Особенности российской деловой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

В своем реферате я попытаюсь провести некоторые сравнения взглядов на управление в России и за рубежом, выделить особенности российской деловой культуры.

Содержание

1. Введение 3
2. Два полюса - Западная и Восточная деловые культуры 4
3. История российской традиции управления 12
4. Особенности развития российского управления 13
5. Отличительные черты российского и зарубежного стиля бизнеса 15
6. Российский менталитет – сложности внедрения 17
7. Анализ деловой культуры на примере организации (ООО «Максима») 22
8. Заключение 25
9. Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Влада Реферат Особенности российской деловой культуры 1.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     Перечислив  особенности российского делового поведения, хотелось бы особенно подчеркнуть, что Россия, отказавшись от командно-административной системы в экономике, стоит ныне перед задачей формирования иной деловой культуры, такой, которая бы позволила эффективно включиться в мировой рынок. 
 

  1. Анализ  деловой культуры на примере организации (ООО «Максима»)
 

   Объектом  исследования является организация  ООО «Максима», в которой я работаю. Коллектив из 12 человек, занимающийся организацией выставок.

   Это маленькая производственная фирма, специализирующаяся на оформлении музейных экспозиций и выставок как в г. Санкт-Петербурге, так и по всей России.

   Форма собственности – частная. Основанная в 2002 году, фирма хорошо известна среди работников музеев и администрации города. Она выполняет государственные заказы по подготовке постоянных и временных выставок, занимается художественно-оформительскими работами. Наши экспозиции можно увидеть в Манеже, в Музее истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, музей-квартира А.А. Блока, Особняк Румянцева, дом Матюшина).

   Производственные  помещения и офис находятся по адресу: г. Санкт-Петербург,  ул. Долгоозерная 3 к. 2.

      Миссия  предприятия состоит:

  • в реализации культурных проектов,
  • демонстрации исторического и культурного наследия России,
  • работа на имидж города и регионов,
  • безупречное качество в решении нестандартных инженерных и конструкторских задач при производстве несерийной продукции и муляжировании музейных раритетов.

      Целями  предприятия являются минимизирование  затрат при заданной прибыли –  стараясь выполнять работы своими ресурсами.

      ООО «МАКСИМА» осуществляет свою деятельность  на рынке абсолютной конкуренции, но является монополистом в области  решения нестандартных инженерных и конструкторских задач при производстве несерийной продукции.

      Как и в любой организации, важнейшим  стратегическим фактором является кадровый потенциал, который в свою очередь  определяет успех фирмы.

Подбором  персонала  занимается непосредственно  директор фирмы. При подборе персонала  учитываются множество факторов, таких как, специальное образование, опыт работы, креативность, нестандартный  подход к выполнению поставленных задач.

      На  данный момент на предприятии постоянно работает 12 человек, 4 человека административного персонала  имеют высшее образование. Из 5 рабочих 3 человека работают со дня основания фирмы. Все рабочие – профессионалы в своей специальности.

      По  мере необходимости фирма привлекает на контрактной основе художников и архитекторов.

      Руководство коллективом базируется на «принципе  поддерживающих взаимоотношений» Ренсиса  Лайкерта, который предполагает, что  управление и другие организационные  процессы вызывают и помогают сохранить  чувство собственного уважения и значимости у работников. Данная модель опирается не на деньги или власть, а на руководство или лидерство, когда менеджеры создают климат, помогающий индивидуальному росту сотрудников и использованию их способностей в интересах организации.  Предполагается, что работники активны по своей природе и стремятся к удовлетворению потребностей организации, готовы принимать на себя ответственность, стремятся выполнять задания и получать новые знания и навыки. Задача менеджера состоит в поддержке усилий работников, направленных на выполнение рабочих заданий, а не просто в предоставлении льгот и выплате премий. В тех случаях, когда лидер поддерживает усилия работников, у сотрудников появляется ощущение соучастия и причастности к решению задач организации, они получают основания говорить о компании «мы», а не «они». Возрастает мотивация работников к труду, поскольку их потребности в статусе и признании удовлетворяются на более высоком уровне. Поддерживающее поведение не требует привлечения значительных денежных средств. Роль менеджера заключается в оказании помощи сотрудникам в решении возникающих проблем и выполнении рабочих заданий.

      Для эффективного управления предприятием у нас придерживаются следующих  правил:

      1. Отношения партнерства и сотрудничества между руководителями и

        подчиненными.

      2. В случае необходимости - совместная работа.

      3. Делегирование полномочий подчиненным.

      4. Совместное принятие решений.

        Руководство понимает, что для любого человека главное - быть значимым (для себя, семьи, организации) и по достоинству оцененным со стороны других людей.

      Фирма для улучшения процесса работы использует множество способов.

      Сотрудникам организации предоставляется значительная свобода в принятии ими каких-либо решений, а также высоко ценится их инициативность. Поэтому практически каждый сотрудник организации осознаёт себя неотъемлемой частью этой организации, понимает свою важность для организации.

      По  мере возможности руководство  старается  повышать квалификацию сотрудников посредствам различных курсов, семинаров и т.д. Для молодых рабочих организовано шефство и передача мастерства.

      Руководство разрабатывает программу по формированию корпоративной лояльности. Например, совместное празднование различных  дат, праздников и Дней рождений. Предоставляется бесплатное горячее питание на рабочем месте. Персонал обеспечивается сменной специализированной сезонной одеждой. Организована централизованная доставка людей от метро к месту монтажа заказа. Укороченный рабочий день в пятницу.

      Удовольствие  от работы в коллективе для каждого  работника приносит очевидные  плоды -  взаимопомощь, взаимовыручка и слаженность в работе  -  положительные стороны  в текущей работе. 
              Несмотря на  лояльное отношение руководства к сотрудникам, существует ряд ограничений, таких, как:

- чёткое  исполнение служебных обязанностей  и приказов руководства; 
- обязательный контроль за качеством производимой продукции;

- контролируется  своевременное выполнение работниками  поставленных задач.

      В свою очередь сотрудники отвечают организации  большой преданностью и более  высокой производительностью труда.

      Слабые  стороны: тщательный отбор персонала. Предъявляются высокие требования к квалификации руководителя. Так  же делается упор на  специалистов с высоким уровнем профессиональной мотивации. Людей такого типа интересуют новые  задачи. Рутина, просто функционирование в процессе – не их стихия. Руководитель должен ставить перед такими сотрудниками задачи все более сложные и, как правило, будет находить понимание необходимости и целесообразности решения этих задач. Данные сотрудники, таким образом, удовлетворяют свою потребность в собственном развитии. У работника должен быть высокий потенциал, амбиции, ответственность, самостоятельность.

   Каждая должность подразумевает четкую регламентацию обязанностей и прав, деятельность за пределами которых не представляется возможной. У нас же, как и во многих российских компаниях конкретная должность может подразумевать не только выполнение прямых должностных обязанностей, но и массу других вещей. С одной стороны это вносит в работу элемент творчества и разнообразия, а с другой - усложняет жизнь множеством лишних обязанностей, приводит к распылению усилий.

  1. Заключение
 

   Многие  вещи мы копируем с Запада. С одной стороны это хорошо, так как все новое и прогрессивное должно быть использовано и изучено, но с другой стороны надо помнить, что слепо что-либо копировать не стоит. Необходимо учитывать особенности, последствия, риски, осуществлять модификацию и прогнозировать развитие. Ключевые различия между западными и российскими организациями лежат в менталитете менеджеров и персонала, в исторических корнях, многонациональности страны.

   Российские  менеджеры должны не только изучать  науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

   Наиболее  общие моменты, которые стоит позаимствовать в иностранных компаниях - это способы организации управления, взаимодействия и подчиненности подразделений, качество стратегического планирования, а также организации своего рабочего времени.

   Процесс внедрения новых технологий не проработан в силу резкого несоответствия западной и российской организации бизнеса, а порой и в силу недостаточного опыта в этой области.

   Ключевые  различия между западными и российскими  организациями лежат в менталитете  менеджеров и персонала, в исторических корнях, в используемых управленческих технологиях

   Формирование  российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, большую ориентацию на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и соответствующую оплату. В организациях все большее значение должен приобретать карьерный рост, основанный не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления необходимо основываться на деловых качествах индивида, способности его к восприятию нового, настойчивости.

   В крупных городах с развитой психологией  индивидуализма все чаще отношения  строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению. Система российского менеджмента должна учитывать растущую индивидуальную ментальность людей. Работников с коллективисткой психологией целесообразно направлять на участки, где применяются адекватные им методы управления с акцентом на коллективный труд и ответственность.

   При таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих, которые должны отличаться гибкостью  в определении целей и задач  управления и твердостью, когда цель выбрана, неуклонным стремлением к  ее достижению. Подобный тип руководителя формируется долгие годы.

   Специфической чертой российского менеджмента  должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. При воспитании данных качеств в процессе становления  национальной системы управления может быть осуществлен постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но перспектива русского менеджмента состоит в движении к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.

   Длительный  период формирования российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, — важнейшая  стратегическая задача общества. От нее  во многом зависит не только переход  к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться на основе научно обоснованных мер. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  использованных источников
 
  1. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономист, 2003.
  2. Качалов И. Почему российский менеджмент проигрывает зарубежным компаниям// Рекламные технологии.- 2008.- №2.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
  4. Попов В.П. Закономерно ли понимать законы эволюции менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 2.
  5. Семенова И.И. История менеджмента: учебн. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  6. Мясоедов С. П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. Российская деловая культура. Воздействие на модель управления, Изд-во: Дело АНХ, 2009,
  7. Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт. СПб: Изд-во Алетейя, 2006.
  8. Российский менеджмент: теория, практика, образование. Под ред. А.А.Демина и В.С. Катькало. СПб: Изд-во СПбГУ, 2001.
  9. Вакуленко Р.Я. ,   Черты западной и восточной бизнес-культур в российской действительности, 2005, Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)
  10. Ceмeнoв А.К., Особенности российской этики менеджмента. 2010, Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)  
  11. Лузин А.Е., Межкультурные различия и способы адаптации к ним. 2008, Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru) 
  12. Aлешинa И.В., Западная и восточная деловые культуры. 2005.  Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)

Информация о работе Особенности российской деловой культуры