Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Стратегическое управление стало входить в практику управления американскими компаниями с конца 70-х годов. Тогда его главным объектом была диверсификация деятельности фирмы, когда каждое производственное отделение обслуживало определенную группу рынков с самыми различными перспективами. С 70-х годов направленность стратегического управления изменилась, и в 80-е годы оно превратилось в основу стратегического планирования, ориентированного на оценку целесообразности развития отдельных областей хозяйственной деятельности, которые зависят не столько от текущей эффективности, сколько от их результативности в перспективе.

Содержание

Системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии 3
1.1 Стратегическое управление в фирмах США 3
1.2 Стратегическое управление в фирмах Японии 4
1.3 Новое в управлении фирмами Финляндии 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 

Стратегия инновации  предусматривает ориентацию фирмы на производство продукции, требующей самой передовой, новейшей технологии. Стратегия, направленная на разработку новых видов продукции, - одна из важнейших областей принятия решений в японских компаниях. Разработка новой продукции дает возможность компании повышать свою конкурентоспособность благодаря выпуску изделий, отличающихся по назначению и использованию от ранее производившихся.

У успешно функционирующих  японских компаний 21% продаж приходится на новые товары, которые разработаны за предыдущие 5 лет, они обеспечивают им 23% прибыли. Можно установить прямую связь между степенью обновления продукции и эффективностью функционирования компаний.

В качестве примера применения стратегии конкурентной борьбы можно  привести судостроительную компанию Японии "Мицуи инжиниринг энд шипбилдинг компани". Это одна из пяти наиболее конкурентоспособных компаний Японии (другие четыре - "Мицубиси", "Исикакасима-Харима", "Хитати", "Сумитомо"). Ее стратегия предполагает:

1) создание крупных,  экономичных и стандартизованных судов. Факторы ее конкурентоспособности: соответствие выпускаемой продукции спросу мирового рынка в связи с ростом перевозки нефти, железной руды, угля; короткие сроки строительства судов (на технические разработки, конструирование и проектирование отводится год, на постройку - полгода);

2) использование новых  методов производства: планирование  производства с помощью ЭВМ во всех сферах конструирования и производства, включая сырье и детали, потребность в которых рассчитывается с помощью ЭВМ, благодаря чему запасы стального проката делаются лишь на неделю (у западноевропейских компаний - на 3 месяца).

Используется система  модульного производства, при которой  блоки-модули собираются в крупных  сборочных цехах, причем модули переворачиваются в оптимальные для сварки положения и сварщики работают в удобных условиях. Затем готовые модули транспортируются с помощью судоходных установок на стапель, где их закрепляют в нужном месте. Эта система привела к повышению точности и качества сварки, а соответственно и к росту эффективности производства. Отметим, что традиционное строительство судов основывается на последовательной сварке деталей - стальных листов - на стапеле с использованием лесов, поэтому сварочные работы небезопасны и неэффективны;

3) диверсификация производства. Поскольку спрос на суда неустойчив, в целях стабилизации объемов  производства, уровня продаж и  прибыли по компании в целом  она диверсифицировала свое производство  и внедрилась в родственные по технологии отрасли, такие, как производство металлоконструкций, крупных дизелей, нагревательных металлургических печей и охладительных установок, строительство предприятий. На судостроение сейчас приходиться лишь около 30% объемов продаж;

4) правильно разработанная  стратегия - вложение капитала  в расширение и модернизацию  оборудования с привлечением  чужого капитала (доля собственного капитала к общей сумме активов составляет 11%); опора на молодых компетентных специалистов - выпускников университетов (до 1/5 среднего управленческого звена).

 

1.3 Новое в управлении фирмами Финляндии

 

Ориентация руководства  фирмы на достижение конечных целей получила в финских компаниях название “управление по результатам². Цели формируются в количественных показателях (объем реализации, прибыль, рентабельность).

Понятие "управление по результатам" можно определить как  совокупную систему управления и  развития, с помощью которой достигаются  результаты, которые определены и  согласованы всеми членами организации; при этом эффективно используются особенности хозяйственной ситуации, творческие способности людей, различные стили и техника управления. Управление по результатам в каждой отдельной организации является уникальным и присущим только ей. Главное в управлении по результатам то, что высшее руководство совместно с исполнителями и рабочими определяют результаты, которые они намерены достичь. После определения результатов рассматриваются способы их достижения, и подчиненные сами выбирают для этого пути и методы.

