Особенности развития предприятия на различных стадиях жизненного цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.
В моей работе основное внимание я уделю особенностям управления организацией в аспекте его экономической эффективности на основании соответствующих показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА 5
1.1 Основная концепция жизненного цикла предприятия 5
1.2 Методики изучения жизненного цикла организации 7
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА 11
2.1 Анализ стадий жизненного цикла 11
2.2 Стадии становления и роста 13
2.3 Этап зрелости и спада 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа №2.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная концепция для описания жизненного цикла организации основывается на сопоставлении жизненного цикла организации с жизненным циклом продукции.

Перед тем как приступить к выпуску продукции стадия становления предполагает проведение специальных исследований и разработок по развитию и организации бизнеса. Начальные затраты на исследования и разработки потребуют от предприятия значительных расходов, что вызовет отток наличности. Только с ростом оборота основная часть расходов будет покрываться прибылью, и дефицит сменится доходами. Если начало бизнеса успешное, оборот предприятия будет быстро расти, по мере насыщения рынка продукцией, последует некоторый спад роста. Новое расширение производства возможно только в том случае, если предприятие найдет новые рынки сбыта или разработает новую продукцию, в противном случае во избежание банкротства необходима реструктуризация.

Также для описания жизненного цикла используются следующие методики:

      исходя из обретения экономическим субъектом динамического равновесия с внешней и внутренней средой;

      используя связь жизненного цикла с экономическим циклом и соответственно с динамикой объёмов производства;

      опираясь на биологические подходы и критерии освоения организацией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише) и уровни «внутривидовой» конкуренции в ней;

      ряд подходов с системно-интеграционной точки зрения, когда организация рассматривается как сложная система, учитываются всевозможные факторы.

Для эффективного управления организацией менеджеру необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий ее жизненного цикла. И в каждой точке перегиба требуется смена типа топ-менеджера, так как перед организацией меняются задачи, и руководителю необходимы другие рабочие качества. Например, начинает дело обязательно менеджер-предприниматель, а на стадии интенсивного развития всегда более эффективен менеджер роста, на стадии упадка – менеджер, владеющий технологиями антикризисного управления.

Важнейшим принципом поддержания эффективности функционирования предприятия является постоянный контроль финансово-экономических показателей с целью обнаружения сигналов о надвигающемся снижении эффективности и немедленной реакции на эти сигналы. Основные мероприятия, которые позволяют повысить эффективность деятельности предприятий на каждом этапе жизненного цикла:

     к мероприятиям этапа зарождения можно отнести такие, как постепенное внедрение на рынок, проведение активного маркетинга и налаживание связей с поставщиками и кредиторами. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости.

     на этапе роста следует проводить модернизацию производства, обеспечивать рост качества продукции и держать под контролем заемную политику фирм. На этапе роста важными становятся показатели оборачиваемости и рентабельности продаж.

     на этапе зрелости наступает черед мероприятий по интенсивной модернизации и диверсификации производства, осуществляется поиск новых контрагентов. Для поддержания эффективного функционирования предприятия в период зрелости необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, рентабельности активов и собственного капитала, оборачиваемости.

     в период спада опять наступает время проводить усиленный маркетинг, а также требуется повышение квалификации работников и увеличение объема производства.

Наиболее важными показателями эффективности деятельности предприятия являются показатели платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости рентабельности и деловой активности, рыночной активности и рискованности. Правильно оперируя данными показателями, менеджер обязан поддерживать эффективность деятельности предприятия на необходимом уровне, т.к. повышение эффективности, является решающим материальным фактором реализации цели существования производства.

Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать стратегический или оперативный тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа.

Управленческая эффективность предприятия означает такую структуру управления на предприятии, при которой обеспечивается отсутствие текучести кадров, четкость и последовательность принимаемых управленческих решений, распределения ответственности, контроль за их исполнением, постоянство партнеров и поставщиков, каналов сбыта и т.д.

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Альфа, 2001.

2.        Акулов В. Теория организации – М., 2003.

3.        Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: ФиС.

4.        Басовский Л.Е. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2001.

5.        Бусыгин А.В. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 1999.

6.        Волков О.И. Экономика предприятия. – М., Инфра-М, 2001

7.        Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М.: Дело, 2000.

8.        Гpибoв B.А., Гpyзинoв B.Р. Экономика предприятий – М, ФиС, 2001.

9.        Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. — М: Издательство «Дело», 2000.

10.   Карпик А.Е. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2001.

11.   Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: ФиС, 1998.

12.   Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. – М.: РДП, 1999.

13.   Лебедев В.А. Управление затратами на предприятии. – СПб.: Бизнес, 2000.

14.   Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товара. – М.: Юрайт-М, 2001.

15.   Минцберг Г. Структурирование организаций // Стратегический процесс. – СПб: Издательство «Питер», 2001.

16.   Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. – М.: Аналитика, 1997.

17.   Попов Е., Хмелькова Н. Эволюционная теория предприятия. – Екатеринбург, 2002.

18.   Райзберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: Ось-89, 2000.

19.   Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1999.

20.   Сергеев П.В. Экономика предприятия. – М.: ФиС, 2001.

21.   Экономика предприятия // Под ред. Семенова В.М., 1998

22.   Экономика предприятия // Под ред. Горфинкеля В.Я. – М., Юнити, 2000

23.   Экономика и статистика фирм // Под ред. Ильенковой С.Д. – М., ФиС, 2001

24.   Лавизина О. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система // Менеджмент в России и за рубежом. 2003, №5.

25.   Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики. 2006, № 3

26.   Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2000.

27.   Уткин Э.А. Цены, ценообразование, ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 2000

28.   Шейн Э. Организационная культура и лидерство. — СПб: Издательство «Питер», 2002.

 



[1] Акулов В. Теория организации – М., 2003.

[2] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: ФиС.

[3] Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. – М.: РДП, 1999.

[4] Попов Е., Хмелькова Н. Эволюционная теория предприятия. — Екатеринбург, 2002.

[5] Сергеев П.В. Экономика предприятия. – М.: ФиС, 2001.

[6] Гончарук В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2000.


Информация о работе Особенности развития предприятия на различных стадиях жизненного цикла