонентов, реализующих процесс производства, в целостную и высокоэффективную  производственную систему, все элементы которой тщательно «подогнаны»  друг к другу по всем аспектам их функционирования.

     Организация производства и оптимальное управление им являются важнейшими факторами ускорения  научно-технического прогресса. Они  обеспечивают наиболее полное и эффективное  использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия, снижение себестоимости и повышение  качества продукции, рост производительности труда и эффективности производства, существенное сокращение длительности цикла «исследование – проектирование – производство – реализация» и повышение темпов обновления продукции и технического развития производства. [8]

     К числу основных видов организации  производства относятся:

     первая – временная. Временная организация производства проявляется в установлении определенной последовательности, чередовании выполнения тех или иных технологических процессов и операций, изготовления той или иной продукции с учётом её количества и назначения и установлении режима работы предприятий, режима труда и отдыха работников.

     Вторая  – пространственная. Пространственная организация производства находит своё отражение в территориальном размещении отраслей промышленности, отдельных производств, объединений, предприятий. Внутри предприятия организация производства представляет собой объединение цехов, производственных участков и рабочих мест.

     Третья  – структурная. Структурная организация производства предусматривает установление определенных пропорций и соотношений между отдельными элементами производства, между объемами производственной продукции, производственных услуг и работ как в масштабе промышленности в целом, так и в масштабе отдельных её отраслей, объединений, предприятий, цехов, участков и рабочих мест.

     Пространственная, временная и структурная организации  производства существуют и развиваются  лишь в тесной взаимосвязи под  воздействием основных факторов эффективности  труда.

     Единая  структура факторов может быть объединена в следующие группы: научно-технологические, организационные, структурные и  социальные. Каждая группа факторов оказывает  воздействие на использование ресурсов, которые, в свою очередь, объединяются в следующие группы: трудовые, природные, материальные, технические и финансовые. Непосредственное воздействие факторов эффективности труда на использование  ресурсов осуществляется на предприятии  с учётом внешнего воздействия (институционального) на региональном, отраслевом и общегосударственном  уровне. Взаимосвязь факторов эффективности  груда с используемыми ресурсами  и уровнями воздействия на организацию  производства представлена на рис. 2.

     В соответствии с полученной схемой, следует отметить, что нельзя, например, решить вопрос о создании новой отрасли промышленности, даже о а создании отдельного предприятия и его размещения, без учёта требований соблюдения пропорций между выпуском продукции того или иного назначения, без учёта режима работы предприятия, без учёта соотношений между производственными ресурсами, источниками их образования и пополнения, и факторов, оказывающих на них влияние. Данное соотношение соблюдается под воздействием основных законов развития рынка, закона стоимости, закона общественного разделения труда, закона роста производительности труда и др. 

Рисунок 2 – Взаимосвязь факторов эффективности труда с используемыми ресурсами и уровнями воздействия на организацию производства.

     Изменение одного из факторов эффективности труда  незамедлительно скажется на изменении  пропорций между используемыми  ресурсами, повлечет за собой необходимость  увеличения или уменьшения объёмов  производства в других отраслях промышленности, объединениях, предприятиях. [5] 

     3.4 Цели управления производством

     Управление  производством – единственная по-настоящему сложная часть бизнеса, но это профессиональное умение позволяет работать лучше, чем другие.

     Неправильно считать, что все организации  ставят перед собой одну единственную цель – «зарабатывать деньги». Эта цель действительно актуальна, особенно в краткосрочном плане. В долгосрочном же плане на первое место выходит сохранение и развитие бизнеса, что позволит получать прибыль и в будущем.

     Вообще  в бизнесе существует множество  целей, и все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Например:

     увеличение  прибыли организации;

     сокращение  всех видов затрат на производство продукции и услуг;

     рациональное  использование ресурсов (в том  числе природных);

     повышение конкурентоспособности;

     фокусирование внимания на нуждах потребителя, чтобы  получить известность на рынке в  качестве лучшего производителя;

     лидерство в освоении новой техники и  технологии для дальнейшего развития производства;

Информация о работе Особенности управления предприятием