Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:36, реферат
Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала, которая официально числится в ее штатах, называется кадрами.
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов.
Первый - подготовительный (18-22 года) - связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организаций.
Второй - адаптационный этап (23-30 лет) - приходится на вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создает все необходимые предпосылки.
Третий - стабuлизацuонный этап (30-40 лет) - означает окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных. Для пepвыx открываются безгpаничныe возможности продвижения по служебной лестнице; вторые, достигнув своего «потолка», навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов. Но все к этому времени становятся профессионалами.
Четвертый – этап консолидации (40-50лет). Лица, кoтoрыe хотят и могут продолжать карьеру руководителя, с интервалом в несколько лет продвигаются по служебной лестнице. Тот, кто обладает более решительным характером, продолжает карьеру линейных руководителей, а с менее решительным, но вдумчивым - штабных.
Пятый - этап зрелости (50-60 лет) - предполагает, что люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта молодежи.
Шестой - завершающий этап (после 80 лет) - означает подготовку к уходу на пенсию.
Большинство сотрудников, как показывают
исследования, обычно относятся к
своей карьере пассивно, предпочитая,
чтобы этими вопросами
Организация набора кадров
Процесс
набора кадров исходит из потребности
в них. Такая потребность бывает
текущей и перспективной. Данные
о текущей потребности
Под отбором кадров понимается процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов из резерва с целью установления их пригодности для выполнения будущих обязанностей и выдвижения наиболее подходящих на соответствующую работу.
Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности, соответствие требованиям будущей должности. В целом критериев не должно быть много, иначе отбор окажется затруднительным.
При отборе кадров принято руководствоваться рядом принципов:
Отбор состоит из двух этапов. На предварительном с помощью профессиограммы, отражающей перечень и степень выраженности желательных качеств претендента, происходит первичное выявление лиц, способных выполнять требуемые функции, и максимальное сужение круга претендентов.
Первичное выявление происходит путем анализа их документов. С помощью оценки документов можно получить общую информацию, позволяющую сделать вывод о целесообразности встречи с претендентом для ознакомительного собеседования.
Последнее обычно позволяет отсеять до 80-90 процентов лиц, а для оставшихся выбрать наиболее подходящие методы дальнейшей проверки, изучения психологических и профессиональных качеств и выдвижения на соответствующую должность.
Для отбора наиболее подходящих специалистов используют следующие основные методы:
тестирование, которое может предназначаться как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. Его преимущества состоят в оценке современного состояния кандидата с учетом особенностей организации и его будущей деятельности.
Адаптация работников
После зачисления на должность происходит задействование сотрудника, т. е. направление, его на вакантное место в соответствии с потребностями организации и интересами его самого и последующая адаптация.
Задействование начинается с общей ориентации, проводимой представителями кадровой службы.
Ha рабочем
месте, непосредственный
Это дает
человеку ощущение того, что его
ждали, к его приходу готовились,
позволяет избежать на первых порах
многих ошибок, а тем самым облегчает адаптаци
По уровню она бывает первичной (для людей, не имеющих трудового опыта) и вторичной (для лиц со стажем), а по направленности - профессиональной, психофизиологической и социально-психологической.
Профессиональная адаптация зак
Профессиональная
адаптация облегчается
Псuxофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и проч. особых сложностей не представляет. В большей мере она зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий.
Социально-психологическая
Особенно сложна социально-психологическая адаптация руководителей, ибо здесь добавляются новые моменты:
1) возможные несоответствия их и новых подчиненных;
2) естественное отчуждение и зависть бывших коллег;
3) коллизии, вызванные сопоставлением с предшественником.
Оценка персонала
На практике существует два основных подхода к оценке персонала:
В первом случае оценка осуществляется в форме аттестации членами специальной комиссии, наделенными, в сущности, судейскими функциями, заслушивающими отчеты и выносящими «приговор».
Во втором случае ее проводит непосредственный руководитель, выступающий прежде всего как советчик, консультант, пытающиеся совместно с подчиненным найти его ошибки, наметить пути их преодоления и решения стоящих задач.
Успех оценки обусловливается объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым сотрудникам, хорошим знанием их достоинств и недостатков, четкостью ее критериев и показателей.
Сегодня
они часто определяются руководителем
совместно с подчиненными на основе
перечня их служебных обязанностей
и личных целей. Показатели оценки могут
быть качественными и
Сегодня основной формой оценки персонала остается классическая аттестация. На этапе проведения аттестации комиссия рассматривает документы, заслушивaeт информацию о работе и достижениях сотрудника и обсуждает их в присутствии его руководителя. Итоговое решение принимается, как правило, путем голосования.
Комиссия
может дать рекомендации о продвижении
работника в должности, повышении
оклада, переводе в другое подразделение,
увольнении, направлении на переобучение.
Эти решения заносятся в
С итогами оценки работников связана их последующая карьера (на ее основе определяется возможность продвижения в должности - так называемый потенциал повышения).
Если
в подразделении нет
Практика оценки руководителями сотрудников выгодна всем:
Развитие персонала
Современный этап научно-технической революции, как уже говорил ось, привел к принципиальному изменению роли человека в производстве, превращению его в решающий фактор последнего.
Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, что выдвинуло на повестку дня требование непрерывного развития nерсонала. Оно бывaeт общим и профессиональным.
Общее развитие сводится к мероприятиям по формированию у людей
широкого кругозора, понимания окружающей действительности, новых ценностей, полному раскрытию личного потенциала и росту способностей вносить вклад в дела организации.
Профессиональное развитие состоит в подготовке сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию более высоких должностью, решению современных задач. В результате удается сократить разрыв между требованиями, предъявляемыми к ним должностью, и качествами реальных людей.
Ответственность за развитие персонала несут администрация, линейные руководители (которые обязаны, с одной стороны, быть образцами для подчиненных в этой области, а с другой – грамотно направлять их усилия), а также сами работники, котopыe должны быть нацеленными на постоянное самосовершенствование.
Развитие
требует значительных усилий, поэтому
оно невозможно без заинтересованности
с их стороны. Мотивами здесь могут
быть: желание поскорее освоить новую
работу, получить более высокую должность,
обеспечить гарантию стабильности или
роста доходов; приобрести знания; расширить
контакты, стать более независимыми
от работодателей и
Крупные российские фирмы инвестируют все больше средств в развитие персонала (до l0 процентов фонда заработной платы), так как внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к быстрым изменениям их потребностей в конкретных кадрах. Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительныe расходы, а как инвестиции, сулящие в будущем немалую прибыль.
Важнейшим моментом развития персонала является профессиональное обучение. Основными его видами считаются:
Информация о работе Особенности управления персоналом в России