Особенности туризма как объекта управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность туризма и основные понятия организации и
управления в сфере туризма
2. Специфика организации и управления в сфере туризма
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контр. Менеджмент в Т и Г.docx

— 35.06 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
    1. Сущность туризма  и основные понятия организации  и

       управления в сфере туризма

2. Специфика  организации и управления в  сфере туризма
Заключение
Список  использованной литературы
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Туризм  является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.

     В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел  из категории элитного продукта в  категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент  социально-культурного влияния. В  наши дни он считается экономическим  и массовым социальным явлением.

      Сфера туризма является важнейшей и  составной частью экономики любого демократического государства, а в  наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических  преобразованиях, направленных на либерализацию  экономического развития. Недооценка необходимости использования новых  технологий для организации сферы  туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора  в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

 

1. Сущность туризма  и основные понятия

организации и управления в  сфере туризма 

     Человечеству  на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых  земель, поиска ресурсов и т. п.

     Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни [8, с. 7].

Туризм  в первоначальном смысле понимался  как передвижение и временное  пребывание людей вне постоянного  места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно  претерпевали изменения и дополнения.

     В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла  определение, одобренное Всемирной  туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной  среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [8, с.11].

     Современная экономическая наука рассматривает  туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием  внутренних связей, а с другой –  определить характер взаимодействия с  внешней средой.

     В соответствии с определением, разработанным  Международной ассоциацией научных  экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая  система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного  места проживания и не связанных  с их трудовой деятельностью [8, с.15].

     В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя   К. Каспара, лежат две субсистемы:

     - субъект туризма, т. е. турист  – потребитель туристских услуг  со всем многообразием его  потребностей и мотивов поведения;

     - объект туризма, состоящий из  трех элементов: туристского региона,  туристского предприятия и туристских  организаций.

     Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор  услуг, удовлетворяющих потребности  туристов.

     Выделяют  две формы туризма: внутренний и  международный туризм.

     Внутренний  туризм – путешествия внутри своей  страны лиц, постоянно проживающих  в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания.

     На  долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы  на международный туризм.

     Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без  занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания.

     В среднем около 65% всех международных  туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы [7, с. 40].

     В последнее время наметилась тенденция  сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

Вид туризма  связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два  вида туризма: активный и пассивный. Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион.

     Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион [1, с. 22].

     Туризм  по наиболее существенным признакам  делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность  туристского потока, продолжительность  путешествия, характер организации  путешествия и т.п.

     В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.

     Рекреационный туризм характеризуется длительностью  путешествия, небольшим количеством  городов, входящих в маршрут, широким  использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции  расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости  от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.

     По  способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

     Существуют  факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные  факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать  как можно более полно для  каждого конкретного сегмента рынка.

     Внешние обстоятельства эффективности туризма  включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы.

     В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

     Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь  именно эти условия. Не случайно южные  регионы с теплым климатом имеют  положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские  страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее  значение с ростом уровня образования  и познавательной потребности людей.

     К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические  факторы.

     Демографические и социальные изменения ведут  к тому, что все больше людей  будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К  этим изменениям относятся следующие  показатели:

    • увеличение продолжительности жизни;
    • формирование подвижного стереотипа жизни населения;
    • возрастание доли одиноких пожилых людей;
    • увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
    • понижение возраста выхода на пенсию;
    • увеличение дохода на члена семьи
    • тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;
    • возрастание числа бездетных пар.

     В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению  с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления  услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся  следующие показатели:

    • экономическая ситуация в стране;
    • финансовая стабильность;
    • уровень доходов населения;
    • ускорение НТП в отрасли туризма;
    • цены на товары.

     Политическая  обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно  способствуют расширению международных  туристских связей следующие показатели:

    • внутриполитическая стабильность страны;
    • мирные, дружественные отношения между государствами;
    • соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях [7, с. 41].

     Организация и управление в сфере туризма  тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика».

     Туристская  индустрия - это совокупность средств  размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного  и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и  турагентскую деятельность, а также  организаций, предоставляющих экскурсионные  услуги и услуги гидов-переводчиков [5, с. 18].

     Туристская  индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей  и взаимодействует со всеми отраслями  экономического комплекса.

     Эффективное функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики.

     Туристская  политика – это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного  и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования  туристских ресурсов, повышения эффективности  функционирования системы туризма.

     Для реализации национальной туристской политики и координации усилий по достижению общественно значимых целей государство  создает органы управления туризмом – национальные туристские администрации (НТА) [8, с. 99].

     Таким образом, туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся  за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

Информация о работе Особенности туризма как объекта управления