Особенности менеджмента как вида деятельности. Эволюция теорий управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 04:50, реферат

Описание работы

Менеджмент – это эффективное управление хозяйством включающее межличностные отношения, управление производством, предприятием с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.

Работа содержит 1 файл

реферат 1.doc

— 49.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева»

 

 

 

Факультет экономики и сервиса

Кафедра экономической теории

 

 

РЕФЕРАТ №1

на тему «Менеджмент: предмет, задачи.
Особенности менеджмента как вида деятельности.
Эволюция теорий управления»

 

 

                                                                             Выполнил:

студент III курса ФЭС 

                                                                                   Гулый Кирилл

                                                                                     группа  ЭК-091

 

 

Научный руководитель:

В. В. Михальченко

                                       Кемерово 2012

1.Объект и предмет изучения менеджмента как науки управления ресурсами.

           Менеджмент – это эффективное управление хозяйством включающее межличностные отношения, управление производством, предприятием с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.

Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

Менеджмент, как наука представляет собой теоретическую базу практики управления.

В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент (по-русски «управление») — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

 

2.Управление как отношение и как система.

          Управление — это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

          Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направлено на успех и выживание. В то же время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.

 

В управлении всегда есть: субъект — тот, кто осуществляет управление, и объект — тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления — организовать работу других людей, при этом высшей формой искусства управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что никто им не управляет.

 

Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице, то в этом случае имеет место частные случаи управления, называемые самоуправлением.

 

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

 

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой — потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

 

Управление может осуществляться только в, том случае, если существует реально действующая система, которая является органичной частью любой организации (называется системой управления).

 

3.Основные школы менеджмента: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, количественная школа.

 

1)  Классическая (традиционная) школа управления: Ф. У. Тейлор

Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:

• повышения производительности и эффективности труда;

• нормирование труда;

• работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);

• мотивации труда работников;

• разрешение социальных проблем.

2) Из этой школы выделилась отдельная группа ученых, внимание которых привлекали общие функции и принципы управления, функции менеджеров и руководителей на всех уровнях управления предприятием. Наиболее известными представителями административной и функциональной школы управления являются А. Файоль, Дж. Муни, А. Рейли, которые рассматривали следующие вопросы:

• основные принципы менеджмента;

• основные функции управления;

• процессный подход к управлению;

• принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления;

• построение организации;

• централизация и децентрализация власти;

• мотивация труда и стабильность кадров;

• разделение труда;

• власть и ответственность;

• справедливость оплаты;

• контроль.

 

3) Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке, что привело к формированию «школы человеческих отношений». В конце 1950-х гг. некоторые ее представители выделились в школу «поведенческих» наук (бихевиористскую школу), изучающую не просто межличностные отношения, а самого человека.

 

Своей известностью «школа человеческих отношений» обязана трудам таких ученых, как Г. Мюнстерберг (1863-1916), М. Фоллетт (1868-1933), Э.Мэйо (1880-1949) и др…

Основное внимание исследователей привлекали следующие проблемы:

• социальная ответственность бизнеса перед работниками;

• индивидуальная психология;

• человеческие потребности;

• психология и мотивация работников;

• конфликты (функциональные и дисфункциональные);

• обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;

• формальные и неформальные организации;

• статусы и роли членов коллектива;

• авторитет и лидерство в коллективе;

• роль социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность труда факторов.

Счастливый рабочий — есть эффективный и производительный рабочий, утверждали представители этой школы. Как обеспечить ему это счастье?

4)  Усложнение процесса управления, обусловленное бурным научно – техническим прогрессом послевоенных лет послужило основной предпосылкой возникновения количественной школы управления

Ключевой характеристикой количественной школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Представители данной школы осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.

 

4.Школы современного менеджмента. Теория человеческих отношений.

Школа принятия управленческих решений зародилась в середине 60-х годов 20 века в Гарвардской школе бизнеса. Ее наиболее яркие представители — Нобелевский лауреат в области экономики Герберт Саймон и Дэвид Марч. В соответствии с их взглядами управление представляет собой непрерывный процесс поиска реальных и потенциальных проблем, мешающих функционированию и развитию организации, выявления новых перспектив и возможностей, разработки и реализации решений, позволяющих предотвратить проблемы или реализовать возможности. Сторонники школы принятия решений настаивают, что большинство управленческих проблем можно решить, используя формальнологические и математические методы.

 

Школа ситуационного управления. Суть данной теории состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут привести к противоположным результатам. Пэтому, осуществляя функции управления — планирование, распорядительство, контроль, — менеджеры должны исходить из оценки ситуации, в которой они действуют. Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения, инновации и перестановки наиболее рационально и безболезненно, создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению. С точки зрения этих теорий, управление — это, в первую очередь, искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее причины и выбрать адекватные методы управления. Поэтому можно обучить лишь технике менеджмента, которая должна дополняться талантом руководителя.

 

 



Информация о работе Особенности менеджмента как вида деятельности. Эволюция теорий управления