В управлении по результатам применяются различные уровни оценки ключевых результатов:

• оценка эффективности  деятельности фирмы и уровня издержек производства. Ключевыми результатами здесь могут быть целенаправленность, функциональная организация, производительность труда;

• оценка продукции и  услуг. Ключевыми результатами могут  быть уровень обслуживания, качество продукции, количество реализованных товаров;

• оценка уровня удовлетворения запросов потребителей. Задача высшего  руководства состоит в руководстве работой по достижению намеченных результатов, что предусматривает осуществление планирования, исполнения, контроля и развития.

В основе планирования лежит  анализ положения фирмы на данный момент. Итоги анализа могут выступать  как в форме статистических и других количественных показателей, так и в форме прогнозов. Планирование включает три вида: стратегическое, годовое, планирование графиков работы. Стратегическое планирование начинается с признания результативного подхода к деятельности фирмы, анализа сильных и слабых сторон во внутренней организации и внешних условий. Затем разрабатывается прогноз на 10- 15 лет и устанавливаются цели на 3-5 лет, соответствующие имеющимся возможностям. Итогом является выбор стратегии, т.е. методов повышения конкурентоспособности и основных путей достижения целей. Ежегодно на основе ситуационного анализа составляется план, в котором определяются ключевые результаты и цели, а также способ оценки достигнутых результатов. На основе разработанных целей составляется временный бюджет, в котором определяется потребность в машинах и оборудовании, трудовых ресурсах, инвестициях, разрабатываются графики работы, в которых предусматривается использование примерно 50- 60% рабочего времени.

Контроль за достижением  намеченных результатов предусматривает оценку промежуточных результатов, влияющих на конечный итог, уровень выполнения предусмотренных планом мероприятий (графиков), осуществление ситуационного управления. Достижение каждого ключевого результата оценивается отдельно и проводится дважды в год как в рабочих производственных группах, так и на высшем уровне управления, при этом широко используется опыт привлекаемых консультантов, как внутренних, так и внешних.

Система управления по результатам  применяется на сотнях финских предприятий, на которых занято от 5 до 14 тыс. человек. Успех применения этой системы финские исследователи А/О "Финнидея" объясняют активностью высшего руководства и вовлечением в процесс принятия и исполнения решений всего персонала фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление предприятием или фирмой является очень сложной  задачей, решение которой содержит в себе очень много граней. Ни одна фирма не может существовать без полноценного анализа её стратегического  потенциала и без постановки стратегических задач, если конечно эта фирма намерена работать в долгосрочном периоде.

При оценке стратегического  потенциала предприятия и в последующем  при его развитии, нельзя не учитывать  то, что фирма является составной  частью экономики. Вообще любой субъект, занимающийся хоть какой-нибудь экономической деятельностью, является частью экономики.

Стратегическое управление распространяется на долгосрочные цели действия фирмы. Считается, что формулировка стратегии является ядром управления. Но нельзя забывать от том, что в некоторых случаях события протекают настолько быстро и стремительно, что заранее подготовить и вовремя принять решение оказывается невозможным. Процесс планирования настолько сложен и трудоёмок, что управленческому аппарату не удаётся справиться с неожиданностями преподносимыми правительством, конкурентами, технологическим процессом и т.д. Одним словом, зачастую фирма не справляется с резкими и порой кардинальными изменениями её внешней среды. Иногда для этих случаев в управлении фирмой содержится определённый портфель запасных вариантов действий, при тех или иных формах критических ситуаций. Часто благодаря тому, что руководство могло предвидеть тот или иной ход событий, фирме и удается благополучно выйти из критической ситуации. Когда фирма находится в таких ситуациях речь идёт не о стратегическом планировании, а уже о стратегических действиях. Задача стратегической реакции фирмы состоит в том, чтобы свести к минимуму потери и по возможности обратить их в прибыли.

Для обеспечения эффективности  стратегической реакции нужно иметь ясное представление о вероятном будущем состоянии среды, в которой существует фирма, то, что "работало раньше, может не работать сейчас", и это тоже требует от руководства определённой чуткости и способности развиваться вместе с окружающим нас миром.

 

Список литературы

 

1. Диксон Д.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. -М., 2007.

3. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД., 2007.

4. Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы программа - решение. - Л., 2008.

5. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Львов ЮЛ. Основы экономики и организации бизнеса. - Спб.: ГМП Форми-ка, 2008.

7. Майталъ Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей: Пер. с англ. - М.: Дело, 2006.

8. Менеджмент в малом бизнесе: Пер. с англ. - М.: ИКК ДеКА, 2009.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л.И. Евенко. - М.: Дело, .

10. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент)/ Под. ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2009.

 


Информация о работе Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии