Особенности развития российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента, а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно - технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Работа содержит 1 файл

история менеджмента.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Казанский государственный  технологический  университет

Кафедра менеджмента и  предпринимательской  деятельности

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  основам менеджмента

Тема: Особенности развития российского менеджмента.

Выполнил:

ст. гр. 91-13 Мосунова С.С.

Принял:

к.э.н., доцент Егорова М.В.

Казань 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
    Стр.  
  Введение 3  
  Глава I    
1.1. Менеджмент - путь в будущее 5  
1.2. Зарождение  менеджмента в  России и его развитие в СССР 6  
1.2.1. Дореволюционный период 6  
1.2.2. Постреволюционный период 8  
1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского 10  
1.2.4. На  стыке разных методологий 11  
1.3. Методологические  принципы формирования российского менеджмента 12  
1.3.1. Закон соответствия менеджмента  и менталитета 14  
1.3.2. Основные  направления развития теории и практики российского менеджмента 16  
1.4. Краткий обзор российского  опыта 25  
1.4.1. Особенности российского менеджмента 27  
1.5. Проблемы  менеджмента в  России 28  
  Глава II    
2.1. По  Югу СССР 32  
  Заключение 37  
  Список использованной литературы 39  
       

ВВЕДЕНИЕ

В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента, а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С  легкой руки американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня  каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно - технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Всё чаще использование менеджмента приносит компаниям большой хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Задача менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.

Радикальная перестройка  системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется. Именно поэтому данная исследовательская работа представляет собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, направленного на достижения предприятием, действующим в рыночных условиях хозяйственных оптимальных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Данная работа представляет собой обзор развития менеджмента  в России. В работе рассмотрены  основные понятия, сущность, функции  и цели управления в различных отраслях экономики.

Работа состоит  из нескольких частей. В первой части  приводится необходимый теоретический  материал, включающий в себя описание основных характеристик менеджмента  и ключевых моментов в истории  развития менеджмента в России. Во второй части приводится конкретный пример, наглядно показывающий все стороны развития управленческой науки в нашей стране.

ГЛАВА I

1.1. Менеджмент - путь в будущее

Термин «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его определение  будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что эта система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Современный менеджмент - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приема, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход.

Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и  пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного  предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным и т.д.

Овладение искусством менеджмента является одним из главных  рычагов повышения результатов  хозяйственной деятельности. [1.,стр.7-8]

Для нарождающегося в  нашей стране предпринимательства особое значение приобретает социальная этика, общественная ответственность. Очень важно, чтобы на пути к рынку руководители, специалисты в полной мере осознали прямую связь своих интересов с интересами общества в целом, научились мыслить стратегически.

Менеджмент - наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный накопленный опыт. Обратимся  к нему.[1.,стр. 14-15]

1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

Первые ростки научного отношения к организации труда  и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

1.2.1. Дореволюционный период

В начале 20 века в России аграрное население преобладало  над индустриальным. В 1911 г. Россия произвела  готовой продукции в 10 раз меньше, чем Америка, хотя население ее почти  в 2 раза превышало население США. На западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше чем, в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.

Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме, как удалось выяснить И. А. Голосенко, появились в 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». [2.,стр.64]. Пик интереса к творчеству Ф. Тейлора падает на 1912-1914 гг. в ряде петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Тейлора, Джилбретта, Гантта, Пиркгорста и др.

Венцом легитимизации  идей Тейлора в России следует  считать 1913г., когда появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично - заводское дело», где систематизировалась  самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента». [2., стр. 65]

Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской  революции. Она приобрела государственный  размах и политическую окраску. До революции  мнения о системе Тейлора разделились  на два лагеря - ее сторонников и противников.

Критиков тейлоризма (Воронцов, Маслов, Поплавский, Алексинский) можно назвать приверженцами  популистской ориентации. Они полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни  населения, произволе предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системы Тейлора принесет больше вреда, чем пользы.

Отношение Ленина к  Тейлору - беспрецедентный случай в  истории. До 1917г. он оценивал его систему  крайне негативно. Но вот произошла  революция, большевики взяли власть. Главная их задача - доказать преимущества социализма над капитализмом. Через четыре года после первой своей статьи в 1918г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.

Сторонники технократической ориентации, в их числе Поляков, Сарровский, Железнов, Озеров видели в этой системе  символ научно технического прогресса: тейлоризм победит старую систему управления, и бескультурье как в свое время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора - проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника. Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа.[2., стр. 67-69]

Проблемами организации  труда Л. Крживицкий начал заниматься в начале 20 века и независимо от Тейлора. Он разработал учение о профессиональных типах и даже пытался построить  карту «размещения в обществе способностей». На рубеже 20 века усиливается интерес к социальным прогнозам и социальной организации.

Таким образом, теоретические  основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем  в Америке и Европе. [3., стр. 658]

1.2.2. Постреволюционный период

Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. «Тогда главные группировки, - П. М. Керженцев о I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 году - складывались под углом зрения принятия или не принятия тейлоризма».[4., стр.28]

Если антитейлористы умалчивали о достижениях западной теории рационализации, то тейлористы, которых было много среди инженеров  технических специалистов, напротив, превозносили американские и европейские методы НОТ.

К «богдановщине», как  называли антитейлоровское течение, примыкали  тогда известные нотовцы Лавров, Есьманский, Кан, Ерманский. Распространенным течением был и «файолизм», в котором  технико - экономические, организационные  стороны производства заслонялись личным началом руководителя.[5., стр.136]

Длительная дискуссия  вокруг тейлоризма касалась так же вопросов производительности труда. Доказывая  необоснованность попыток планировать  заведомо низкие темпы роста экономики, А. К. Гастев проявил себя принципиальным защитником повышения интенсивности труда.[6., стр. 290]

Многие в то время  считали возможным достижение высокой  производительности труда без его  интенсификации, полагая, что у классового врага следует перенимать лишь теоретические  достижения, учиться же у буржуазии дисциплине труда, его рациональной организации не только бесполезно, но и, якобы, вредно. Ленин назвал подобные утверждения предрассудками, облеченными в научную форму. Но тот же Ленин решительно критиковал тектологию Богданова за приверженность субъективному идеализму.

Отсутствие однозначного отношения к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы Тейлора - все это и многое другое свидетельствует  о переходности данного периода.

Перед II Всероссийской  конференцией НОТ (1924г.) четко выявились две теоретические группы - «группа 17-ти» (Керженцев, Бурдянский и др.) и «цитовцы» (Гастев, Гольцман и др.), основные различия заключались в том, что первые в центр внимания ставили вовлечение масс в работу НОТ, а вторые, по мнению их противников, замыкались в узких лабораторных рамках, сводя всю практику НОТ к деятельности сотрудников научных институтов труда. [4., стр.47]

Информация о работе Особенности развития российского менеджмента