Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 08:12, реферат
Особенности американского менеджмента - Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить - демократичность страны - трудолюбие граждан - высокий престиж образования - отсутствие государственного вмешательства в экономику Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими.
Особенности американского менеджмента
- Особенности
американского менеджмента - Управление
как наука, научная дисциплина
возникла в США в начале XX века.
Этому способствовал целый ряд
факторов, среди которых следует
отметить - демократичность страны
- трудолюбие граждан - высокий
престиж образования - отсутствие
государственного
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека. Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930) Основные принципы системы Г. Форда: ► Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере; ► Непрерывность и подвижность процесса производства; ► Максимальный темп работы; ► Новая технология на основе поточного производства; ► Точность как стандарт и качество продукции; ► Определяющая роль технико–технологической системы; ► Экономический эффект системы; ► Не быть зависимым от человека, его слабостей. - Особенности американского менеджмента -
* * * * * * * * * * Особенности американского менеджмента:: ►Бизнесмены действуют прямолинейно; ► Прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах, ► Не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим. ► Для американского менеджера более характерен индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Американский стиль менеджмента - это ориентация на будущее. Отсюда - планирование на перспективу, прогнозирование, маркетинг, преследующий цели - лучше понять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы. Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию и обучению работников, повышению их профессионального уровня и инициативы в работе. - Особенности американского менеджмента -
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые. Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней. Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель – подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение. Современный менеджмент должен основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии. Значительный вклад в это направление внес Элтон Мэйо (1880 – 1949) Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. - Особенности американского менеджмента -
Американская
модель менеджмента основана на формировании
так называемого
Важно отметить следующую закономерность. → Теперь менеджер координирует работу специалистов, спользуя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 1. Наличие рынка. 2. Индустриальный способ организации производства. 3. Корпорация как основная форма предпринимательства. → Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей. → После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Следующий этап развития: → Затем управление отделяется от капитала и производства. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента. → Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. → менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. - Особенности американского менеджмента -
Наиболее известная всем нам компания, использующая принципы американской модели управления - это конечно же Макдональдс. Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника. Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров. Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция "делать с первого раза". Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) - концепция "точно вовремя". Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня. Перспектива карьерного роста в компании. Поощрение конкуренции и внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили). Ответственность начальников за действия подчинённых. Рассмотрим на примере этой компании обозначенные выше особенности американской школы. - Особенности американского менеджмента -
Американская модель менеджмента |
Индивидуальный характер принятия решения |
Ответственность индивидуальная |
Строго формализованная структура управления |
Индивидуальный контроль руководителя |
Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе. |
Главные качества руководителя – профессионализм и инициатива |
Ориентация управления на отдельную личность |
Американская система оперативного планирования материальных потоков
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.
Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.
В последние
годы во всем мире возрастает интерес
к японским формам и методам управления,
т.к. быстрое успешное развитие экономики
этой страны позволило ей занять лидирующее
положение в мире. Япония является
крупнейшим в мире производителей легковых
автомобилей; доминирует в производстве
почти всех категорий массовых полупроводниковых
микросхем; признана самой конкурентоспособной
страной в мире; занимает лидирующие
позиции в обеспечении
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Японская модель менеджмента основывается на философии «мы все - одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Опросы работников фирмы SONY показали, что 75-85% опрошенных считают себя одной «командой», усиленные совместные действия которые принесут всем ее членам пользу.
Японцы называют организацию «ути», что означает «дом, семья», и убеждены, что можно изменить мировоззрение, разводиться, менять фамилию и имя – невозможно лишь изменить фирме.
Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер - в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо.
В любом коллективе существует чёткая и всем понятная цель, которая сплачивает персонал фирмы в коллектив единомышленников, настроенных на решение центральной задачи, достижение цели, которой подчинено всё.
Каждый японский
служащий весьма тесно отождествляет
себя с фирмой, в которой работает,
и убеждён в собственной
Японская система
управления стремиться усилить отождествление
работника с фирмой, доводя его
до степени жертвенности во имя интересов
фирмы: служащие японских компаний редко
пользуются днём отдыха или выходным
днём, безоговорочно выполняют
Связанный различными обязательствами по отношению к фирме и учитывая разнообразные материальные стимулы, сотрудник не может оставить компанию, не потеряв основной части привилегий, или снизить интенсивность труда из опасения быть обойденными другими, переведёнными на менее престижную работу и т.д.
В результате на японских фирмах почти не наблюдается текучести кадров и, судя по статистике, на 1000 рабочих автомобилестроительной промышленности приходится всего 25 дней прогулов (в США – 343 дня, т.е. в 14 раз больше).